В течение минувшей недели поляки наблюдали над очередными судоружными попытками властей вернуть хоть минимум доверия граждан после провала кандидата «лагеря власти», президента Бронислава Коморовского, в майских президентских выборах. Избиратели выступили тогда с решительным вотумом недоверия даже не столько по отношению к нему лично, сколько к правящей в стране уже восьмой год «Гражданской платформе». Причем стиль этого правления переполнен спесью и высокомерием по отношению к людям, погоней за личными выгодами и отрывом от элементарных нужд граждан.

Последнее причащение в Ватикане

Пытаясь спасать себя и своих партийных коллег перед приближающимися октябрьскими парламентскими выборами, на предыдущей неделе премьер-министр Ева Копач вдруг объявила о крупной кадровой чистке в составе своего правительства. После жесткой беседы со спикером Сейма Радославом Сикорским ей удалось убедить его в том, что пришло время также на его отставку. Речь шла о том, чтобы спрятать с первой линии политической сцены по крайней мере наиболее одиозных героев «скандала с записями». Напомним: ставшие достоянием гласности записи их разговоров в одном из снобистических варшавских ресторанов очень отчетливо показали полякам настоящее отношение политиков к стране и согражданам, а также уровень их культуры (мы подробно писали об этом неделю назад в предыдущей корреспонденции из Польши).

Уже в понедельник, 15 июня, на освободившееся места в правительстве были назначены новые министры. Однако, как предполагалось и как предсказывал новый президент Анджей Дуда, который вступит в должность 6 августа, кадровая лавка запасных игроков правящей партии исчерпалась: новыми министрами стали малоизвестные политики из третьей лиги или вообще случайные кандидаты — в частности, министерство спорта возглавил 40-летний гребец, чемпион олимпиады в Пекине 2008 года Адам Король.

В соус «реконструкции правительства для блага народа», под которым премьер-министр пыталась подать свою кадровую перетасовку, конечно, никто в Польше не поверил. Наиболее точным из многих ядовидых комментарием был таков: никакая это не реконструкция, а лифтинг трупа.

Сознание того, что тонущее судно под названием «Гражданская платформа» перекренивается все больше и больше, становится повсеместным. Главная оппозиционная сила, партия «Право и справедливость», под предлогом начинающегося отпускного сезона даже отвергла идею самороспуска парламента и проведения досрочных выборов уже сейчас, которая — в контексте последних опросов общественного мнения — была бы ей на руку. Просто лидеры оппозиции ожидают, что до выборов в октябре «Гражданская платформа» затонет окончательно, а «скандал с записями» принесет очередную волну компрометации ее лидеров.

Остряки по этому случаю шитили, что Ева Копач во время визита в Ватикане наверняка попросила у Папы Римского последнего причащения для своей партии, а по стране прокатилась волна нешуточного возмущения ее своеобразным пониманием дипломатического протокола. Глава польского правительства (по образованию врач-педиатр), демонстрируя свой католицизм, не преминула поцеловать Франциска в перстень, что многие поляки оценили как жест «сервилизма и верноподданного вассализма» Польши по отношению к Ватикану.

О качестве новых министров, прежде всего в моральном измерении, поляки могли быстро убедиться. Новый министр здравоохранения буквально несколько часов после получения официального назначения на этот пост, говоря о том, как он намерен решить проблему протестов и забастовок медсестер, без обиняков заявил: «Если бы кто-то из сотрудников моей больницы забастовал (от автора: он кардиохирург и директор больницы), на следующий день был бы уволен». Напомним: польские медсестры борются за повышение зарплаты, которая — особенно по сравнению с баснословными доходами врачей в Польше — находится на нищенском уровне.

Успехи «перепахарей» истории

Пока после кадрового землетрясения на вершинах власти проходил новый этап политического театра, на местном уровне политики могли отрапортовать о своих «смелых» решениях — некоторые из них, действительно, могли повалить с ног, особенно российского читателя.

На минувшей неделе польские государственные власти по ходатайству самоуправления города Пененжно (на территории бывшей Восточной Пруссии) выдали разрешение о сносе памятника генералу Ивану Черняховскому. Вокруг монумента многие годы продолжалась настоящая война. Во главе крестового похода противников памятника уже много лет стоит бургомистр городка Казимеж Кейдо (осенью прошлого года он незначительным большинством голосов был переизбран на этот пост).

Несмотря на протесты местной общественности и историков, которые предупреждали его: «Историю невозможно перепахать», в своем стремлении разрушить памятник он был неумолим и беспощаден для противников. Он повторял: «К сожалению, местный совет не проголосовал по этому вопросу единогласно. Но я считаю, что речь идет о синдроме птичек в клетке, то есть людей, рожденных в неволе, не знающих свободы». А когда администрация Калининградской области приняла решение о принятии на себя расходов по содержанию памятника и соответствующая делегация собиралась встретиться с воинствующим бургомистром, он с характерной спесью отвечал: «Я не знаю, кто приедет и по какому вопросу. Если по вопросу памятника Черняховскому, то я им скажу, что наш Совет города принял постановление, и на этом конец».

