http://bolgar.photokzn.ru/


Административный центр Спасского района Республики Татарстан город Болгар (численность населения 8,5 тыс. человек, из которых 83,4% русские) постепенно превращается в исламский центр России. Все чаще в общественно-политическом дискурсе среди мусульман именно этому небольшому населенному пункту придается такое политическое значение, оттесняя даже Казань и Уфу.

На территории расположенных в нем руин древней столицы Волжской Булгарии, в которой, согласно историческим источникам, состоялось официальное принятие ислама предками современных казанских татар в 922 году, за последние 5 лет было отстроено несколько внушительных новоделов, что получило название «Возрождение Болгара». Принявший в 2010 году на себя заботу о реконструкции Болгара и Свияжска бывший президент Татарстана, а ныне государственный советник республики Минтимер Шаймиев построил Белую мечеть, внешне напоминающую индийский Тадж-Махал, а специально заказанный в Италии самый большой в мире печатный Коран, обложка которого украшена изумрудами, получил в Болгаре отдельное здание — Памятный знак. Также появились Музей хлеба и памятник на могиле сахаба (по легенде, трое сподвижников-сахабов пророка Мухаммеда при его жизни прибыли в Болгар, где обратили местных жителей в ислам, после чего двое вернулись в Мекку обратно, а один остался жить в этих краях). Шаймиеву удалось, пусть и не с первой попытки, добиться включения Болгарского историко-архитектурного заповедника в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Как один из туристических центров региона Болгар стал наиболее привлекательным и даже оттеснил по популярности другие точки притяжения гостей республики: древняя Елабуга и старинный Чистополь теперь значительно уступают Болгару по посещаемости туристами.

Иногда, правда, Бабай (по-татарски «дед» — так именуют в народе Минтимера Шаймиева в Татарстане, — прим.) встречает непонимание со стороны своих соплеменников в деле «возрождения Болгара»: например, в 2012 году он приобрел 12-метровую скульптуру «Хранительница», представляющую собой крылатую самку барса в готическом стиле. По задумке Шаймиева, эта статуя будет «охранять» Болгар. Однако решительно против ее установки выступила мусульманская общественность не только в Татарстане, но и за его пределами, дав понять, что в Болгаре нельзя устанавливать скульптуры, которые запрещены исламской религией. Шаймиеву пришлось смириться и отступить: статуя так и не появилась в Болгаре.

Но главной проблемой, с которой столкнулся госсоветник Татарстана при реконструкции Болгара, было и остается отсутствие в нем постоянно проживающих мусульман. Да, в Болгаре много туристов, но для исламского центра необходимо постоянное наличие мусульманского духовенства. Болгар по этническому составу населения является русским городом. Периодическими наездами и даже ежегодно проводимым массовым паломничеством нескольких десятков тысяч татар по случаю праздника «Изге Болгар джиен» («Собрание в святом Болгаре»), который теперь проводится при активной поддержке региональных властей, Болгар все остальное время выглядит пустым. Эту пустоту решили занять строительством исламской академии, о создании которой публично объявили 14 июня 2015-го на празднике в Болгаре. Работающие в ней преподаватели и учащиеся студенты как раз и будут постоянно проживающим в городе мусульманским контингентом.

Проект исламской академии, который первоначально активно лоббировался верховным муфтием России Талгатом Таджуддином с 2010 года и намечался им для реализации в Уфе, Шаймиев позаимствовал для Болгара. Идея создания «татарского аль-Азхара» (крупнейший исламский университет, расположенный в Каире. — прим.) получила одобрение в правительстве России (на первоначальные строительные работы уже выделено 380 млн рублей). Сама Болгарская исламская академия видится ее организаторами больше, чем просто мусульманский вуз, которых только в России насчитывается около десяти. Предполагается, что в ней будут работать на постоянной основе богословы, которые будут выносить актуальные фетвы: муфтий Татарстана Камиль Самигуллин уже анонсировал создание Всероссийского совета улемов, который будет заседать именно в Болгаре.

Подписанная в тот же день четырьмя главными российскими муфтиями «Социальная доктрина российского ислама», написанная бывшим православным священником, принявшим ислам, Вячеславом Полосиным, скорее всего, не будет иметь каких-то особых последствий. 50-страничный документ ранее уже принимался в 2002 году Советом муфтиев России как явная калька с «Социальной доктрины РПЦ», однако за эти 13 лет никто не может точно сказать, последовали ли за этим какие-то изменения в работе этой мусульманской организации и к каким результатам привело ее принятие. Полагаю, что и нынешнюю «Социальную доктрину российского ислама», принятую теперь как совместный документ СМР, ЦДУМ, ДУМ Татарстана и Координационного центра мусульман Северного Кавказа, ждет точно такая же судьба. Одна от нее практическая польза: определенная символичность того, что подписана она была в Болгаре, должна еще раз подчеркнуть политический статус этого города, позиционируемого теперь в качестве исламской столицы России.

Но что более сумеет укрепить Болгар как центр российских мусульман, так это реликвии, которые были переданы верховным муфтием России Талгатом Таджуддином в качестве подарка. Речь идет сосуде с хранящимися в нем волосами пророка Мухаммеда, который Талгат-хазрат в торжественной форме вручил главе Татарстана Рустаму Минниханову и госсоветнику Минтимеру Шаймиеву. Сейчас разные мусульманские центры в России стремятся к обладанию подобными артефактами: в Грозном хранятся чаши, из которых пил Мухаммед, в Махачкале есть покрывало с могилы пророка, жернова для приготовления муки, которые ему принадлежали, в Тюмени и Уфе хранятся его волосы. Считается, что прикасание и просто нахождение рядом с этими предметами дает мусульманину «баракат» (благодать). Люди в это верят, и от этого сакральность места нахождения еще больше в глазах верующих возрастает.

Подобное отношение к личным вещам, волосам и ногтям пророка Мухаммеда чем-то напоминает почитание святых мощей в православии. У любого религиоведа неизбежно напрашиваются подобные параллели. Видимо, не желая изобретать велосипед, власти в Татарстане решили использовать эту традицию на благо развития нового проекта — превращение Болгара в исламскую столицу России.