ВСМ Москва-Казань: на китайские деньги и по китайским технологиям

Государство инвестировало деньги в РЖД, но высокоскоростную магистраль смогут построить только с помощью зарубежных инвесторов

Казань, 3 июня 2015, 20:42 — REGNUM  

Распоряжением правительства РФ для реализации инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования в разных регионах страны уставный капитал ОАО «РЖД» увеличен на 64 млрд 280 млн 838 тыс. рублей. Как ранее сообщало ИА REGNUM, соответствующий документ опубликован 2 июня.

Наибольшая сумма — около 19,3 млрд рублей — направлена на реализацию приоритетного инвестиционного проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования Московского региона. Около 17 млрд рублей — на модернизацию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, более 11 млрд рублей — на реализацию приоритетного инвестиционного проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры на участке Междуреченск — Тайшет. На проектные работы по созданию высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань направляются, в соответствии с федеральным бюджетом-2015, 3,03 млрд рублей. Общий объем инвестиций в проект ВСМ превышает 1 трлн рублей.

Между тем, как сообщают российские СМИ, почти 7 млрд долларов, или треть необходимого финансирования, в ВСМ Москва — Казань пообещал вложить Китай. До сих пор реализовать строительство высокоскоростной магистрали за счет госбюджета и средств Фонда национального благосостояния было невозможно, а частных инвесторов не находилось. Интерес к проекту проявляли немецкая Siemens и французская Alstom, но только интересом все и ограничилось.

В прошлом году о возможном участии заявил Китай. В марте 2015 года российская железнодорожная госкомпания сообщила о предложениях от China Railways, а в мае Россия и КНР подписали меморандум о ВСМ Москва-Казань.

Китайская сторона инвестирует в проект около 350 млрд рублей (6,9 млрд долларов). Из них 104 млрд рублей в виде прямого взноса в уставный капитал совместной проектной компании и 250 млрд — в форме кредитов. Общий объем инвестиций в проект ВСМ оценивается в 1,07 трлн рублей.

На государственные деньги и кредиты китайских банков железнодорожники обещают построить 770-километровую железнодорожную линию Москва — Казань для движения пассажирских поездов с эксплуатационной скоростью 350 километров в час и максимальной 400 километров. Время в пути от Москвы до Казани сократится с 14 до 3,5 часов.

Еще в 2013 году о решении построить скоростную железную дорогу официально объявил президент России Владимир Путин. Летом того же года о том, что магистраль будет построена, заявил глава РЖД Владимир Якунин. При этом стоимость проекта он оценивал в 928 млрд рублей. С тех пор поменялись и оценка стоимости проекта — он подорожал на 140 млрд рублей, и сроки его реализации, и партнеры. Меморандум, подписанный с Китаем, если не исключает участие европейских партнеров в проекте, но сводит их роль к минимуму. Его условия предусматривают, что первая российская ВСМ будет строиться по китайским технологиям. Эксперты сходятся во мнении, что Китай постарается извлечь максимальную выгоду из этих условий.

Lenta.ru цитирует партнера Althaus Group Юрия Алейникова, который отмечает, что у китайского бизнеса «подход простой — максимальное участие». «Это касается всего: использования технологий, управления железной дорогой, участия в концессии. Китайская сторона постарается доминировать и получить максимум выгод. Причем им на этом этапе не столько важна доходность проекта, сколько рынок сбыта технологий и оборудования», — говорит он.

Эксперты отмечают, что в перспективе российская ВСМ может быть интегрирована с китайской транспортной сетью с продлением линии до Пекина: Создать скоростную железнодорожную линию до китайской столицы, КНР предлагали российской стороне 8 мая, в день подписания меморандума по ВСМ Москва-Казань.

На международном железнодорожном форуме, с участием топ-менеджеров Alstom и Siemens, будут обсуждать перспективы проекта. Как заявлено в программе, обсудят варианты источников финансирования, доработки законодательной базы и хватит ли у России возможностей реализовать планы ВСМ. Структура финансирования проекта предполагает, что более 50% (571 млрд рублей, включая 150 млрд рублей из ФНБ) выделит государство.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, ВСМ «Москва-Казань» должна стать первой в России высокоскоростной пассажирской магистрали, которая пройдет по территории 7 регионов и будет иметь 15 остановок: 5 в крупных городах (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань) и 10 региональных, со среднесрочной перспективой продления до Екатеринбурга, с более отдалённой — до Пекина. По линии ВСМ будут курсировать высокоскоростные поезда со скоростями до 400 км/ч; ускоренные региональные поезда скоростью до 200 км/ч.

В начале 2015 года глава РЖД Владимир Якунин заявил, что его компания может отказаться от проекта ВСМ, если не получит финансирование из бюджета в первом квартале. В конце февраля было принято решение о выделении из федерального бюджета 5 млрд рублей на проектирование ВСМ. Ещё 1 млрд рублей на эти же цели должно было выделить ОАО «РЖД». Но на проектирование ВСМ в бюджете с трудом нашли 3 млрд рублей.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.