Что характерно, несмотря на то, что сообщение, касающееся печальной судьбы памятника, передало ведущее польское информационное агенство ПАП и Первая программа публичного радио, «политически правильные» средства массовой информации, прежде всего телевизионные станции, не подхватили эту информацию — хотя не из-за того, что хвалиться было нечем, скорее из-за опасений, что вдруг поднимется голос возмущения поляков.

Минувшая неделя принесла еще один яркий пример «перепахивания» новейшей истории Польши. Во вторник ближайший соратник покойного генерала Войцеха Ярузельского, также генерал, министр внутренних дел времен заката ПНР и член Политбюро ЦК ПОРП Чеслав Кищак, который был одним из главных архитекторов «Круглого стола» с антисоциалистической оппозицией и последующей передачи ей власти в стране, был окончательно осужден и приговорен к тюремному заключению на 2 года (правда, условно — ему 89 лет). Окончательный приговор суда (уже второй инстанции) наказал генерала не за само введение в Польше военного положения в 1981 году. Как теперь оказалось, ввела его, по словам суда… «организованная преступная группа вооруженного характера под предводительством Войцеха Ярузельского»!!! А подсудимый был ее активным членом.

В роли публичного обвинителя в деле «этой банды» выступал Институт национальной памяти — учреждение, которое финансируется из государственного бюджета, призванное культивировать историю страны и народа, заниматься изучением ее белых пятен. Однако на практике институт ревниво занялся «перепахиванием и переписыванием» всей новейшей истории, активно используя также свои прокурорские компетенции — как показал пример судебного разбирательства по «делу авторов военного положения в Польше».

50-летняя амфибия задачу выполнила

В отличие от собственных генералов, правда «неправильных времен», которых Польша покарала со всей чрезвычайной суровостью, военные «правильного» НАТО чувствуют себя в Польше, как дома. Не успевают закончится одни маневры, как начинаются другие.

В течение прошедшей недели продолжались крупнейшие в истории маневры НАТО в бассейне Балтийского моря BALTOPS2015. В этой тесной акватории столпилось 49 военных кораблей из 15 стран Альянса, в том числе американский десантный корабль «Сан Антонио», а в воздушном пространстве появились и американские В-52, и 58 других самолетов. Появлялись также… российские самолеты — без маневров, но также в рамках демонстрации силы, причем в непосредственной близости от американских кораблей, несколько часов после их выхода в море из польского порта в Гдыни. Американское командование даже опубликовало по этому поводу специальное заявление, в котором написало: «Американские морские пехотинцы с удовольствием наблюдали за представлением, организованным российскими ВВС».

Кульминационным пунктом учений был этап десантирования войск на плаж в районе городка Устка в центральной части польского балтийского побережья. Снова участники учений стали сведетелями необычного зрелища: во время атаки на пляж утонула… амфибия польской армии. Машина типа ПТС (плавающий транспортер средний) советского производства 60-х годов прошлого века помнила еще времена Варшавского договора, но — по словам польского командования — боевую задачу гордо выполнила: довезла десант до пляжа, а затонула на обратном пути к десантному кораблю, около 100 метров от берега.

Трудная китайская загадка

В четверг в Варшаву пожаловал человек номер один в НАТО, генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг. Сначала он встретился с прощающимся со своей должностью президентом Брониславом Коморовским, который в очередной раз повторил позицию официальной Варшавы: «Польша подтверждает свои ожидания, что ротационное присутствие союзнических сил, в частности, на нашей территории, которое мы очень высоко ценим, совместными усилиями мы сумеем превратить в постоянное присутствие».

Если на слова уходящего президента можно было бы посмотреть как на мало интересную прощальную лебединую песню, то к эхо встречи Столтенберга с новоизбранным президентом Анджеем Дудой стоило прислушаться с пристальным вниманием. И — что касается перспектив улучшения российско-польских отношений… в очередной раз разочароваться. Новый президент говорил словами старого: в частности, о том, что встреча в верхах НАТО в Варшаве в будущем году «должна иметь целеустремленную повестку дня и будет очередным шагом в направлении передвижения оборонительного потенциала НАТО на территорию Центральной Европы». Поэтому ожидать изменений в польской политике «трансатлантической солидарности» не приходится.

Значительно более трудную загвоздку, чем относительно привычные натовские дела, президент-элект получил на минувшей неделе от китайцев. Пекин передал Анджею Дуде официальное приглашение на торжества, в том числе на парад, который состоится 3 сентября этого года по случаю победного завершения Второй мировой войны.

Новый президент оказался в трудной ситуации, из которой для него не видно безопасного выхода. Принять приглашение и встать на одной трибуне с Владимиром Путиным, который уже подтвердил, что приедет в Пекин? Тогда нового президента разорвут в клочья «ястребы» — прежде всего из числа членов и сторонников его же партии «Право и справедливость», известной своей русофобией.

Ждать реакции лидеров других стран-членов антигитлеровской и антияпонской коалиции? Но тогда чего стоили бы упреки, с которыми Дуда выступал во время избирательной кампании по отношению к лидерам «Гражданской платформы», прежде всего к дуэту Туск-Коморовский, в том, что они не вели самостоятельной польской политики, а лишь «плыли по главному руслу и по главному течению»?