В Якутии компания «Полярные авиалинии» повысила стоимость авиабилетов до райцентров Арктических районов республики. Это очень обеспокоило жителей арктических и северных районов.

Так, как сообщила НВК «Саха» главный редактор районной газеты Эвено-Бытантайского района Наталья Попова, теперь билет до Якутска стоит 19 тысяч рублей и эта стоимость будет увеличена до 24 тысяч рублей. Причем, повышать стоимость авиабилетов «Полярные авиалинии» начали в период отпусков, поступления в учебные заведения и в то время, когда больные выезжают в столицу на лечение.

Минтранс республики уже подготовил приказ о распределении дополнительных средств на сумму 47, 5 млн рублей на субсидирование местных пассажирских авиаперевозок. Но эти средства позволят оставить только количество субсидированных рейсов на уровне прошлого года. Таким образом, авиабилет будет стоить как несубсидированный авиабилет прошлого года, и население даже не почувствует помощь государства.

Между тем, по данным Минтранса республики, из бюджета в среднем ежегодно выделяется 200 млн рублей на перевозку 28−30 тыс. пассажиров. В период с 2002 по 2014 годы перевезено 281 тысяч 700 пассажиров на сумму 1 млрд 190 млн рублей.

Межрайонные субсидируемые пассажирские авиаперевозки (от районных центров Арктической зоны до Якутска и в обратном направлении) введены с 2012 года, но в связи с ограниченностью бюджетных средств программа позволяет только квотируемые субсидируемые авиаперевозки. Охват населения Арктической зоны субсидируемыми авиаперевозками составляет 13%. За 2012 — 2014 годы перевезено более 21 тыс. пассажиров по специальным тарифам, направлено авиаперевозчикам субсидия в размере 214,5 млн. рублей.

Между тем, как сообщают республиканские СМИ, разрешить проблему высокой стоимости пассажирских авиаперевозок можно, но для этого необходимо обновить парк самолётов с большим расходом топлива на более эффективные воздушные суда, реконструировать существующие аэропорты и установить тарифные ставки и сборы, которые по силам местным авиакомпаниям.

Для обновления парка по итогам проведённых в 2012—2013 годах наиболее подходящим для эксплуатации в республике определен турбовинтовой самолет Bombardier Dash 8 Q-300, адаптированный для полётов на грунтовые ВПП и эксплуатации в условиях низких температур (до -55˚С). Bombardier призван заменить морально устаревший АН-24, средний возраст которых приблизился к 40 годам, а современных альтернативных самолётов отечественного производства на сегодня нет.

Генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Якутия» Ольга ФЕДОРОВА отметила, что у данного самолёта скорость выше, а возможности нагрузки выше, а самый большой плюс — топливная эффективность. К примеру, если среднечасовой расход топлива при максимальной загрузке у АН-24 составляет 850 кг в час, то у Bombardier — 520 кг в час. Если сравнить расходы топлива при полёте, то на полёт по маршруту «Якутск — Усть-Нера — Якутск» расход топлива у АН-24 составит 2 975 кг, у Bombardier — 1 970 кг, экономия составит 1 005 кг. «Использование самолётов Bombardier Dash 8 Q-300 вместо АН-24 сможет принципиально изменить логистику авиатоплива на территории республики — мы сможем отказаться от завоза более 3 тысяч тонн авиакеросина», — заметила Федорова.

Однако существуют проблемы по допуску Bombardier Q-300 в аэропорты с грунтовыми покрытиями. Для получения разрешения на выполнение полетов на грунтовые аэродромы самолетами типа Bombardier Q-400, Q-300 необходимо проведение научно-исследовательских работ.

В этой связи Ольга Фёдорова предложила включить в государственную программу проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по вопросу корреляции показателей прочности грунтовых покрытий взлетно-посадочных полос аэродромов Якутии с дальнейшей рекомендацией внесения изменений в руководство по эксплуатации гражданских аэродромов России.

Более короткого способа сделать местные авиаперевозки доступнее пока не предложено.