"Кто нагрел руки на Северном рынке" - на этот вопрос попытался ответить еженедельник "Орловский меридиан", продолжая скандальную тему криминализации одного из крупнейших муниципальных рынков города (№ 50 от 10.12. 2003 г., Елена Перова). 99 судебных заседаний потребовалось для того, чтобы вернуть собственность ОАО "Северный рынок" законному владельцу. "Перспективное предприятие, - пишет "ОМ", - учрежденное мэрией для пополнения городской казны, где 51 процент акций принадлежит комитету по управлением имуществом, оказалось убыточным, никому же неизвестная мелкая частная фирма, являвшаяся партнером ОАО, за один год увеличила свой уставный капитал в 930 раз, а в 2002 году стала фактическим владельцем основных активов рынка". Результатом проверки КРУ стало выявление финансовых нарушений на сумму более чем 9,7 млн. рублей. По завершении работы ревизоров было возбуждено уголовное дело. Как оказалось, с точки зрения уголовного кодекса формально обвинять некого: никто не за что не отвечал: "милиция развела руками и не увидела в деле никакой перспективы. Ее поддержал и прокурор Северного района А. Гринев, прекративший на днях уголовное дело. Он убежден, что здесь в чистом виде гражданско-правовые отношения, а не уголовщина, - пишет "ОМ". - Так что снимем шляпу перед героями нашего времени. И утремся?"

"За орловских судей ответит Российская Федерация", - с таким подзаголовком "Парламентская газета" опубликовала материал об обращении орловского журналиста в Страсбург (№ 230 от 10.12.2003 г. Светлана Матвеева "Страсбург рассудит"). "Из 160-ти российских жалоб, принятых к рассмотрению Европейским Судом по правам человека три - орловские. Последняя из них - жалоба орловского журналиста Геннадия Годлевского - может стать первым российским делом о нарушении права на распространение информации и свободу выражения мнения в Европейском суде, - пишет "ПГ". Суть дела такова: в марте 2001 года в "Орловском меридиане", редактором которого является Геннадий Годлевский, вышла статья. В ней рассказывалось об уголовном расследовании, которое проводила областная прокуратура в отношении шести из 14-ти сотрудников отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) УВД. Спектр предъявленных милиционерам обвинений был широк: избиения и пытки, фальсификации документов и торговля наркотиками, взятки и даже разглашение государственной тайны. В "героях" публикации себя узнали все 14 сотрудников ОБНОН и обратились с иском на газету в суд. В начале 2002 года судьей Советского райсуда Надеждой Чеканихиной было вынесено решение, которым иск милиционеров признан обоснованным В качестве возмещения морального вреда в пользу каждого из истцов было взыскано по 5000 рублей. Орловский областной суд, как впоследствии и Верховный, не нашли оснований для отмены этого решения.

"В своей жалобе в Европейский суд мы обратили внимание на то, что как в России в целом, так и у нас в Орловской области, создается новый вид цензуры для прессы: цензура судебная, - цитирует "ПГ" слова адвоката Владимира Сучков. - Что это означает? Что журналиста могут привлечь к суду за любое критическое высказывание, даже абсолютно справедливое. Мы возвращаемся к тем временам, когда критиковать можно было только на кухне".