В условиях формирования в России тренда на региональное развитие, в котором заинтересованы и местные власти, и крупный бизнес регионов, именно консолидация региональных элит является фундаментом успешного социально-экономического развития регионов. К такому выводу пришли авторы уникального доклада «Консолидация региональных элит», возникшего в результате глобального исследования, проведенного журналом «Эксперт» и Институтом общественного проектирования.

kremlin.ru
Послание федеральному собранию.

Авторы доклада досконально изучили три наиболее успешных региона России — Белгородскую, Калужскую и Тюменскую области, и 22 июня представили результаты своего исследования в МИА «Россия сегодня», передает сетевое издание Ридус.

Примечательно, что главы именно этих регионов вошли в пятерку лидеров регулярно обновляемого рейтинга эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества (ФоРГО).

Как выяснилось в ходе исследования, местные элиты консолидированы не только по политическим мотивам, но и вокруг стратегии социально-экономического регионального развития, идейным вдохновителем которой является сильный губернатор. То есть они действительно встроены в систему и имеют свой интерес от реализации программы развития, утверждают авторы доклада:

«Белгородская область в начале 2000-х — регион по большому счету сырьевой, — говорится в докладе, — Поступления в бюджет обеспечивали добыча полезных ископаемых (в области сосредоточено более 40% разведанных запасов железных руд страны) и их переработка на горно-обогатительных комбинатах. Однако уже к 2013 году свыше 50% производства составляет пищевая промышленность. Год от года растут показатели сельскохозяйственного сектора. Региональная экономика сегодня стоит на двух китах — продуктовом и сырьевом кластерах».

Тюменская область по-прежнему серьезно зависит от углеводородов, продолжают исследователи: «Практически вся обработка — это производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии. Но передача налогов от добычи природных ископаемых в федеральный центр вынудила регион уходить от моноэкономики и диверсифицировать производство. Сегодня здесь ежегодно открываются новые заводы в рамках разработанной местными властями стратегии новой индустриализации. При этом накопленная от добычи и переработки углеводородов денежная подушка позволила решить массу социальных проблем и вложиться в инфраструктуру под инвестиционные проекты».

«Калужская область по своим показателям выглядит несколько хуже двух других объектов исследования, но это и не удивительно — природным сырьем область не богата. Зато в советские времена здесь был мощный промышленный сектор, крупные оборонные предприятия. Кадровый потенциал удалось не растерять и использовать для построения современного промышленного производства, пусть отчасти и „отверточного“ типа. Сегодня основной доход в областной бюджет приносят машиностроение и электроника. То есть ставка делается на производство продукции высокотехнологичного передела», — говорится в докладе.

Авторы доклада считают, что консолидация элит вокруг программы социально-экономического развития региона наиболее эффективна, когда элитарные группы встроены в систему управления регионом, отчасти сходную с управлением крупной корпорацией.

При этом эксперты подчеркивают доминирующую роль главы региона в этой системе. По словам главного редактора журнала «Эксперт» Валерия Фадеева, исследование — это «попытка составить инструкцию для губернатора, как наладить работу, по каким направлениям. Этот опыт показывает, что в любом регионе можно добиться впечатляющего результата, поднимать жизненный уровень людей».

Идею создания «инструкции для губернаторов» поддержал координатор либеральной платформы «Единой России», глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. На презентации доклада «Консолидация региональных элит» он заявил, что исследование обязательно будет продолжено.

Главенство губернаторов в предлагаемой системе консолидации подчеркивает и глава ФоРГО Константин Костин. Однако эксперт обращает внимание в первую очередь на политические факторы, по которому нужно оценивать работу губернатора:

Избирательная кампания — это, по сути, и есть публичное согласование программы губернатора, поддержка или не поддержка населением данной программы. Здесь очень важна открытость выборов. Мы часто говорим об этом, к сожалению, не всегда это воспринимается, особенно теми руководителями регионов, которые получают 90% на выборах. Не понятно, зачем такие космические результаты.

По словам Константина Костина, во многих регионах, где в прошлом-позапрошлом годах результаты выборов были очень высокие, возникали конфликты: были проблемы с привлечением инвесторов и с экономическим ростом.

Оппоненты должны быть. Только в дискуссии с оппонентом можно понять какие-то проблемы, которые есть у тебя, скорректировать их, создать крайне важную конструкцию вовлеченности элит. «Главное — встроить элиты в инвестиционный процесс», — к такому выводу приходят авторы доклада. Согласно исследованию, в ведущих регионах новая индустриализация имеет триединую основу: запуск новых крупных для региона предприятий в отраслях региональной экономики, управление мультипликативным эффектом от запуска новых производств и третье направление — создание экономически обоснованного сельского хозяйства, базирующегося на частной инициативе.


Итоговый вывод исследования таков: успех региона возможен, если элиты не только политически консолидированы, но и объединены вокруг предложенной исполнительной властью стратегии социально-экономического развития, способной коренным образом преобразовать образ региона как хозяйствующего субъекта федерации. При этом они совместно работают над претворением этой концепции в жизнь, а также имеют устойчивую обратную связь с населением, посредством которой местные жители вовлекаются в реализацию стратегического курса развития.


Исследование проводилось в период с ноября 2014-го по апрель 2015 года с целью определение влияния консолидации региональных элит на социально-экономическое развитие регионов. Метод исследования — углубленные интервью с последующим анализом и обобщением исходной информации. Респондентами являлись руководители органов областной, муниципальной исполнительной власти и региональных парламентов, топ-менеджеры региональных компаний, руководство бизнес-ассоциаций и общественных объединений, представители экспертного сообщества. Всего в ходе исследования было проведено 33 углубленных интервью.