restbee.ru
Флаги Камбоджи.

7 июля американец Марк Хармон, четвертый по счету иностранный следственный судья с момента основания Международного трибунала по расследованию преступлений «красных кхмеров» в Камбодже, объявил о своей отставке. «Для меня большая честь быть отобранным для работы в Международном трибунале и иметь возможность вместе с моими камбоджийскими и иностранными коллегами восстанавливать справедливость от имени многих жертв, пострадавших от рук «красных кхмеров”", — подвел Хармон итог своей трехлетней деятельности в Камбодже. По его словам, причина отставки была вызвана «строго личными мотивами».

Тем не менее, многие наблюдатели сомневаются, что Марк Хармон, объясняя причины своего ухода с должности, на самом деле сказал правду. Сам Международный трибунал родился как компромисс между Организацией Объединенных Наций и властями Камбоджи. ООН и ряд западных стран настаивали на необходимости суда над «красными кхмерами», но сомневались в том, что чисто камбоджийский процесс будет отвечать общепринятым стандартам правосудия — а это дискредитирует основную идею неотвратимости справедливого возмездия за совершенные преступления. В свою очередь, власти Камбоджи настаивали на том, что судить камбоджийцев за преступления против камбоджийцев и совершенные на территории Камбоджи — должен исключительно камбоджийский суд. Такого же мнения придерживались и другие крупные международные игроки — например, Китай. В результате компромисса было принято решение о создании «гибридного» трибунала, в котором в 2008 году были задействованы 230 камбоджийцев и 100 иностранцев. Предварительное следствие в рамках трибунала осуществляют два равных по статусу следственных судьи — иностранный (назначаемый ООН) и местный. Первые слушания в рамках трибунала начались в 2009 году.

Исходя из «гибридного» статуса этого трибунала и того факта, что власти Камбоджи согласились на его создание с большой неохотой, понятна главная трудность, с которой сталкивались менявшие друг друга иностранные следственные судьи Международного трибунала. Они были отнюдь не желанными гостями в Камбодже, и с их присутствием камбоджийские власти мирились как с необходимостью. Сразу же возникли разногласия по поводу того, сколько людей должно привлекаться к ответственности. Если западные страны считали, что число подсудимых должно составить 20−30 человек, то власти Камбоджи хотели ограничиться осуждением пяти высших руководителей «красных кхмеров» — из тех, кто на тот момент оставался в живых и был в зоне досягаемости (в их числе оказались начальник секретной тюрьмы S-21 Канг Кек Иеу, бывший «брат номер два» и премьер Нуон Чеа, бывший вице-премьер и глава МИДа Иенг Сари, его жена Иенг Тирит и бывший глава государства Кхиеу Сампан). Обвинения, предъявленные первому из этих пятерых, получили наименование судебного дела номер 001, остальным предъявлялись обвинения в рамках дела номер 002.

Вот именно с учетом этой истории следует оценивать отставку Марка Хармона. В качестве главного его достижения на посту следственного судьи наблюдатели отмечают выдачу ордеров на аресты в рамках дел трибунала, которые проходят под номерами 003 и 004 — то есть, выходят за рамки тех «пяти обвиняемых», наказать которых считала достаточным камбоджийская сторона. По сообщениям СМИ, дело 003 касается командиров «красных кхмеров» Меаса Мута и Соу Мета, которые, согласно документам суда, отвечали за аресты и перевозку заключенных в тюрьму S-21. По делу 004 обвиняемыми проходят несколько начальников среднего уровня при режиме «красных кхмеров» — Им Чеам, Та Ам и Та Тит. Они отвечали за деятельность и режим одного из трудовых лагерей, содержащиеся в котором принудительно трудились на строительстве ирригационных сооружений. При этом Та Тит впоследствии стал крупным камбоджийским бизнесменом, а Им Чеам сделал успешную карьеру в органах государственной власти.

