Природная рента тормозит развитие экономики: эксперт

Проблема управления рентными доходами напрямую связана с феноменом «ресурсного проклятия»

Москва, 10 июля 2015, 12:05 — REGNUM  Природная рента при слабых экономических институтах тормозит развитие экономики. Реформы отрасли, проводимые в последние четыре года, не помогли России избавиться от «сырьевого проклятья», отметил младший научный сотрудник лаборатории исследования отраслевых рынков Высшей школы экономики Иван Хомутов в докладе «Распределение нефтяной природной ренты в российской экономике: в поисках оптимума».

Проклятие скважины

Природная рента — это добавочный доход, сверх нормальной прибыли на труд и капитал, получаемый государством благодаря благоприятным природным условиям. «Грубо говоря, это незаработанный производителем доход, который есть потому, что страна обладает каким-то ресурсом», — пояснил Хомутов.

Проблема управления рентными доходами напрямую связана с феноменом «ресурсного проклятия». Суть его в том, что страны, богатые природными ресурсами, испытывают определенные проблемы с экономическим ростом. Прежде всего, по словам автора, с этой проблемой сталкиваются государства с плохими общественными институтами. К примеру, Норвегия не страдает от «проклятия», а Нигерия страдает в крайней степени.

Есть две гипотезы, объясняющие негативное влияние ренты на экономику.

Первая — это проблема рентоориентированного поведения. В странах с плохими институтами (прежде всего институтами частной собственности) выгода от занятий бизнесом падает, а если есть большая природная рента, то перспектива стать рантье гораздо привлекательнее. Поэтому большое количество субъектов начинает конкурировать за ренту, что в итоге приводит к снижению темпов роста ВВП.

Вторая гипотеза — низкое качество управления государственными средствами (неэффективность госинвестиций) в странах с плохими институтами.

Куда утекает нефть

В России вопросы ресурсной ренты сосредоточены в двух отраслях: нефтяной и газовой. Создание и распределение нефтяных доходов происходит на трех этапах: добыча и экспорт нефти; поставка нефти на НПЗ, производство нефтепродуктов и отправка их на экспорт; производство продуктов для внутреннего рынка. Нефтяную ренту полностью изымает государство через два платежа — НДПИ и экспортные полшины. Цена нефти на внутреннем рынке меньше на величину транспортных затрат и экспортной пошлины — так субсидируются нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Цены на нефтепродукты на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем за счет отсутствия все тех же транспортных затрат и экспортных пошлин. Таким образом, субсидируются внутренние потребители — население, приобретающее бензин, и компании, использующие нефтепродукты.

В последние четыре года в России было проведено три реформы налогообложения нефтяной отрасли, напомнил автор доклада.

Первая прошла в 2011 году и имела три цели: стимулировать инвестиции в добычу; увеличить экспорт нефти за счет сокращения объемов переработки убыточных НПЗ; стимулировать углубление переработки. В результате нефтедобыче вернули нормальную прибыль, существенно выиграло государство, немножко потребители и проиграла переработка.

Две последние реформы: «малый налоговый маневр» в 2013 году и «большой налоговый маневр» в 2014 году. Цель первого была чисто фискальной — государство хотело изъять у потребителей нефтяную ренту и увеличить, таким образом, доходы бюджета. Объяснялось это стремлением снизить энергоемкость экономики за счет повышения цен на нефтепродукты. Реформа не была завершена, на смену ей пришел «большой налоговый маневр». В результате реформы выиграли нефтедобытчики и государство, потеряли переработчики и потребители.

Взять и поделить

Исследования Всемирного банка и других международных структур показывают, что российские институты отличаются крайне низким качеством. В таких условиях перераспределение природной ренты от потребителей к государству может иметь серьезное негативное последствие для экономики. Так, рост цен на нефтепродукты не приводит к заметному снижению энергоемкости, механизм распределения ренты среди потребителей несправедлив — богатые слои населения получают большую выгоду от низких цен на нефтепродукты, чем бедные. Кроме того, есть проблема непродуктивной занятости населения: действующая система налогообложения позволяет существовать убыточным предприятиям и отраслям (в т.ч. за счет бюджетных субсидий).

Целесообразно отказаться от субсидирования переработчиков нефти и промышленных потребителей, а высвободившийся кусок доходов (порядка 3,6−3,7% ВВП) передать физлицам. В ценах 2014 года, это примерно 20 тысяч рублей на душу населения. Следующим шагом должна стать полная отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которые составляют основу природной ренты. Одновременно предполагается увеличение НДПИ на величину, не превышающую размеров отмененной пошлины. В перспективе, это позволит отказаться от субсидирования разных отраслей экономики через природную ренту, у государства исчезнет возможность субсидировать убыточные предприятия, а главное, как уверяет эксперт, уйдет проблема рентоориентированного поведения, поскольку «пропадает предмет конкуренции, конкурировать не за что».

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.