Верховный имам ведущего исламского университета аль-Азхар (Каир) Ахмед аль-Тайиб посещает Европу. Это его первый визит на Старый континент. Он принял участие в конференции «Восток и Запад. Диалоги о культуре», которую во Флоренции организовала Община святого Эгидия, после чего направился в Великобританию, где должен встретиться с премьер-министром Дэвидом Кэмероном, принцем Чарльзом и примасом Англиканской церкви архиепископом Джастином Уэлби. Европейская католическая и светская пресса придают этому турне по Европе особое значение, и есть за что. Имам, к чьему голосу прислушивается исламский мир на Ближнем Востоке, по сути, объявил о «перезагрузке» взаимодействия с Ватиканом. Этот официальный диалог, начатый в 1998 году университетом аль-Азхар и Святым престолом, был прерван в начале 2011 года после того, как папа Римский Бенедикт XVI подверг критике свободу религии в Египте и недостаточность защиты христианских церквей и общин. А сегодня в интервью единственной газете в мире, которую лично читает нынешний понтифик, итальянской La Repubblica, аль-Тайиб говорит об «идеальном» совпадении между его мыслями и «новым курсом» Католической церкви при папе Франциске. В беседе с итальянским католическим изданием L'Agenzia Servizio Informazione Religiosa имам также не исключил возможность организации переговоров с понтификом, подчеркнув, что если Ватикан сделает шаг, «мы хотели бы сделать десять шагов в его направлении», так как «встреча с папой сделала бы меня счастливым, как и встречи со всеми, кто любит мир».

Имам Ахмед аль-Тайиб. Иллюстрация arabi21.com
Имам Ахмед аль-Тайиб. Иллюстрация arabi21.com

Представление о концептуальных положениях «совпадающих» мыслей авторитетного суннитского богослова и «нового курса» понтифика дает дискуссия в ходе конференции «Восток и Запад. Диалоги о культуре». Как отметил на ней историк Оливье Руа, разворачивающиеся сейчас сценарии глобализации и войны требуют обновления от Востока по примеру того, что произошло в Католической церкви со времен Второго Ватиканского Собора. Это не означает ослабления идентичности региона, а укрепляет ее. По словам Руа, наше время «нуждается в религии», даже для тех государств, которые развиваются под «флагом секуляризма». Проблемой, которую видит со своей стороны в христианско-исламском диалоге Ватикан, состоит в том, что если Католическая церковь говорит одним языком, в мусульманском мире толкователей много. Но кое-кого можно выделить. Архиепископ Барселоны кардинал Луис Мартинес Систач заявляет о необходимости «возвращения к истокам» в текстах, «вдохновленных Богом». Сделать это в каждой религии могут мистики, которых в исламе представляют суфии. «Мистики являются наиболее действенными толкователями смысла религиозных традиций. — подчеркнул кардинал Систач. — Также необходимым выглядит переосмысление мусульманских текстов в свете того, что мы сегодня живем в XXI веке». Высказывания архиепископа Барселоны перекликаются в этом с заявлением президента Египта Абделя Фаттаха ас-Сиси, когда тот в конце 2014 года обратился к богословам университета аль-Азхар с призывом провести реформацию и направить ислам по новому пути, так как «мусульманское общество оказалось разобщено и рискует погибнуть, причем мы сами навлекли гибель на себя».

