7 июля в Государственную думу внесен законопроект, предлагающий откладывать вступление в силу федеральных законов, приводящих к увеличению совокупной налоговой нагрузки, на семь лет. Необходимость принятия таких изменений в положения статьи 3 Налогового кодекса РФ авторы законопроекта объясняют тем, что сейчас «российская экономика сталкивается с современными вызовами, в том числе с серьезным политическим давлением со стороны иностранных государств (санкциями), а также с мировым экономическим спадом». О том, как нововведения в случае принятия скажутся на налогоплательщиках, в интервью ИА REGNUM рассказал адвокат, партнёр, руководитель практики налогового и таможенного права юридической фирмы «ЮСТ» Максим Ровинский.

ИА REGNUM: Какие у этой идеи главные плюсы и минусы? Можно ли считать это позитивным изменением для налогоплательщиков-физлиц?

Такая инициатива у налогоплательщиков (в том числе физических лиц), может вызвать только воодушевление, поскольку предлагаемые нормы позволяли бы им заранее подготовиться к увеличению налоговой нагрузки. Однако бюджетные интересы в такой ситуации, очевидно, могут пострадать. Длительное отложение вступления в силу законов об увеличении налоговой нагрузки не позволит государству оперативно реагировать на возрастание потребностей бюджета. Единственным «резервом» в этом случае будет совершенствование налогового администрирования.

По мнению авторов законопроекта, отложение вступления в силу является, в том числе, гарантией неухудшения налогового режима в течение срока действия инвестиционного проекта. Дело в том, что согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».

ИА REGNUM: Почему эти нормы авторы законопроекта называют «дедушкиными оговорками»? Существует ли аналогичный международный опыт?

Описанные гарантии в мировой практике носят название «дедушкиных оговорок». Аналогичные меры (отложение вступления в силу планируемого увеличения налоговых ставок) предпринимались ранее во время экономического кризиса 2007−2009 гг. в ряде европейских стран, в частности, в Нидерландах и в Швейцарии.

ИА REGNUM: Почему из перечня налогов, увеличение ставок по которым предлагается отложить на семь лет, законопроект исключает акцизы и налог на добавленную стоимость на товары, произведенные в России?

Тем самым авторы законопроекта предлагают сохранить возможность оперативных изменений налоговых ставок по двум наиболее собираемым налогам.

ИА REGNUM: Какие перспективы у данного законопроекта?

Вероятность принятия этого законопроекта Государственной думой РФ невелика. 17 июня этого года Правительство РФ дало отрицательное заключение на него, указав, что положение об отсрочке вступления в силу изменений в законодательство о налогах и сборах на семь лет представляется необоснованным, поскольку налоговое законодательство должно отражать текущие социально-экономические условия, что может требовать оперативного изменения законодательства.