Донбасс: застывшая реальность войны

Анализ боевых действий 10 июня — 25 июня 2015 года

Михаил Большаков, 28 Июня 2015, 13:03 — REGNUM  

За прошедшие две недели военного противостояния в Донбассе обе стороны конфликта продолжили уже привычную практику позиционной войны с локальными обострениями ситуации в наиболее напряжённых горячих точках. Поочерёдно наиболее очевидные направления возможных ударов проверяются сторонами в ходе скоротечных одно-двухдневных боёв, после чего линия фронта снова стабилизируется с незначительными территориальными потерями, обычно за счёт позиций, занимавшихся перед началом операции ВСУ. Так, например, вслед за масштабным обострением в пригороде Донецка, Марьинке, которое произошло 3 июня 2015 года, второе, менее значительное боестолкновение воспоследовало 25 июня, с уже меньшими потерями сторон и с меньшей ожесточённостью боестолкновений.

Такая практика постепенного «продавливания» позиций ВСУ, которая взята на вооружение армией Новороссии, позволяет решать тактические задачи. Например, в ходе такой же, весьма длительной и изматывающей операции был взят международный аэропорт Донецка. Однако уже даже вопрос решения оперативных задач такого рода операциями очень затруднительно сдвинуть от «точки замерзания», в которой позиции ДНР и ЛНР оказываются гораздо более уязвимыми, нежели позиции оставшейся части Украины, которая контролирует более 80% территории страны и более 80% населения. В такой ситуации даже локальные тактические успехи ВСН не могут переломить пока ситуацию в глобальном плане: киевский режим по-прежнему контролирует «блокадный периметр» и локальные поражения ВСУ никак не нарушают целостность данного периметра. При этом ведение «правильной», позиционной войны со стороны ВСН по факту превращается лишь в постоянное расширение зоны практически сплошных разрушений вокруг Донецка и Горловки — и в постепенное «перемалывание» наиболее боеспособных частей ВСН во встречных боях с неясным и незначительным результатом.

В экономическом плане ситуация в ДНР и ЛНР по-прежнему имеет тенденцию к постепенному ухудшению: к вопросам снабжения газом, электроэнергией и водой, к плохо решённым задачам пенсионного и социального обеспечения за последние две недели добавились и вопросы нарастающего топливного кризиса республик. Поскольку со стороны Киева присутствует почти что полная блокада ЛНР и ДНР, любые негативные изменения в режиме пропуска грузов через границу республик с Россией имеют практически прямой эффект на состояние республик. Так, дополнительные меры со стороны России, предпринятые с целью остановки контрабандного ввоза топлива с российской территории на территорию ЛНР и ДНР, при полной невозможности организовать это на сколь-либо «законных» основаниях в силу непризнанного статуса республик, привели в итоге лишь к недостаче топлива на заправках ДНР и, в меньшей степени, ЛНР. Бензин и дизельное топливо, которые были дефицитны в малых городах и сёлах республик, стали поступать с перебоями и в крупные города — Луганск, Донецк, Горловку.

Со стороны Украины тоже нарастают кризисные процессы. Несмотря на масштабную финансовую помощь стран Запада и даже России, киевский режим по-прежнему неспособен обеспечить экономическое выживание страны. Несмотря на то, что июньские выплаты по российскому кредиту еврооблигациями всё же были произведены, уже вопрос исполнения страной своих обязательств в июле является достаточно дискуссионным. Лето — обычный период значительного спада деловой активности, и бюджет, который с трудом сводился и в более благоприятный период зимы-весны 2015 года, может просто не выдержать постепенно повышающейся долговой нагрузки страны.

Какой из сценариев развития событий выберет киевский режим в случае своего неизбежного дефолта, пока вопрос открытый — для нас важнее скорее то, что дефолт или его купирование или игнорирование, безусловно, в любом случае спровоцирует масштабный кризис киевского режима. Однако совершенно контрпродуктивно привязывать дефолт Киева по своим обязательствам к окончанию войны в Донбассе — как ни странно, но именно война и её резкое обострение в момент фактического дефолта страны может стать тем самым «спасительным кругом», за который может схватиться Киев в надежде удержать под контролем политическую и социальную ситуацию.

При этом вилка решений для Киева достаточно очевидна — киевский режим буквально до последнего будет вести политику, направленную на поддержание постоянно ухудшающегося, но всё-таки дающего надежду на крах противника текущего «статус-кво». «Ужасному концу» всегда будет предшествовать «ужас без конца», который и будет определяться трусостью киевского правительства и невозможностью сделать неизбежный выбор под гнётом, казалось бы, непреодолимых обстоятельств. Определённая логика в этом, конечно же, есть — так как более быстрое ухудшение ситуации в донбасских республиках может и спасти Киев, даже в случае его собственного краха, так как развяжет руки киевскому режиму для осуществления провокаций, в том числе и военного характера уже по отношению к Крыму и Приднестровью.

Неизбежным побочным эффектом такого трусливого, но прагматичного выбора Киева является и последовательная сдача киевского суверенитета Украины в пользу поддерживающего режим Запада. По факту, например, принятие последних законодательных актов «О внесении изменений в закон Украины» и «О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины» является не чем иным, нежели формой скрытой сдачи в пользу НАТО, США и Евросоюза государственного суверенитета Украины.

