Контактная группа по Украине завершила заседание безрезультатно
Белоруссия, 24 июня, 2015, 01:32 — ИА Регнум. Контактная группа по урегулированию украинского кризиса по итогам состоявшегося 23 июня в Минске заседания познакомилась с новым спецпредставителем ОБСЕ, однако не смогла достичь решения ни одного из рассматриваемых вопросов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
«Я хотела бы сказать, что сегодняшний пятый раунд переговоров был не очень простой. Все рабочие группы (подгруппы Контактной группы, — прим. ИА REGNUM), имеют свою повестку дня, и они продолжали работать над этими не очень простыми вопросами. Это касается, например, политической подгруппы — вопрос о выборах и вопрос об особом статусе, — сообщила журналистам Хайди Тальявини по итогам заседания Контактной группы. До недавнего времени она являлась спецпредставителем ОБСЕ в Контактной группе и 23 июня представила своего преемника — австрийского дипломата Мартина Сайдика.
«Сегодня о конкретных результатах говорить нельзя. Работа продолжается», — сообщила Тальявини. По её словам, подгруппа по гуманитарным вопросам, несмотря на участие в её работе представителя Международного Комитета Красного Креста, который представил доклад о задержанных лицах, также не достигла конкретного результата. «Рабочая группа по экономическим вопросам обсуждала определённые, очень конкретные проекты по восстановлению повреждённой инфраструктуры, по восстановлению выплат пенсий. И там есть очень конкретные проекты, которые могут реализоваться в ближайшем будущем. Но надо ещё немножко дальше работать», — проинформировала Тальявини.
После заседания подгрупп состоялось заседание Контактной группы по урегулированию украинского кризиса, на котором «мы обсуждали все вопросы минских договорённостей, и вслед за тем — консультации с представителями из Донецка и Луганска», сообщила Тальявини. Она напомнила о своей отставке и сообщила, что на очередном заседании Контактной группы ОБСЕ будет представлять Мартин Сайдик.
В свою очередь австрийский дипломат отметил «большой след, который оставляет госпожа Тальявини». Он заявил: «Я буду просто продолжать работу всеми своими усилиями и у нас будет очень большой и сильный график в июле и в августе. И вы увидите потом, что мы действительно стараемся получить результаты для простых людей, которые именно в этом очень нуждаются».
Представители ДНР и ЛНР также не излучали оптимизм, выражая надежду на позитивные изменения к лучшему в будущем. Представляющий Донецкую Народную Республику Денис Пушилин констатировал: «Мы видим заинтересованность Европы в лице ОБСЕ, мы видим заинтересованность в лице Российской Федерации в том, чтобы процесс продвигался как можно быстрее и, наконец, с политическими решениями появится возможность решать вопросы и военного плана, в том числе прекратить, наконец, обстрелы. Тем не менее, недостаёт одного — желания и действий, направленных на прекращение имитационных каких-то моментов со стороны Украины и, действительно, подвижки к конструктивным, последовательным действиям».
Представлявший Луганскую Народную Республику Владислав Дейнего со своей стороны подвёл итоги работы подгрупп, сообщив: «Определились с одним из серьёзнейших вопросов — это вопрос водоснабжения. Определили его как один из самых приоритетных. Определились с тем, что сейчас готовится пилотный проект по восстановлению объектов водоснабжения, которые обеспечивают водой Луганскую Народную Республику и северные территории Луганской области. Рассматривались вопросы пенсионного обеспечения — там тоже намечается определённый диалог, но, к сожалению, там пока консенсус не достигнут. Что касается группы по гуманитарным вопросам: здесь наблюдается даже некоторый регресс: закон об амнистии, который был предусмотрен ещё документом от 5-го сентября, по сей день, несмотря на то, что он был проголосован Верховной Радой, из Верховной Рады не вышел, спикером подписан не был, президентом подписан не был, в действие не введён и не действует на сегодня».