То есть, рука правосудия в лице следственного судьи Марка Хармона планировала дотянуться до бывшего второго эшелона руководства «красных кхмеров». Именно поэтому выданные им ордера на арест были прямо проигнорированы камбоджийской полицией. Это, по мнению наблюдателей, еще раз подтвердило вывод о том, что правительство Камбоджи не желает сотрудничать с ООН в привлечении к суду новых обвиняемых. Тем не менее, как пишут камбоджийские газеты, ООН закрывает глаза на прямой саботаж правительства Камбоджи. С этих позиций декларирование «личных причин» отставки Хармона выглядят как попытки не раздувать скандал на пустом месте и не ставить под угрозу то, что с таким трудом все-таки удалось сделать.

По мнению наблюдателей, выйти за рамки рассматриваемого судом дела 002 и обозначить круг новых подозреваемых Хармон сумел исключительно при помощи иностранных специалистов, потому что камбоджийские власти это его стремление упорно игнорировали. «Ему удалось продвинуться на несколько шагов в делах 003 и 004» — считает наблюдатель за процессом Хитер Райан. По ее мнению, в отличие от своего предшественника Лорана Каспера-Ансерме, судья Хармон относился с подчеркнутым уважением к своему камбоджийскому визави Ю Бунленгу, и поэтому им вдвоем иногда удавалось найти точки взаимопонимания. То есть, по мнению одного из экспертов, судья Хармон был «идеальным назначенцем ООН».

Негативное отношение действующего премьера Хун Сена (который, кстати, сам входил в число командиров среднего уровня при режиме «красных кхмеров») относительно дел 003 и 004 было продемонстрировано еще раз в феврале этого года, когда он заявил, что расширение сферы деятельности трибунала за рамки дела 002 (по которому проходят Нуон Чеа и Кхиеу Сампхан — Иенг Сари в 2013 году умер, а его жена уже не может быть участником процесса по причине прогрессирующей болезни Альцгеймера) приведет к тому, что многие люди «побегут обратно в джунгли» (многие эксперты согласны с тем, что некоторый резон в словах премьера все-таки присутствует). Это было не первое заявление премьера на подобную тему. Еще в 2009 году премьер сообщил, что начало следственных действий в рамках дел 003 и 004 ввергнет Камбоджу в гражданскую войну, жертвами которой могут стать 200−300 тысяч человек. Таким образом, отказ ООН публично объявить о своем недовольстве по поводу того, что камбоджийская сторона не дает привлекать к ответственности других подозреваемых в совершении преступлений, может быть вызван тем, что Пномпень своими алармистскими пророчествами, по мнению иностранных наблюдателей, просто «дурачит» международную организацию.

«ООН откровенно заявляла, что ее цель — спокойно довести до конца дело 002 и избегать любых скандалов, чтобы помешать этому», — считает исследовательница Энн Хайделл. По ее мнению, только самообладание, спокойствие и настойчивость Марка Хармона позволила ему продвинуться в расследовании дел 003 и 004. Тем не менее, адвокаты подозреваемых в рамках этих дел говорят о том, что Хармон действовал «тайно» и не показывал им собранные доказательства вины их клиентов. Это, по их мнению, далеко от того, каким должна быть процесс расследования подобных дел. «Он больше был похож на прокурора, чем на судью, расследующего дело», — сказал один из адвокатов.

С отставкой следственного судьи Марка Хармона будущее дел 003 и 004 становится еще более неопределенным. По мнению Энн Хайделл, иностранные доноры трибунала (то есть, Канада, Индия и Япония) должны надавить на ООН, чтобы эта организация заняла более активную позицию по данному вопросу. «Доноры, финансирующие суд — единственные, кто может настаивать на расследовании со стороны ООН, почему не были исполнены выданные ордера на арест, вместо того, чтобы попустительствовать властям Камбоджи и оплачивать бессилие пятого судьи международного трибунала," - считает она.