Закон позволяет создать на Украине «условия для развертывания международной операции» вооруженного контингента НАТО и стран Евросоюза. При этом иностранные военные могут быть допущены на Украину для «предоставления Украине по ее просьбе помощи в виде проведения на ее территории международной операции по поддержанию мира и безопасности на основании решения ООН или Евросоюза».

Надо сказать, что такая формулировка является юридическим нонсенсом — Евросоюз, согласно его собственному уставу, не вправе выносить решения о проведении военных операций без санкции Совбеза ООН. Однако украинские депутаты отмечали в пояснении к закону, что допуск иностранного контингента в страну непременно обеспечит «скорейшую нормализацию обстановки, восстановление правопорядка и жизнедеятельности, конституционных прав и свобод граждан» в Донецкой и Луганской областях. При этом одновременно с этим Украина запретила участие в миротворческих операциях контингентам стран, которые «развязывают против Украины вооруженную агрессию», что тут же исключает даже гипотетическое использование для миротворческой операции гораздо более реальное участие российских миротворцев.

С другой стороны, принятие такого рода законов открывает «окно возможного» для их дальнейшего уточнения в пользу, например, размещения на территории Украины постоянного контингента стран НАТО или же расположения постоянной базы Североатлантического альянса, которые в этом случае, например, могут обеспечить воздушную поддержку группировки ВСУ в Донбассе при блокировке возможных контрмер российской стороны. Такая «блокадная», по сути, стратегия играет против России постоянно — уже видно, что угроза эскалации действует на российское руководство и на его решительность в поддержке ЛНР и ДНР более действенно, нежели сама эскалация.

Продолжается со стороны Украины и интенсивная подготовка к неизбежной, но оттягиваемой пока войне. Так называемая шестая волна мобилизации, которая позволяет поддерживать в украинском обществе военную истерию и, с другой стороны, реально даёт в руки киевского режима мощный, но недолговременный и непрочный инструмент в виде 250-тысячной армии, должна полностью пройти за июнь-июль 2015 года, с поступлением призывников в ряды действующей армии в Донбассе после необходимой подготовки в учебных частях в конце августа — начале сентября 2015 года. Это «осеннее окно», с хорошей погодой, максимальной военной готовностью украинской армии и с наиболее связанной позицией России и ухудшившейся социально-экономической ситуацией в Донбассе и будет наиболее вероятно использовано Киевом для планового обострения ситуации в Донбассе и попытки «маленькой победоносной войны».

Какова будет способность к тому времени, уже по прошествии практически полутора лет, отстоять родные города у жителей и армии ДНР и ЛНР — вопрос пока что открытый. За спиной Киева, как уже было сказано, 80% территории и 80% населения, вся мощь политической и экономической машины Запада. За спиной у ДНР и ЛНР — лишь Россия, по-прежнему избегающая эскалации украинского конфликта и ищущая варианты продлить «Минские соглашения». Однако, в категориях Киева и Запада, «минский мир» может означать лишь капитуляцию Донбасса и России. Другие варианты переговорщиков не устроят — их собственный карточный домик уже сотрясают волны социально-экономического кризиса украинского проекта, который неизбежно толкает Киев на путь военного решения внутреннего гражданского конфликта.


Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
В Молдавии установят бюст короля «Великой Румынии»
NB!
08.12.16
Япония должна признать итоги войны
NB!
08.12.16
Последняя игра ЦСКА под руководством Слуцкого — провал
NB!
08.12.16
Жадность фраера погубит: похоронят ли Порошенко откровения его соратника?
NB!
07.12.16
«Меркель будет решать проблему, которую сама же и создала»
NB!
07.12.16
Guardian: «Ради сделки с Россией по Сирии Трамп принесет Украину в жертву»
NB!
07.12.16
«Заморозка» накопительной части пенсии на три года прошла II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
Восстанавливаются пенсионные права осужденных и реабилитированных граждан
NB!
07.12.16
Приостановка компенсаций советских вкладов Сбербанка продлевается
NB!
07.12.16
«Севастополь ждет от нового губернатора решения социальных проблем»
NB!
07.12.16
Госдума повысила МРОТ на 300 рублей
NB!
07.12.16
Законопроект о фонде долевого строительства внесен в Госдуму
NB!
07.12.16
Госдума устанавливает единый порядок индексации соцвыплат с 2018 года
NB!
07.12.16
В Ингушетии задержаны сотрудники Центра по противодействию экстремизму
NB!
07.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 7 декабря
NB!
07.12.16
Министр — екатеринбуржцам: Скинемся на метро
NB!
07.12.16
Киев пытается уйти от обсуждения политической повестки — Грызлов
NB!
07.12.16
Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы прошел II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
«Теневой» мусор Подмосковья: сколько теряет область на криминальных схемах?
NB!
07.12.16
Ирландский суд снял арест со счетов Ходорковского на €100 млн
NB!
07.12.16
Песков: Путин лично принял решение о сокращении нефтедобычи
NB!
07.12.16
AC: Борьба США с терроризмом — полностью неэффективна