Почему США не противились вводу советских войск в Афганистан?

Еще никогда Вашингтон не получал такого «подарка» и столь мощного инструмента для очернения Москвы...

Борис Саводян, 16 июня 2015, 15:01 — REGNUM  

Мы помним слова президента Владимира Путина о том, что если бы не Украина, Запад нашел бы иной предлог, чтобы выставить Россию и её политику в дурном свете. Взгляд из Вашингтона на нашу страну издавна отличает избыток критицизма. А в последнее время этот критицизм вырвался на поверхность с такой гигантской энергией, что, похоже, готов снести даже такой колосок, как Международная ассоциация футбольных федераций — ФИФА. Старая риторика о «красной» угрозе практически не прерывалась с советских времен и жива поныне. Это хорошо видно на примере Афганистана. Сейчас мы сосредоточимся на этом направлении и рассмотрим модель отношений, которые установились между США и СССР.

В 1979—1980 годах даже западные журналисты обращали внимание: когда советские войска фактически начали выдвигаться к границе с Афганистаном, Пентагон и Государственный департамент хранили подозрительное молчание. А ведь они имели современные средства разведки и не могли пропустить подготовку советских войск. И хотя они направляли в Москву какие-то запросы, советское руководство не воспринимало их всерьез, считалось, что американцы не будут болезненно реагировать на такую акцию. Афганистан — чисто советская вотчина. Это не отразится кардинально на отношениях с США. Ведь война во Вьетнаме, например, шла, но мы продолжали сотрудничать с американцами. Как раз на это и рассчитывали те, кто готовил нам западню.

То, с какой быстротой и решительностью Соединенные Штаты выступили против ввода советских войск в Афганистан, говорит о недопонимании нами позиции американцев, которые расценили эту акцию как первый шаг, обеспечивающий Советскому Союзу выход к теплым морям, создающий угрозу нефтедобывающим странам Персидского залива, где издавна присутствуют американские национальные интересы. И хотя таких планов у Советского Союза не было, пропагандистская кампания была развернута «на полную катушку». Уже 26 декабря 1979 года помощник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский направил президенту Джимми Картеру меморандум по поводу ввода советских войск. Он сразу же почувствовал выгоду США в связи с этим событием и решил воспользоваться предоставленным уникальным шансом для усиления подрывной деятельности против Советского Союза. Соединённым Штатам удалось-таки направить сектор исламского экстремизма против СССР.

Еще никогда администрация США не получала такого «подарка» и столь мощного инструмента для очернения СССР. Американцы не могли поверить, что Советский Союз осуществил эту акцию только лишь для того, чтобы сменить находящегося у власти в Афганистане одного функционера НДПА — Амина, на другого — Кармаля. В газетах и журналах стали публиковаться многочисленные заказные душераздирающие публикации о зверствах советских воинов, под эгидой ЦРУ и различных фондов издавались научные труды и академические исследования по афганской проблематике антисоветской направленности.

В действительности же афганская тема интересовала США и их союзников в той мере, в какой она позволяла вести линию на усиление конфронтации с СССР. Применяя разнообразные методы давления, американцы стремились использовать возникшую в соседней стране ситуацию в качестве одного из факторов своей внешней политики, развернув широкую кампанию по дискредитации СССР. К этому они пытались привлечь крупнейшие международные организации, включая ООН.

Генеральная линия ЦРУ в области тайных операций в этот период была направлена не на изгнание советских войск из Афганистана, а «на причинение беспокойства русским». И недопущение их выхода, чтобы подорвать политический авторитет СССР в мире и разорить его экономически. Особой заботой всех американских и пакистанских сотрудников, занимавшихся поставками вооружения афганским моджахедам, было сохранение напряженности — чтобы «котел все время кипел». Считалось, что советские войска будут истекать здесь кровью, как это было с американцами во Вьетнаме, но советские руководители, с трудом признающие свои ошибки, будут стоять в Афганистане до последнего солдата. В отличие от западного общества, в политической культуре нашей страны было принято открыто озвучивать, а не утаивать принятые решения, при этом не отрицая свои силовые действия. Все же мы хоккейная держава с жесткой игрой по ясным правилам. Однако оказалось, что такой хоккей американцам не нужен.

