Подмосковье лишается традиционного предмета гордости — социально ориентированного бюджета, одним из важных его параметров был бесплатный проезд льготников, в том числе по Москве. Его отмену для большинства пенсионеров депутаты Мособлдумы между собой называют оптимизацией, однако спикер областного парламента Игорь Брынцалов настаивает: закон, одобренный губернатором Андреем Воробьёвым и принятый 18 июня, называется Д-1−861па «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве в 2015—2017 годах и внесении изменений в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».

Фото mosoblduma.ru

Но и пресс-служба губернатора сообщает: «23 июня на расширенном заседании областного правительства Андрей Воробьев напомнил о планах по оптимизации системы предоставления льгот для подмосковных жителей, пользующихся услугами общественного транспорта Москвы».

Между Москвой и Подмосковьем действует соглашение: социальные карты жителей Подмосковья позволяют пользоваться транспортом в Москве, но по федеральному законодательству не все владельцы подмосковных социальных карт имеют право на льготный проезд. Кроме того, большинство жителей региона приезжают в Москву на заработки, уплачивая в столичный бюджет основной налог — НДФЛ. Таким образом, регион не получает должных бюджетных ресурсов на обеспечение данной льготы, отмечают в областном правительстве.

«В Москву ездит кто попало, прожигая бюджетные деньги»

Нововведение объясняют тем, что бюджетные деньги на льготы тратятся несправедливо. «Давайте предоставлять адресность любой льготе, а не так — кто попало, извините за выражение, пользуется без нормального мониторинга этой проблемы», — заявил Брынцалов на заседании думы.

На бесплатный проезд льготников по Москве (автобус, трамвай, троллейбус и метро) в бюджете Московской области на 2015 год предусмотрено 3,832 млрд руб. За вычетом «федеральных» льготников (ветеранов войны, многодетных и т.п. отмена не коснётся) на проезд обычных пенсионеров, военных пенсионеров и ветеранов труда тратится около 2,4 млрд рублей, их и предполагается сэкономить.

Добавим, проезд подмосковных льготников по Московской области обходится областному бюджету более чем в 10 млрд рублей. О монетизации этой льготы речи пока не идёт.

«38% льготников используют эту льготу на 80% ежедневно и прожигают эти 3,8 млрд, — пояснил спикер думы. — Это не те граждане, кто нуждаются в первую очередь. Большинство из 1,2 млн льготников льготой не пользуются. Пользуются только 400 тыс. человек, которые постоянно ездят в Москву, совершая более 22 поездок в месяц, получают среднюю зарплату по Москве 58−59 тыс. рублей, платят там НДФЛ. Большинство льготников ездят в пределах своих муниципальных образованиях. Ключевая задача — чтобы люди сохранили возможность перемещаться внутри Московской области. Главное — адресность: она будет отслеживаться муниципальными органами соцзащиты».

Проезд компенсируют лишь тем пенсионерам, чей доход ниже прожиточного минимума, и только для проезда в медицинские организации государственной системы здравоохранения по направлению лечащего врача, но не более 400 руб. в год.

За все прочие поездки в столицу пенсионерам предстоит платить.

Одна поездка на московском метро или наземном городском транспорте сегодня стоит от 40 до 50 рублей.

В Подмосковье около 1,9 млн пенсионеров, из них около 100 тыс., или около 5,3%, имеют доход ниже прожиточного минимума (6896 руб.). При условии, что 50% из них обратятся за ежегодной компенсационной выплатой, затраты бюджета составят: 50 000 чел. х 400 руб. = 20 млн руб., сказано в законопроекте.

Как решили проблему питерцы

Единственный регион, с которым можно сравнивать Подмосковье, — Ленинградская область.

«Мы единственный регион, оплачивающий проезд по территории другого субъекта, — заявил Брынцалов. — В Санкт-Петербурге и Ленинградской области такого не существует, и не существовало никогда. Более того, въезд в Санкт-Петербург осуществляют только 70 областных маршрутов, а у нас — 286. Подмосковье платит соседнему региону за проезд своих льготников 3,8 млрд в год, Москва — 860 млн. Бюджет Подмосковья — 450 млрд, бюджет Москвы — 1,5 трлн. У всех регионов ЦФО льготы монетизированы, и никто не гарантирует безлимитного проезда по карточкам».

Законодательным собранием Ленобласти 29 января 2015 года был принят инициированный губернатором Александром Дрозденко областной закон «Об утверждении соглашения по перевозке пассажирским транспортом общего пользования жителей Санкт-Петербурга и жителей Ленинградской области». По данным пресс-службы губернатора и правительства Ленобласти, он даёт право проезда по льготным именным проездным билетам жителям Санкт-Петербурга на автобусных маршрутах Ленинградской области, а жителям области — по единым социальным проездным билетам в петербургском метрополитене и на маршрутах общественного транспорта Санкт-Петербурга.

Также предоставляется право проезда пенсионерам — жителям Санкт-Петербурга на пригородных автобусных маршрутах, заказчиком на которые выступает Ленинградская область, а пенсионерам — жителям Ленинградской области предоставлено право проезда на пригородных автобусных маршрутах, заказчиком на которые выступает Санкт-Петербург. Соглашение, которое в рабочем порядке подписали 14 января Дрозденко и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, заключено на три года, ранее подписывались ежегодные соглашения.

Петербургский ЗакС принял постановление, дающее льготникам и пенсионерам Петербурга право на льготный проезд на автобусах по Ленобласти. В свою очередь, жители Ленобласти по льготным проездным могут пользоваться услугами петербургского метрополитена и городского пассажирского общественного транспорта. Исключение составляют поезда пригородного сообщения.

По информации Комитета по транспорту, с 2007 года право на льготный проезд по территории двух регионов имеют федеральные льготники (это более 725 тыс чел), ветераны труда (почти 294 тыс. чел.), а также более 21 тысяч человек — льготников других категорий. К ним, в частности, относятся люди, работавшие в тылу в годы Великой Отечественной войны, награжденные орденами и медалями за самоотверженный труд, а также лица, признанные пострадавшими от политических репрессий и др. Их проезд осуществляется на основании документов, выдаваемых двумя субъектами. Сейчас цена единого именного льготного билета в Петербурге составляет 465 руб., в области — 340 рублей.

Как следует из пояснительной записки к документу, с 2008 года расчёты за перевозки жителей Петербурга и области осуществляются на основании автоматизированного учёта поездок. Каждый год область перечисляет в бюджет Петербурга средства в размерах, больших, чем Петербург — в бюджет Ленобласти.

По официальной информации, в 2014 году петербуржцы, воспользовавшись возможностью, предоставленной соглашением о перевозках, совершили более 4,1 млн поездок по территории соседнего региона. Жители Ленобласти воспользовались услугами городских автобусов, троллейбусов, трамваев, метро более 9,6 млн раз.

В бюджете Петербурга на 2015 год для реализации соглашения предусмотрены средства в размере 229,5 млн рублей, на 2016 год — 226,3 млн руб. В бюджете ЛО — в сумме 295,2 млн руб., на 2016 год — 301,6 млн руб.

***

«Льготный проезд по Москве сохраняется для тех, кто в этом нуждается больше всего — малоимущие граждане, многодетные семьи», — заключил 23 июня губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв.

«Если будет необходимо, мы будем вносить коррективы, после мониторинга областным минтрансом и минсоцзащиты — по его итогам будут внесены поправки в бюджет», — отметил ранее Брынцалов.