Дейнего констатировал, что подгруппа по гуманитарным вопросам уклоняется от ключевого вопроса — обмена по принципу «всех на всех» и уходит в частности вместо того, чтобы вырабатывать концептуальные комплексные решения. Подгруппа по политическим вопросам, отметил представитель ЛНР, также не продемонстрировала выдающихся успехов, рассмотрев лишь первые два из пяти вопросов, т.к. «на остальные у них не было времени». Из рассмотренных двух вопросов «это закон об особом статусе, который на сегодня полностью заблокирован и не действует, хотя тоже предусмотрен протоколом от 5 сентября и, естественно, комплексом мер от февраля (договорённости «Минск-1» и «Минск-2», — прим. ИА REGNUM)».
«И второй вопрос — это определение подходов, определение модальности проведения местных выборов. К сожалению, здесь наблюдается имитация со стороны Украины. Так, до сих пор нет никаких предложений ни по вопросу выборов, ни по вопросу конституционной реформы с их стороны, несмотря на то, что Верховная рада что-то там рассматривает и принимает какие-то решения, которые нигде не оговаривались, нигде не обсуждались —
Денис Пушилин сообщил, что все подгруппы Контактной группы соберутся 7 июля. Он уточнил, что подгруппа по политическим вопросам будет собираться каждую неделю — соответствующее предложение выдвинул её координатор Пьер Морель, т.к. динамика её работы «недостаточная», а очередные заседания Контактной группы запланированы на 7 и 21 июля.
Напомним, также 23 июня в Париже прошли переговоры по урегулированию украинского кризиса на уровне министров иностранных дел стран России, Украины, Германии и Франции. Представители «нормандской четверки» провели закрытую встречу без опубликования итогового документа. До её начала состоялись двусторонние переговоры глав МИД России Сергея Лаврова и Франции Лорана Фабиуса.
Также 23 июня в Вене прошло заседание ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности «Обеспечение безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ в свете событий, связанных с Украиной». Замминистра иностранных дел РФ Алексей Мешков в своём выступлении отметил: «Сегодня единственной основой украинского урегулирования является прямой, полноценный, всеобъемлющий и равноправный диалог украинцев друг с другом. Именно на это нацелен «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля с.г.».
В свою очередь постпред РФ при ОБСЕ Андрей Келин, выступая на на той же конференции ОБСЕ, констатировал: «Западным партнерам потребовался год, чтобы разглядеть, что в состав т.н. украинских добровольческих батальонов, вроде «Азова», «Айдара», «Шахтерска», «Торнадо» входят неонацисты и откровенные уголовники, на счету которых многочисленные преступления против гражданского населения. Недавно озвученные украинской прокуратурой данные об их преступлениях по своей бесчеловечности ничем не уступают пыткам в тюрьме Абу-Грейб или в тюрьмах времен Саакашвили. Основу этих подразделений составляют те, кто принимал самое активное участие в бесчинствах в центре Киева, в других городах по всей территории Украины. Вместо расформирования этих вооруженных банд, как это предусматривалось еще соглашением от 21 февраля 2014 года, «правительство победителей» решило дать им официальный статус, интегрировать в структуру силовых органов и вооруженных сил. Этот процесс не завершен до сих пор. Многие такие добровольческие подразделения исполняют только те приказы, которые сами считают правильными. Как можно от них требовать выполнения минских договоренностей?».
Как сообщало ИА REGNUM, 16 июня вице-спикер Народного совета Донецкой Народной Республики — постоянный представитель ДНР в Контактной группе по Украине Денис Пушилин заявил, что необходимо срочно интенсифицировать процесс мирного урегулирования, иначе ситуация может зайти в тупик. По его мнению, между Киевом и Донбассом имеются разногласия и со стороны Киева «идет по факту блокировка некоторых вопросов». Переговоры Контактной группы 16 июня успеха не имели.
Ещё ранее, 2 июня состоялось заседание Контактной группы по урегулированию украинского кризиса: участники заседаний обсуждали условия прекращения огня, снятия экономической блокады с ДНР и ЛНР, ряд других вопросов. Успеха переговоры не имели, наблюдатели зафиксировали эскалацию конфликта. После этого спецпредставитель ОБСЕ Хайди Тальявини подала в отставку. По мнению экспертов, достигнутые в феврале 2015 года договорённости «Минск-2» провалились, стороны не соблюдают взятые на себя обязательства, и дело идёт к возобновлению масштабных боевых действий.