Латвийская федерация пищевых предприятий (ЛФПП) категорически выступила против предложения Министерства здравоохранения повысить акцизный налог для некоторых групп продуктов питания и безалкогольных напитков, сообщает портал bb.lv.

В федерации считают, что повышать налоги для пищевой отрасли, которая в настоящее время очень серьезно страдает от российских санкций и сталкивается с огромной конкуренцией, чтобы завоевать другие рынки — это значит загонять эту отрасль в еще большую яму.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, в конце минувшей неделе Министерство здравоохранения во главе с Гунтисом Белевичем (Союз «зеленых» и крестьян) подготовило предложения по увеличению доходной части бюджета будущего года почти на 30 млн евро за счет введения акцизного налога на шоколад, сахар, соль, а также на «нездоровые продукты».

Пищевики из ЛФПП подготовили свой ответ Белевичу. «Мы, конечно, поддерживаем заботу Минздрава о здоровье общества, однако должно быть также какое-то понимание нынешнего состояния экономики страны в целом и что повышение отдельных налогов может повлиять на ведущую отрасль Латвии, которая переживает сегодня не самые легкие времена. Чиновники Минздрава в очередной раз лишь математически подсчитали, сколько они могли бы теоретически собрать денег в результате повышения налога, но забыли подсчитать также убытки и налоги, которые не будут собраны в будущем. Непонятно, на каком основании Минздрав ставит под сомнение компетенцию правительства, ведь в 2013 году Кабинет министров уже отклонил поправки о повышении акцизного налога как несоответствующие и нереализуемые», — подчеркнула председатель совета ЛФПП Инара Шуре.

По подсчетам ЛФПП, повышение акцизного налога для отдельных групп пищевых продуктов и безалкогольных напитков причинило бы среднему предприятию отрасли убытков на сумму от 10 тысяч до полумиллиона евро в год, и такие перемены означали бы, что соответствующая продукция на полках магазинов подорожала бы. «В настоящее время мы видим гораздо больше рисков и неотвеченных вопросов, чем виртуально подсчитанных выгод от повышения акциза», — пояснила Шуре.

Для введения и администрирования новых налогов необходимы дополнительные финансовые средства, администрирование и контроль будут сложными, так как нельзя убедиться в уплате акцизного налога. «Сколько дополнительных финансовых и человеческих ресурсов это потребует от Службы государственных доходов и Продовольственно-ветеринарной службы? Как будет обеспечиваться контроль производителей импортной продукции и сколько дополнительных ресурсов это потребует? К тому же существует еще и риск повышения нелегального оборота упомянутых продуктов», — предупреждает председатель совета ЛФПП.

Федерация пищевых предприятий проинформировала Минздрав об опыте других стран, который не благоприятствует планам министерства. Акцизного налога на безалкогольные напитки нет ни в Эстонии, ни в Литве. «Эти дискуссии о „здоровой“ и „нездоровой“ пище столь эмоциональны, что забывается одна существенная вещь — вклад производителей продуктов питания в латвийскую экономику, развитие экспорта, смежные отрасли. Это рабочие места для тысяч жителей Латвии, налоги в госбюджет, упорядоченная инфраструктура и окружающая среда, поддержка спорта, культуры и развлечений», — сказала Инара Шуре, напоминив, что в Европейском союзе нет четких определений, что такое «здоровая», а что «нездоровая» пища.

Добавим, что проведенные исследования показывают, что приблизительно 20% латвийской молодежи ежедневно питаются в заведениях фаст-фуда. «Спрашивается, будет ли в таких заведениях, барах и ресторанах также повышен налог на блюда, содержащие соль или сахар? Знаем ли мы, сколько соли добавляется в суп или соус, предлагаемый в конкретном ресторане?», — спрашивает Шуре. По мнению ЛФПП, министерству следовало бы лучше просвещать общество в вопросах пропорционального потребления пищевых продуктов.