Председатель правления "Школы реальной политики" Константин Емешин провел их анализ:

I.

Данные свидетельствуют, что соотношение левых и центристов на Алтае остается неизменным. Рывок вверх сде-лал лишь Жириновский. Правые провалились.

Табл. 1. Количество избирателей проголосовавших за ту или иную партию на парламентских выборах в 1999 г. и 2003 г.

II.

Алейский округ № 35

Абсолютная победа действующего депутата Николая Герасименко (54,11%) ни у кого не вызывала сомнения. Была достаточно хорошо обеспечена административным, организационным и финансовым ресурсом.

III.

Барнаульский округу № 36

Победа действующего депутата Владимир Рыжкова также была изначально предсказуема. Поскольку остальные кандидаты в депутаты использовали эти выборы для тренировки перед краевой избира-тельной кампанией, то борьба за 2-4-е места была не шуточной. Их заняли:

Овсиевский А.Г. (КПРФ) - 42 326 голосов

Солнцева И.В. (Единая Россия) - 38 087

Абрамова Е.А. (Блок Селезнева-Миронова) - 35 425

IV.

Бийский округ № 37

За две недели до дня голосования также стала очевидна победа главы налоговой службы края, экс-губернатора Льва Коршунова.

V.

Славгородский округ № 38

Единственный округ в Алтайском крае, в котором победитель заранее не был известен. Намечалась жесткая борьба двух депутатов краевого Совета - Андрея Кнорра и Сергея Серова. Происходящая борьба стала не предсказуе-мой после активного вмешательства на округе известного в Алтайском крае политика, а ныне руководителя отдела в аппарате Правительства России Алексея Сарычева. Хотя выборы состоялись, и победил А.Кнорр, но преимущество его над С.Серовым незначительно - чуть более 1%.

Такая жесткая борьба сопровождалась серьезными нарушениями и прежде всего использование администра-тивного ресурса. Вот почему С.Серов обратился в прокуратуру для проверки результатов голосования.

А.Сарычев за день до выборов 5 декабря выиграл судебный спор против окружной комиссии, которая была обязана оповестить всех избирателей об этом решении. Однако, этого сделано не было, судебное решение комиссией не исполнено. Продолжение судебной процедуры может как минимум привести к отмене результатов голосования по отдельных участкам, а при достаточном количестве участков с нарушениями - к отмене результатов выборов.

Так что, хотя в 38 округе выборы состоялись, но борьба продолжается, только теперь уже в прокуратуре и суде. Кроме указанных нарушений предстоит еще проверка информации о возможных случаях подкупа избирателей.

VI.

Избирательная кампания на Славгородском округе № 38 позволила поставить чистый эксперимент по использо-ванию административного ресурса. Так при анализе предвыборной ситуации в округе мы ранее указывали, что в Ро-динском районе глава администрации С.Тевонян является активистом краевой организации "Единая Россия" и жестко направил весь административный ресурс на поддержку кандидата от этой партии А.Кнорра. В Благо-вещенском районе глава Г.Шинкевич вошел в партийный список "Аграрной партии", выдвинувшей С.Серова.

Результаты в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительные данные по результатам голосования в Родинском и Благовещенском районах.

VII.

Партия тянет кандидата, или кандидат партию.

Во-первых, опыт Алтайского края (2 округа из 4-х) показал преимущество в одномандатных округах независимых кандидатов в депутаты - В.Рыжков в Барнаульском и Л.Коршунов в Бийском.

Тем не менее, большинство кандидатов были выдвинуты от политических партий. Все эти случаи можно разде-лить на три группы.

1-й вариант. Кандидат в депутаты по одномандатному округу тянет за собой партию вперед, т.е. набирает голо-сов избирателей больше, чем его партия. Уникальный рекорд в этом отношении установил Н.Герасименко, набрав 54,11%, в то время как выдвинувшая его "Народная партия" собрала в этом округе всего лишь 1,18% голо-сов избирателей.

Существенно выше оказался рейтинг Е.Абрамовой (35 425 голосов) по сравнению с рейтингом выдвинувшего ее избирательного блока Селезнева-Миронова (24 401 голосов).

Аналогичная ситуация у депутата В.Останина, который собрал голосов почти в 3 раза больше, чем выдвинувшая его партия "Яблоко".

2-й вариант. Одномандатник тянет свою партию назад и собранные им голоса заметно меньше, чем голоса от-данные за партийный список. Так уступили рейтингу своих партий кандидаты одномандатники: все четыре кандидата в депутаты от ЛДПР, И.Солнцева от "Единой России".

3-й вариант. Кандидат одномандатник и партия набирают примерно равное количество голосов избирателей - кандидаты от КПРФ.

VIII.

Снижение уровня организации и компетенции избирательных комиссий.

На прошедших выборах были сформированы новые избирательные комиссии. Имея опыт работы во всех пре-дыдущих избирательных кампаниях, можем с удовлетворением вспоминать высокий уровень организационной и пра-вовой культуры комиссий предыдущего созыва, когда краевую комиссию возглавляла Н.Еремеева. Во-первых, на лю-бую жалобу ранее мы получали немедленный ответ. В настоящее время до сих пор нет ни одного ответа на поданные жалобы. Во-вторых, пример с принятием Славгородской комиссией решения об "вынесения замечания А.Сарычеву". Подобная правовая не компетентность была исправлена краевым судом, но, тем не менее, этот случай показателен. Тем более, что комиссия позволила себе даже не исполнять решение суда.

IX.

Использование данных декабрьских выборов для сценария развития выборов в краевой совет народных депутатов в марте 2004 года.

Поскольку предпочтения избирателей довольно инертны, то вряд ли стоит ожидать существенных изменений электоральной характеристики в Алтайском крае. Анализ данных в таблице № 1 позволяет предположить, что состав краевого парламента будет существенно зависеть от формирования избирательных блоков. Кто создаст более широкий блок на выборах, тот и получит контрольный пакет в краевом Совете. Если это успешнее сделают левые (у них уже есть блок - НПСР), то парламент будет левым. Если необходимость блокирования поймет "Единая Россия", то она и будет иметь большинство в краевом Совете. Учитывая, что ни левые ни центристы не имеют пока решающих преимуществ, и кроме этого, очень много политических сил оказалось "на обочине", поэтому в крае вполне возможно формирование "третьей" силы, которая может перешагнуть 7% рубеж. Поскольку и левые, и центристы контролируются губернатором, то возможная "третья сила" могла бы сформироваться вокруг конструктив-ной оппозиции действующему губернатору. Хотя реально эта "третья сила" вряд ли успеет раскрутиться за три месяца, тем более, что ей надо будет изыскать серьезные финансовые источники. По мрнению политогола, если ни левые, ни центристы не сумеют создать серьезного блока, а "третья" сила так и не проявит себя, то новый состав краевого парламента останется полностью подконтрольным губернатору.