В Башкирии неоднозначную оценку вызывало предложение Минфина РФ финансов отстранять губернаторов от должности в качестве меры восстановления платежеспособности регионов. Опрошенные ИА REGNUM эксперты видят в прорабатывании механизма персональной ответственности губернаторов за рискованную долговую политику проявление «давления на регионы со стороны центра».

Политолог Дмитрий Михайличенко считает, что недавние заявления высокопоставленного чиновника из Минфина (сообщалось, что эту тему поднимал заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров на закрытом совещании с представителями территориальных финансовых органов — прим. ИА REGNUM) являются одной из разновидностей перманентного давления на регионы со стороны центра. «Очевидно, что в условиях сверхцентрализации об экономической самостоятельности регионов говорить приходится очень избирательно, — подчеркнул политолог. — Деятельность регионов зарегулирована центром. Даже право регионов на внешнеэкономическую активность, логически вытекающее из принципов Евразийского экономического союза (напомню, мы уже полгода живем в едином экономическом пространстве с Казахстаном, Белоруссией и Арменией), в скором времени будет поставлено под контроль центра».

По словам Михайличенко, в условиях такой жесткой сверхцентрализованной зарегулированности регионы генерируют долги прежде всего потому, что значительная часть социальных обязательств (80−85%) ложится именно на их плечи. «Зачастую на выполнение майских указов Владимира Путина и других популярных в народе обещаний главы государства в субъектах федерации просто нет денег, — сетует собеседник агентства. — Долги, как известно, порождают долги, вот и получается, что по итогам 2014 года только два российских региона не имеют долговой нагрузки».

За весь прошедший год уровень долговой нагрузки сократился только у 12 регионов. «Наверное, в этих условиях логично было бы предположить, что речь идет, скорее, о структурных диспропорциях во взаимоотношениях центра и регионов, а не о субъективном факторе в виде плохой работы губернаторов и глав», — утверждает Михайличенко.

Как считает эксперт, в последнее время фирменным стилем членов правительства Медведева стало обвинение во всех проблемах регионалов. «Такими филиппиками отличались чуть ли не все члены нынешнего правительства, — констатирует политолог. — При этом все основные полномочия находятся у центра, а в плохом экономическом положении или ухудшающейся ситуации в сфере здравоохранения, с точки зрения членов медведевского правительства, оказываются виноваты регионалы».

«Безусловно, правительство пытается создать как можно больше точек контроля над регионами, для того чтобы продолжить сверхцентрализацию ресурсов, — напоминает эксперт. — В то же время администрация президента четко обозначила тренд на выборность, а не назначаемость губернаторов. Соответственно, в свете предложения Минфина пока не понятны механизмы, как он собирается отстранять законно выбранных и легитимных губернаторов и глав».

При этом эксперт уверен, что губернаторы и главы регионов должны нести ответственность за свою финансовую и экономическую политику. «Такой параметр оценки деятельности губернаторов и глав безусловно необходим», — резюмирует собеседник

В заключение эксперт задается неожиданным вопросом: «Интересно, решится ли Минфин предложить отстранить от должности главу Чечни Рамзана Кадырова за то, что он делает „плохие“ долги?».

Общественный деятель Азамат Галин указывает, что применительно к Башкирии данное предложение вызывает ряд вопросов. «Если республиканский бюджет не столь проблемен, то бюджет Уфы близок к дефолту, — считает Галин. — У главы региона Рустэма Хамитова нет полномочий контролировать уфимский бюджет, а персональную ответственность за его выполнение он, тем не менее, несет».