На остров Коневец (один из восточных островов Ладожского архипелага — территория Ленобласти), в Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь, насчитывающий 623-летнюю историю, возвращена православная святыня — старинная икона Божьей Матери «Голубицкая» (Коневская). О том, каким образом это произошло, давних событиях и современной жизни острова рассказал корреспонденту ИА REGNUM епископ Выборгский и Приозерский Игнатий (в миру — Игорь Пунин).

ИА REGNUM: Говорят, что история возвращения на остров иконы Коневской Божией Матери похожа на детектив…

Пожалуй, и так можно считать. Но я бы сказал, что история эта похожа, скорее, на чудо. В 1941 году, в начале войны, советские военные покидали Коневец и получили распоряжение уничтожить скит Коневской иконы Божией Матери, который был слишком очевидной наводкой для врага. Уникальные постройки, представляющие величайшую историческую ценность, оказались под угрозой уничтожения. Как ни больно об этом говорить, нашим соотечественникам предстояло разрушить то, что было создано предками. Тогда оказался на острове человек офицерского звания — капитан-лейтенант Виктор Васильевич Жаров, который увидел обладающую большой притягательной силой икону в иконостасе на Коневском скиту. Он-то и забирает её с собой, а фактически — спасает. Надо помнить, что человек этот сильно рисковал: советское время, он — офицер, икона не маленькая — не складень, а весомый образ. Потом, на протяжении многих лет, икона хранилась у него дома, а когда он почил, дети передали икону в ближайший к их дому храм Спиридона Тримифунтского в Ломоносове.

ИА REGNUM: Каким образом она снова оказалась на Коневце?

О том, что икона именно в Ломоносове, мы узнали случайно, хотя она там находилась в течение пятнадцати лет, с 2001 года. Полгода назад два человека «опознали» ее. Слава богу, что настоятель ломоносовского храма, отец Олег, хоть с болью в сердце, но, полагая, что это будет праведно, решил вернуть её на Коневец. В течение нескольких дней икона находилась на подворье Коневского монастыря в Петербурге на Загородном; на остров ее доставили 24 июня — накануне Дня преподобного Арсения Коневского, основавшего монастырь в 1393 году.

ИА REGNUM: Известно, что монастырь после ухода военных начал возрождаться только в начале девяностых годов…

В следующем году исполнится 25 лет с той поры, когда первый монашеский «десант» высадился на остров. Тогда покойный владыко Иоанн Смычев — митрополит Санкт-Петербургский в газете прочитал: продается остров. В начале 90-х годов все продавалось и покупалось, творилось непонятно что. Он пригласил отца Назария, нынешнего настоятеля Александра Невского. Сказал: поезжай, посмотри, может, не покупать, а взять в аренду? Тот приехал с первыми монахами. Посмотрели, и остались. Слава богу, остров, с которого ушли военные, и не было постоянного населения, как на Соловках и Валааме, не был продан.

ИА REGNUM: Отныне возвращенная икона будет находиться на острове?

Я принял решение в отношении дальнейшей судьбы образа. Икона останется в монастыре. В день Коневской Божией матери, 23 июля, мы обычно совершаем крестный ход к Коневскому скиту, освещаем водное пространство Ладоги. Образ останется в скиту до осени — икона должна быть доступна находящимся на острове детям, а потом вернём её в монастырь.

ИА REGNUM: Известно ли время написания иконы?

Она относится ко времени, аналогичному времени написания Валаамской иконы, — то есть, примерно середине XVIII столетия. На образе, в районе сердца есть прострел — в неё стреляли, вероятно, как раз тогда, когда коневецкие святыни рушили и разоряли. Он виден, если на икону смотреть сбоку, этот след остался и после реставрации. Та икона, с которой преподобный Арсений прибыл в 1393 году на Коневец (была дана игуменом монастыря на Афоне), с 1939 года находится в Финляндии на Новом Валааме.

ИА REGNUM: Известно, что есть сторонники её возвращения. Как считаете, надо ли этого добиваться?

Многократно вставал вопрос возможного её возвращения, но думаю, этого делать не надо. Любой образ становится чудотворным благодаря молитвам людей, которые к нему приходят, и не столь важно, где это происходит. Годами и десятилетиями образ оставался там, значит, тому и быть.

ИА REGNUM: Что вы чувствуете, когда смотрите на возвращенную икону?

Есть такое понятие — сильный образ. Возвращенная икона — очень сильная. Когда я служил акафист на Коневском подворье в Петербурге, на Загородном проспекте, это чувствовал: всё внутри сотрясалось.

ИА REGNUM: Давно идёт речь о реставрации верхнего храма…

В верхнем храме медленно, но всё же идет реставрации. Я недавно дал благословение на то, чтобы в праздничные и воскресные дни там совершалась молитва. Надеемся, что к 625-летию монастыря, до которого остается два с половиной года, эта часть храма будет отреставрирована.

ИА REGNUM: Но за последние два года мало что изменилось. Когда работы продолжатся?

Это памятник федерального значения. Мы не имеем права реставрировать его сами — это все через Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, поэтому тянется бюрократическая волокита. Подаем заявки на федеральное финансирование, и монастырь понемногу преображается, но важно при этом, чтобы он не потерял свое исконное своеобразие, «изюминку», представляющие настоящую ценность, чтобы блеск куполов не затмил внутреннего наполнения, и это, думаю, удается.

