Вепсская старина: К печной задвижке в оркестре прибавилась гармонь

Традиционный вепсский праздник «Древо жизни» в Ленобласти собрал виртуозных пекарей, любителей сканцев, калиток и гармонистов

4

Санкт-Петербург, 15 июня 2015, 20:07 — REGNUM  

Древними сказаниями, теплотой отношений между людьми наполнен яркий, традиционно многолюдный праздник «Древо жизни» в селе Винницы Подпорожского района Ленинградской области. Для того, чтобы он ежегодно становился местом притяжения, работникам Вепсского центра фольклора приходится много работать. А главное, их постоянной заботой становится сохранение культуры народа, издавна населяющего эти места. О ежегодном празднике «Древо жизни», Вепсском центре, народных сказках и обычаях рассказала корреспонденту ИА REGNUM сотрудник Вепсского центра фольклора Ольга Спиркова.

ИА REGNUM: В этом году «Древо жизни» отмечается в 29-й раз, скажите, чем он отличается от предыдущих?

На этот раз праздник посвящен гармони. Русские жили рядом с вепсами, и, поскольку у вепсов своих музыкальных инструментов не было, они использовали вместо них то, что было под рукой: и задвижки в печку, и ложки, и палки, и даже грабли. А так как жили рядом, происходило взаимопроникновение культур. Также как без русской печки нельзя было испечь вепсские национальные калитки (сытная и не вредная основа калитки — ржаная мука), так праздники не обходились и без русской гармошки. И ещё из традиционных блюд — пшенные сканцы. Потихоньку гармошка превратилась в наших местах в любимый всеми музыкальный инструмент, мелодичный, красивый.

ИА REGNUM: Что у вас нового в Вепсском центре фольклора?

Мы не сидим на месте, часто выезжаем на разные выставки и фестивали, общаемся с представителями малых коренных народов других регионов страны. В прошлом году побывали в Испании на Всемирном фестивале «Малые народы мира» и привезли оттуда второе место, и этим гордимся. Стараемся поддерживать отношения со всем финно-угорским миром. В марте участвовали в фестивале «Этно-весна-2015». В Волхов ездили. И только что наши девочки побывали в Мари-Эл.

ИА REGNUM: А чем живет ваш кукольный театр?

Ставим сказки и на русском и веппском языках. Вепсский — мелодичный, протяжный. Сейчас идет работа над сборной вепсская сказочка — эпизоды из разных обрядов. Пусть дети знают…

ИА REGNUM: Каким образом строится работа в Вепсском центре?

Коллектив у нас дружный, 25 человек, под руководством замечательного директора Надежды Михайловны Ковальской. Проводим экскурсии, организуем Дни вепсской культуры с экскурсиями, и кукольным спектаклем, и мастер-классами по танцу, выпечке, викториной, фильмом, традиционно выступает вепсский ансамбль «Чомошти» и фольклорный ансамбль «Армас» (в переводе — любимый) со своей программой.

ИА REGNUM: Вы так «вкусно» говорите о калитках и прочих сюрпризах вепсских пекарей…

Расскажу о празднике вепсской калитки. В каждой деревне выбрали самую красивую женщину, а в вепсских деревнях издавна считалось: чем толще женщина, тем она краше. В печке хозяйки пекли калитки, и всякая деревня представляла на конкурс лучшее блюдо.

ИА REGNUM: У каждого народа свои сказки, легенды, обычаи. И наверняка есть сказки для самых маленьких…

Конечно, вот послушайте: «Кисонька, куда пошла? — К морю. Кого поймала? — Рябчика. Куда положила? — На стол. Кто взял? — Кошка. Кошку выгоним веником, собаку палкой, корову — листочком. Бык полез на елку в глиняных сапогах, в каменных рукавицах. Оникий услышал, Мягикий увидел, сына женил, дочь замуж выдал, сам побежал на берег речки уху пить, рыбу есть!».

ИА REGNUM: Говорят, что существуют разные легенды о происхождения названия — Винницы…

Да, есть две легенды. Одна, что сюда отправляли виновных людей, а вторая, что в то время, когда поднимался по реке князь Ярославский, ему понравились березы. Его спутники наломали веточек, сделали веники, на одном из порогов лодка перевернулась, и князь закричал: «Винницы, Винницы!» С тех пор так и пошло, село стали называть Винницы. Мне больше по сердцу вторая легенда — она притягательна, как история вепсского народа.

Беседовала Евгения Дылева

Как ранее сообщало ИА REGNUM, по мнению специалистов, самые большие проблемы связаны с сохранением языка. При доме культуры в Винницах организованы бесплатные курсы. Вепсский язык изучается в школе, но, к сожалению только факультативно. В Вепсском центре фольклора идут кукольные спектакли на вепсском языке, имеется большая фильмотека, в которой более 15 фильмов о традициях, обычаях, быте вепсов.

Постоянно обновляется репертуар вепсского детского фольклорного ансамбля «Чомашти» («Хорошки»). И пока есть бабушки, которые могут научить родным словам детей и внуков.

В Винницах успешно занимаются и поддержкой традиций декоративно-прикладного искусства. Изготовление оберегов, ткацкое дело, живопись, основанная на сюжетах, связанных с родными краями — всё это помогает передавать по наследству знания и умения.

В Ленобласти действует экспертно-консультативный совет по национальной политике, образованный при комитете по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям региона. В него входят ученые из Санкт-Петербурга и Ленобласти, которые имеют значительный опыт работы в сфере межнациональных отношений, в работе с разными диаспорами. При участии Совета разрабатывается региональный план мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики до 2025 года в Ленинградской области. Напомним также, в Российской Федерации разработана Стратегия государственной национальной политики до 2025 года.

Вепсы (устаревшее — чудь) — малочисленный финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. Общая численность в России — 8240 человек согласно переписи 2002 года (в 1989- 12 142 человека; в 1959 — около 16 170).

Винницы (вепс. Vingl) — село в Подпорожском районе Ленобласти, административный центр Винницкого сельского поселения


Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.