В минувшую субботу, 11 июля, день, когда Польша вспоминает осуществленный во время Второй мировой войны силами украинских националистов геноцид польского народа, на Волыни вблизи села Гаевое Киверцовского района украинцы провели освящение памятного знака. «Чести» удостоились погибшие здесь в августе 1943 года члены ОУН-УПА и «мирные жители», которых обозначили в качестве «жертв» польских и советских партизан. С инициативой установки памятника, как сообщает портал «Волинські Новини», выступили местное отделение партии «Свобода», Братство ветеранов ОУН-УПА Волынского края имени полковника Клима Савура и Луцкий городской ветеранский Союз политзаключенных и репрессированных. Панихиду отслужили священники Украинской православной церкви Киевского патриархата во главе с митрополитом Луцким и Волынским Михаилом. В мероприятии приняли участие первый заместитель председателя Волынского областного совета Александр Пирожик, депутат областного совета Николай Давидюк и другие.

Как заявил Пирожик, в наши дни чрезвычайно важно извлечь адекватные уроки из «Волынской трагедии» (так в тексте — ред.), «спровоцированной Кремлем»: «Мы должны осознать, что у нас с поляками — совместный геополитический враг. Именно Россия, которая сейчас решила вести необъявленную войну с Украиной, и была главным виновником украинско-польского противостояния. Сегодня поляки поддерживают Украину в войне с Россией. А в те годы украинцы вынуждены были защищать свою землю и свои семьи от многих оккупантов, которые на них покушались, — немцев, поляков, русских… Яркий пример — трагедия вблизи Гаевого. Как свидетельствуют историки, драматизм ее усиливается тем, что в вооруженное столкновение между польскими и украинскими воинами, которые прибыли сюда для защиты мирного украинского населения, вмешались «красные» партизаны, у которых поляки запросили помощи». Противоречивые «открытия» вице-спикера Волынского облсовета, у которого «геополитические союзники» почему-то воевали друг с другом, становятся логичными после поправки профессора Школы политических исследований Оттавского университета Ивана Качановского, который уточняет, что разговоры о массовых расстрелах украинцев в Гаевом являются фальсификацией. По словам ученого, его «архивы, полевые исследования и интервью с местными жителями в этом и соседних селах говорят, что около 100 бойцов ОУН-УПА и местных жителей, которых мобилизовали националисты, были убиты силами польской самообороны и советских партизан при контратаке после попытки отрядов ОУН-УПА вырезать жителей этой польской колонии».

Волынская резня, жертвой которой стали 100 тысяч поляков, — крайне больная тема для польского общества. Она объединяет даже фанатов футбольных клубов, которые ни по какому другому вопросу обычно не могут прийти к согласию друг с другом. После государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года власти Польши и ведущие медиа попытались замалчивать эту одну из величайших трагедий в жизни польского народа. Но после того, как администрация президента Украины, Верховная рада и многие партии активизировали процесс официальной героизации убийц из ОУН-УПА, тема Волынской резни неизбежно начала политизироваться и актуализироваться. Поляки недоумевали, почему соседняя страна, которую они поддержали в ее стремлении «стать Европой», так лихо оттаптывается на их больных мозолях. Настроения начали меняться, особенно на фоне отступлений от закона и деградации украинского государства. Первыми это поняли в оппозиционной партии «Право и Справедливость» (PiS), представители которой летом этого года четко дали понять, что геноцид поляков во время Второй мировой войны — не тема для дискуссий.

Популярный польский портал Onet. pl приводит подборку мнений исследователей этого преступления. Историк Ева Семашко отмечает, что первые попытки выгнать поляков за Сан фиксируются в конце XIX века, а в ходе Второй мировой войны они достигли своего апогея. Истреблением поляков украинские националисты хотели добиться этнической чистоты будущей Украины. Таким образом, большой проблемой, считает Семашко, является попытка «релятивизации истории». Нет никакой симметрии, когда дело доходит до числа жертв. Поляки стреляли в украинцев, но именно в ответ, чтобы остановить боевиков. Профессор Тадеуш Марчак из Университета Вроцлава считает, что у Киева есть очень серьезные проблемы с пониманием сути этого преступления, а фактическое признание с его стороны Волынской резни «займет очень много времени». Наконец, как говорит президент Фонда «Наследие Приграничья» Ян Сабадах, особое беспокойство вызывают попытки построить национальную идентичность на Украине на основе мифов об ОУН-УПА и Степане Бандере. Процитированных выше настроений придерживается большинство польского общества. Но для их реализации на государственном уровне, за чем должны последовать конкретные внешнеполитические решения, требуется либо непосредственная реакция власти, либо хотя бы инициирование гражданского обсуждения для последующего давления на Варшаву.

В этой связи интересна инициатива краковского католического журнала Polonia Christiana. На днях издание повторно опубликовало взятое в 2013 году интервью у профессора Католического университета имени папы Иоанна-Павла II Йозефа Марецки. Он подчеркнул в нем, что агрессия украинских националистов была направлена в основном на польское католическое духовенство латинского обряда. Кульминацией убийств не случайно стал воскресный день, 11 июля 1943 года, поскольку украинские греко-католики точно знали, что «латиняне» пойдут в свои храмы. И поэтому католические костелы забрасывали гранатами. Помимо рядовых прихожан, основную часть которых составляли женщины и дети, пострадало много священников, которых зачастую подвергали страшным пыткам. В Восточной Галиции, где служили 120 ксендзов, только на Волыни погибло около 20 святых отцов. Конечно, подчеркивает Марецки, следует помнить, что Римско-католическая церковь на Украине восстанавливается и у нее хватает других проблем, «но не теряем надежды, что, как и жертвы Гражданской войны в Испании, волынские мученики будут причислены к лику блаженных, а после канонизированы».

Профессор Католического университета имени папы Иоанна-Павла II, судя по всему, ограничивает рамки возможной беатификации погибшим духовенством. Между тем Католическая церковь в Польше могла бы сделать большее. В 2013 году этого еще не было, а сейчас есть пример Армении, где в апреле сего года Армянская апостольская церковь на торжественной церемонии причислила к лику святых жертв Геноцида армян. Это был невиданный доселе в истории обряд коллективной канонизации, которым объявлялся образ собирательного мученика, принявшего смерть во имя веры и родины. Такую же характеристику можно применить и к волынским полякам. Однако вначале требуется, чтобы III Республика на официальном уровне по примеру Армянского государства признала факт Геноцида поляков и потребовала соответствующей международной реакции. После чего польский епископат уже имел бы все основания начать процесс исследования вопроса о канонизации 100 тысяч поляков, убитых во время Волынской резни и многие из которых не получили достойного христианского погребения. Решатся ли столицы, светская Варшава и католическая Гнезно, на такой шаг? Дорога к святости может быть долгой, однако когда-то нужно сделать первый шаг.