14 апреля 1988 года в Женеве были подписаны соглашения между Афганистаном и Пакистаном. Самым существенным в этих соглашениях было то, что они давали возможность решить главный вопрос афганской ситуации — прекращение вооруженного и другого вмешательства в дела Афганистана извне. Советский Союз полностью и точно выполнял взятые в Женеве обязательства. Об этом свидетельствовали представители контрольных органов ООН. В то же время США по-своему понимали эти договоренности.

Информация к размышлению

Администрация США, несмотря на наличие перспектив достижения взаимоприемлемых договоренностей на непрямых афгано-пакистанских переговорах в Женеве, продолжает оказывать широкую военную, финансовую и политическую поддержку афганской контрреволюции.

Политика и практические действия США в афганском вопросе направлены прежде всего на то, чтобы добиться вывода в кратчайшие сроки советских войск, сорвать реализацию программы национального примирения, сохранить военный потенциал контрреволюции на уровне, достаточном для обеспечения борьбы за власть в новых условиях, — они возникнут в случае успешного завершения женевских переговоров. Под давлением экстремистских сил в конгрессе некоторые представители администрации пытаются поставить прекращение помощи антиправительственным силам в зависимость от вывода советского воинского контингента. Выдвигается требование не прекращать помощь сразу после подписания соответствующих документов в Женеве, а сохранять ее пропорционально сокращению численности советских войск в Афганистане. Конечная цель американской политики — в установлении прозападного реакционного режима, ориентирующегося главным образом на Вашингтон.

В планировании антиафганских акций в настоящее время задействованы ЦРУ, Госдепартамент, Министерство обороны и другие ведомства США. Объемы официальной помощи США контрреволюции превысили 2 млрд долларов. В 1988 году планируется помощь в сумме, превышающей 700 млн долларов. В последнее время американцы делают упор на поставки мятежникам современных средств борьбы с воздушными целями. В 1987 годку контрреволюции передано около 600 ПЗРК «Стингер», а в учебных центрах и на военных базах ВС США в штатах Техас и Калифорния подготовлено более 100 мятежников, прошедших расширенный курс в качестве инструкторов по использованию этого оружия. Американская военная помощь реализуется непосредственно через штаб-квартиры контрреволюционных партий. Основная часть военных грузов, предназначенных для мятежников, доставляется первоначально в порт Карачи. Последующие операции: складирование, переброска в приграничные с Афганистаном районы, передача вооружений мятежникам — осуществляются, как правило, с участием спецслужб и подразделений пакистанских ВС.

С начала 1988 года отмечаются интенсивные поставки военных грузов из США в порты и авиабазы Саудовской Аравии, Омана, некоторых других стран. Оружие и боеприпасы складируются с расчетом на перспективу.

С участием американцев осуществляются мероприятия по переводу бандформирований на структуру регулярных войск. По состоянию на 1 марта 19878 года на территории Пакистана сформировано 22, а в Афганистане 43 так называемых полка. Создаются новые опорные базы контрреволюции, совершенствуется система управления, связи.

Число американских советников, занимающихся обучением мятежников в центрах военной подготовки в Пакистане, задействованных в организации боевых действий и инженерных работ на афганской территории, достигает 250 человек. Присутствие американских советников отмечается в специализированных центрах, расположенных в районах пакистанских городов Барсак, Кохат, Парчинар, Кветта, Пешавар, Джамруд, Садда, Мирамшах. Наличие их (советников) в бандформированиях мятежников подтвердил председатель «Альянса -7» Халес на пресс-конференции в Пешаваре, сообщая о гибели одного из военных советников в декабре 1987 года.

При активном участии Вашингтона против РА организовано широкомасштабное психологическое наступление, имеющее целью дискредитировать осуществляемый Кабулом курс на национальное примирение, предотвратить формирование коалиционных органов власти. Более 50 радиостанций, курируемых или руководимых ЦРУ и ЮСИА, ведут подрывные передачи на различных языках народов Афганистана. На подготовку пропагандистских кадров из числа мятежников ЦРУ на 1987 год выделило более 1 млн долларов.

Источник информации: КГБ СССР, ГРУ ГШ ВС СССР, март 1988 г.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.