Фактически кардинал Систач предлагает мусульманским мыслителям проделать работу по переосмыслению ислама вместе. Это, конечно, не «иудеохристианство», которое иные любят ставить в пику Святому престолу в связи со Вторым Ватиканским собором, но и не рядовой межконфессиональный диалог. Такая «реформация» ставит задачи не только перед Востоком, а и перед Западом. Неслучайно в своем выступлении на конференции, организованной Общиной святого Эгидия, имам аль-Тайиб поставил вопрос — как определить понятие «Запад» в противопоставлении «Востоку». Это уже не «чистое» сообщество «европейских народов, исповедующих христианство» предупредил исламский богослов, если принять во внимание тот факт, что миллионы иммигрантов-мусульман в Европе и Америке стали «важным элементом социальной ткани», занимая сильные позиции в различных областях и влияя на местные обычаи, традиции, культуру и так далее. И кое в чем Старый континент может быть привлекательным для исламского мира. Так, накануне визита во Флоренцию аль-Тайиб призвал к объединению мусульманских стран по примеру Европейского союза в ответ на попытки фундаменталистов из «Исламского государства» создать на Ближнем Востоке «халифат». Эту идею в интервью Radio Vaticana поддержал халдейский католический архиепископ Эрбиля Башар Варда. «Это смелое заявление, я думаю, что мы должны идти по пути реализации этой инициативы», — сообщил монсеньор.

На фоне охваченного войнами Ближнего Востока, постоянных ударов со стороны «сетевого государства» джихадистов по классическим государствам, массовым перемещениям беженцев, нарастание конфессионального противостояния идея «исламского ЕС» выглядит невероятной и фантастической. Однако «утопии» даже такого рода иногда сбываются. Помимо того, нельзя исключать, что под флагом реализации данного проекта ряд ближневосточных государств попытаются решить свои проблемы. Во-первых, это касается Египта, который конкурирует за влияние в регионе с Турцией, в том числе в религиозной сфере. Каир не будет равнодушно смотреть на попытки Анкары возвыситься в суннитском сообществе. «Неоосманизм» турецкого президента Реджепа Эрдогана, то, как он позиционирует верховного муфтия страны и главу государственного Управления по делам религий Мехмета Гермеза в качестве «мусульманского папы Римского», заявления, что Гермез — духовный отец не только турецких мусульман, но его уважают во всем исламском мире, являются вызовами для Египта. Союзником Каира здесь выступает Ватикан. Если имам аль-Тайиб говорит о совпадении позиций с «новым курсом» Католической церкви, то во время посещения папой Франциском в ноябре прошлого года Турции муфтий Гермез прямо заявил: «Между исламом и христианством не может быть межрелигиозного диалога в таком смысле, как это привык понимать Ватикан».

Во-вторых, это выглядит как своего рода «подача» Европе. И «Исламское государство», и американский проект фрагментации региона с выходом на создание Большого Ближнего Востока делают то, что итальянский политолог Маттео Брессан называет «распадом стран, родившихся в конце Первой мировой войны по итогам соглашения Сайкса-Пико». Европа выступила «повивальной бабкой», принявшей «геополитические роды» у Османской империи, которая не перенесла их и тут же скончалась. Вашингтон идет на то, чтобы эти «роды» повторились, но в этот раз «детей» хочет выпестовать самостоятельно. «Исламский ЕС» — это дразнящая приманка для Старого континента, которому предлагают повторить операцию столетней давности. Однако будет ли способен Евросоюз вступить в конкуренцию с США? Для начала Брюсселю потребуется решить проблему «Исламского государства». Старший научный сотрудник Французского центра разведывательных исследований, специалист по исламскому терроризму и организованной преступности Ален Родье в интервью французскому порталу Atlantico отмечает, что Европа не слишком внимательно следит за ситуацией на Дальнем Востоке, где «радикальный и агрессивный ислам пустил глубокие корни», но в отличие от ситуации на Ближнем Востоке он не создает угрозы для режимов. Родье считает, что на Юго-Восточную Азию европейцам не следует обращать внимания, так как там «уже работают американцы, австралийцы и новозеландцы… Сердце Исламского государства» находится в Сирии и Ираке, поэтому нужно нанести удар там, а не рубить отростки". Но что если «Исламское государство» предложит Европе «сепаратный мир» и попросит содействия для организованного отступления с Ближнего Востока в Юго-Восточную Азию? Возможно, в этом случае «утопия» создания «исламского ЕС» станет немного реальней.