ИА REGNUM: Часто ли вы бываете на Коневце?

Стараюсь бывать один раз в месяц — я должен чувствовать жизнь братии, но в силу занятости, не всегда получается. Когда ступаю на остров, отрешаюсь от остального мира. Коневец — мой внутренний аккумулятор.

ИА REGNUM: Не мешает ли монастырской жизни та, что оживляется особенно в это время года?

Летом на острове много детей, и связано это с давней традицией. Многолетнюю историю имеет Центр «Кедр» — для детей с проблемами здоровья, православный лагерь из Пушкина, 272-я петербургская школа. Общаюсь с детьми и понимаю, что у нас есть будущее — значит, не все так плохо.

ИА REGNUM: Что, на ваш взгляд, сегодня можно пожелать семьям — детям, родителям, бабушкам, дедушкам…

К сожалению, случается, что родители от воспитания детей самоустраняются, надеясь на школу, а школа «кивает» на родителей. Думаю, проблема заключается в том, что в начале девяностых годов образование было оторвано от воспитания, единый образовательно-воспитательный процесс нарушен. Слишком часто сегодня родители поступают так: покупают айпад своему ребенку, сажают, мол, смотри, что хочешь, и считают свою миссию выполненной, лишь бы им чада не мешали. У папы — свой компьютер, у мамы — свой, и дети «при деле». Уходят семейные традиции, культура общения, понимания… Хорошо, когда родители берут детей и приходят в храм, а, вернувшись домой после большого праздника, например, Пасхи или Рождества, садятся за праздничный стол и рассказывают детям, как давно принято отмечать ту или иную дату, с чем она связаны, каковы традиции давнего времени.

С малого начинается большая духовность, крепкая вера. Если говорить о пожеланиях семьям, то желаю, чтобы они образумились, не отправляли своих детей практически на распятие, не бросали в огонь. А для этого им самим надо быть сильными. Надо путешествовать, паломничать, разговаривать с детьми. Должна быть связь между прошлым и будущим.

ИА REGNUM: Считаете, что это связь в многом потеряна?

Когда служил в одном из смоленских храмов, ко мне пришла девушка. Я поинтересовался: а вы своим за упокой свечку поставили? И она простодушно ответила: «А у меня никто не умер». «Как же, говорю, понимаю, у вас есть мама. А бабушка ваша жива, а прабабушка и прадедушка?», — спрашиваю. Качает головой отрицательно. Как же может она говорить, что у неё никого нет?! Рассуждать таким образом — превращаться в дерево без корней…

ИА REGNUM: Когда Ладога не штормит, на Коневце бывает очень много паломников. Островной жизни они не мешают? Ведь монастырская жизнь предполагает уединение…

На Ладоге, кстати, уже два года лёд не становится, и неспокойно. Но проходит сезон непогоды, штормов и паломников действительно много. Думаю, это хорошо. Только за два дня — 1000 человек, практически вдвое больше, чем в прошлом. Никогда в истории Коневской обители такого количества людей не было. Когда-то, глядя на фотографии тех времен, когда также крестным ходом шла в Казанский скит огромная вереница людей, я восклицал: увижу ли когда-нибудь такое количество народа? И сегодня это увидел. Монастырская братия трудится для того, чтобы люди приходили сюда, получали утешение, ответы на вопросы, которых в жизни очень много. Если их помыслы чисты, монастырь и остров не пропадут.

Беседовала Евгения Дылева

Справка ИА REGNUM

За свою 624-летнюю историю Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь (наместник игумен Александр (Арва) сейчас им управляет) трижды разорялся и трижды восстанавливался, и потому называется «трижды воскресшим».

Финны называли этот остров Рантасаари — прибрежный. Посреди него лежит знаменитый Конь-Камень — ледниковый валун весом более 750 тонн. По легенде, в конце XIV столетия на остров прибыл святой Арсений Коневецкий, посчитавший такое место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным» и потому бесов изгнавший, после чего православные монахи возвели на вершине камня деревянную часовню…

В разные времена на Коневце бывали император Александр II (1858 год), писатели Николай Лесков и Александр Дюма, режиссер Владимир Немирович-Данченко. Российский архитектор Алексей Горностаев в середине Х1Х века надстроил настоятельский корпус и составил первоначальный план расширения собора.

В советские времена на острове царило запустение, а в монастырских постройках обосновалась военно-морская часть. Санкт-Петербургской епархии остров был возвращен в 1990 году, его первым после времен забвения настоятелем стал архимандрит Назарий — он же первый принял общественный благотворительный фонд социальной реабилитации и помощи инвалидам «Кедр» и приветствовал пребывание на Коневце детей с проблемами здоровья.

Конеевская икона Божией Матери (также Афонская Акафистная, Святогорская, Голубицкая), в 1393 году принесённая с Афона в Россию преподобным Арсением Коневским, основателем Коневского Рождество-Богородичного монастыря, была получена Арсением в дар от игумена Иоанна Зидона, благословившего его на возвращение в Россию и постройку монастыря в честь Богородицы.

Коневская Божия Матерь — одигитрия, путеводительница; но в руке у младенца не привычный свиток, а птенцы.