Дан старт проекту обновленной системы детской профориентации

На площадке ПМЭФ-2015 состоялась презентация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» и подписание соглашений о реализации инициативы

Санкт-Петербург, 18 июня 2015, 12:18 — REGNUM  Соглашения о реализации инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» были подписаны между Министерством образования и науки Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив (АСИ), а также между АСИ пилотными регионами реализации — Республикой Татарстан, Ханты-Мансийским автономным округом и Алтайским краем.

В презентации приняли участие: помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов, министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова, губернатор Алтайского края Александр Карлин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» Марина Ракова,

По мнению авторов инициативы, на сегодняшний день система дополнительного образования не является инструментом подготовки детей и подростков к участию в будущем технологическом прорыве Например, доля программ научно-технической направленности составляет всего 4%. В связи с этим главной задачей инициативы является сохранение и развитие инфраструктуры дополнительного образования. Авторы инициативы предлагают создать современные аналоги хорош о всем известных дворцов пионеров. По замыслу авторов, это будут новые опорные ресурсные центры, созданные на основе государственно-частного партнерства, целью которых будет развитие таланта в каждом ребенке. Организованы они будут по принципу индустриальных парков для малого и среднего бизнеса, где каждый кружок может быть создан, в том числе, отдельным предпринимателем.

Планируется, что в центрах для детей будут представлены программы отраслевой профориентации, образовательные программы, прививающие компетенции «завтрашнего дня», обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные программы. Таким образом, будет решена вторая задача -- инициативы создание среды ускоренного развития талантливых детей и их дальнейшего сопровождения. Каждый ребенок сможет почувствовать себя немного авиаконструктором, нефтяником, биотехнологом.

Ядром центров станут интерактивные музеи — где дети смогут «потрогать науку руками». Все у кого есть дети и внуки, наверняка знают о подобных музеях «Немо» в Амстердаме, Центре имени Коперника в Варшаве и других подобных мировых центрах. Мы планируем сделать такие в России для наших детей.

Партнерами таких опорных ресурсных центров, которые будут определять профили и содержание образовательных программ выступят Росатом, Объединенная ракетно-космическая корпорация, Газпром, Лукойл, Эвалар и другие российские промышленные компании.

Третья задача, которую решает инициатива — это обеспечение реального выбора ребенком и родителем организации дополнительного образования независимо от формы собственности. Механизмом реализации данной задачи станет система сертификатов, работающих по принципу «деньги идут за ребенком». При этом сохранится бесплатность базового дополнительного образования для потребителей, что крайне важно, потому что опорные ресурсные центры в перспективе — это сеть ориентированная на максимальный охват детей. Система сертификатов уже отработана и успешно действует в регионах реализации Модельной программы АСИ по развитию системы детского отдыха. Дети в Пермском крае, Санкт-Петербурге, Ульяновске могут выбрать лагерь независимо от формы собственности, а средства из бюджета направляются непосредственно поставщику услуги. За один год сертификатами воспользовались 150 тыс. детей.

Реализация инициативы также позволит сформировать дополнительную систему мотивации детей. На основе результатов личных достижений учащиеся опорных ресурсных центров будут получать право на гранты, направления на отдых в федеральные детские центры «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена» и другие поощрения мотивационного характера.

В первый год инициативу планируется реализовать в пилотных регионах. Апробация позволит выявить нормативные ограничения и разработать системные решения. Уже есть интерес со стороны 4 субъектов: Республика Татарстан, Алтайский край, Московская область и Ханты-Мансийский автономный округ. С руководством этих регионов отобраны объекты, на которых будет реализована модель опорных ресурсных центров, есть инвесторы.

«Cегодня все без исключения понимают важность ранней профориентации детей, важность того, чтоб они могли как можно раньше решить, что им нравится, куда они хотят двигаться в своей жизни, -- заявил, выступая на церемонии, генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, -- На сегодня имеет место определенная разобщенность в этой истории. С одной стороны, этим занимается Министерство образования. С другой стороны, регионы финансируют дополнительное образование — например, целевые кружки. Но пока все не объединилось в цельную систему, которая позволила бы создать связную синхронную систему дополнительного образования, ориентированную на те профессии, которые в будущем станут основой российской экономики, основу нашей технологической и экономической безопасности».

«Сегодня происходит знаковое событие, событие федерального значения -- подписание соглашения между АСИ и субъектами РФ по реализации инициативы „Новая модель системы дополнительного образования детей“, -- подчеркнул в своем выступлении помощник президента России Андрей Белоусов, -- Этот проект не случайно поддержан президентом -- ведь мы прекрасно понимаем, что есть целый ряд творческих видов деятельности, таких как конструирование, изобретательство, спорт высших достижений, которые поздно начинать в 17−18 лет, когда ребенок поступает в ВУЗ. Для того, чтобы ребенок мог себя проявить, необходимо сделать две очень простые вещи: во-первых, нужно заинтересовать его, дать ему возможность проявить себя, еще в школьном возрасте, и во-вторых, вся система допобразования, которая этим занимается, должна быть нацелена на интересы ребенка. В некоторых регионах это уже сделано… Результаты творческих конкурсов, показывают, что дети зачастую обгоняют взрослых специалистов именно в таких творческих сферах, как, например, конструирование. Проект, которые сегодня стартует, позволяет объединить усилия федерального центра, госкорпораций, Министерства образования в создании системы, в которой ребенок будет главным действующим лицом».

«Я не знаю других проектов, которые столь последовательно и четко реализовывал бы эту простую, но крайне важную идею», -- завершил свой комментарий Андрей Белоусов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.