Молдавские партнеры Москвы: «Если гагаузы с русским и с Путиным, то пусть голосуют за наших кандидатов». Гагаузия — Молдавия: «К власти в Молдавии приходят новые политики и отнимают у Гагаузии очередные права и полномочия».


Молдавские партнеры Москвы: «Если гагаузы с русским и с Путиным, то пусть голосуют за наших кандидатов»


Политолог и депутат парламента от Партии социалистов Богдан Цырдя считает, что новый состав Исполнительного комитета Гагаузии покажет положительные результаты уже через 100 дней работы, пишет «Гагауз-инфо». Говоря о новом составе Исполкома, парламентарий отметил, что «репутация у членов этой структуры неплохая». «Я уверен, что будут положительные результаты. У госпожи Влах есть серьезная поддержка и симпатии в Москве. Поэтому ей помогут», — отметил Богдан Цырдя.

Народное собрание Гагаузии, напомним, в конце апреля утвердило предложенный башканом Ириной Влах состав Исполнительного комитета Гагаузской автономии, продолжает «Гагауз-инфо». В состав гагаузского правительства вошел 21 человек, в том числе, главы трех районных администраций и руководитель Научно-исследовательского центра имени Марии Маруневич.

Говоря о приближающихся местных выборах, Богдан Цырдя призвал жителей Гагаузии голосовать за пророссийскую Партию социалистов, «чтобы автономия могла развиваться», пишет «Гагауз-инфо». Говоря о шансах Партии социалистов на местных выборах, Цырдя обратил внимание жителей региона на несколько факторов. Во-первых, это то, что в молдавском парламенте ПСРМ является единственным политическим формированием, которое пользуется поддержкой высшего руководства России. Во-вторых, на последних парламентских выборах партия победила во многом благодаря поддержке и жителей Гагаузии («Победа» Партии социалистов, о которой, кроме самих социалистов и их партнеров в Москве, изрядно потрудившихся во славу ее, никто больше не говорит и не говорил ранее, представлена 25 депутатскими местами из 101 в молдавском парламенте. Самая крупная по численности фракция ПСРМ находится в оппозиции и не участвует в принятии каких-либо решений. Оппозиционную компанию в нынешнем парламенте «пророссийским» социалистам составляют русофобы и румыноунионисты из фракции Либеральной партии, идейный соратник которых Николай Тимофти в марте 2012 года был избран президентом Молдавии именно благодаря парламентской группе социалистов Игоря Додона, обеспечившей недостающие голоса. До этого «побеждал» аналогичным образом на протяжении более 5 лет прежний «надежный и главный партнер» Москвы — Партия коммунистов (ПКРМ) Владимира Воронина, даже поредевшая за 4 года почти на десяток депутатов фракция которой к парламентским выборам ноября 2014-го была на порядок крупнее сегодняшней фракции социалистов. Однако, даже получив в апреле 2009-го 60 из 101 мест в парламенте, ПКРМ не смогла продержаться у власти и до июля того же года, так и не сумев найти недостающего для избрания президента одного голоса. После июльских выборов 2009-го «побеждавшая» ПКРМ пребывала в оппозиции вплоть до конца 2014 года, оставаясь самой крупной фракцией в молдавском парламенте, несмотря на постоянные «потери» среди депутатов и членов партии. Теперь же многолетний экс-партнер Москвы, имея в парламенте нового созыва третью по численности фракцию, стал партнером миноритарного «Альянса за европейскую Молдову», де-факто — частью правящей «проевропейской» коалиции — прим. ИА REGNUM). В автономии же при поддержке Партии социалистов (а точнее — при помощи властей и госпропаганды РФ и при поддержке Партии социалистов Молдавии — ИА REGNUM) 22 марта была избрана башканом Ирина Влах, причем, с первого тура. «Сегодня социалисты являются стратегическим партнером партии „Справедливая Россия“. Также мы подпишем договор с „Единой Россией“ Владимира Путина (С 2012 года председателем „Единой России“ является Дмитрий Медведев. Что касается Владимира Путина, с 2008 по 2012 годы бывшего председателем партии, а на выборах президента РФ — ее кандидатом, то на данный момент он не входит в ее руководящие органы, более того, членом „Единой России“ он никогда не был и сейчас им не является — прим. ИА REGNUM). У нас есть моральная поддержка и симпатии высшего руководства Российской Федерации», — сказал Богдан Цырдя.

Парламентарий уверен, что избранные от Партии социалистов мэры будут иметь возможность развивать свои населенные пункты, продолжает «Гагауз-инфо». «Поэтому гагаузы должны себе четко ответить, они с русским или с немцем (цитируемое заявление Цырди было сделано 9 мая в ходе праздничных мероприятий в честь Дня Победы в Комрате — прим. ИА REGNUM). Если они с немцем, то пусть голосуют за ДПМ, за Гимпу, за Филата. А если они с русским и с Путиным, то пусть голосуют за наших кандидатов. Тогда Гагаузия сможет развиваться, и наступит этап развития, чего до сих пор, к сожалению, не было», — отметил Богдан Цырдя.

Член Партии социалистов, член одноименной парламентской фракции и главный теоретик молдавского социализма Богдан Цырдя обратился к гагаузским избирателям с предвыборным призывом, пишет «НИКА-пресс». Точнее, не к гагаузским избирателям, а к гагаузам. Заголовок к рассказу о его выступлении перед южанами такой: «Цырдя призвал гагаузов голосовать за пророссийскую партию, чтобы автономия могла развиваться».

Попробовал бы, скажем, Бургуджи, не менее известный теоретик и практик другой, не менее заманчивой идеологии — гагаузского патриотизма, «призвать молдаван» к чему-нибудь для них полезному с точки зрения Бургуджи, как бы отреагировали молдаване, продолжает «НИКА-пресс». Особенно те из них, которые тщательно наблюдают за примитивными деталями отношений Кишинева и Комрата, и которые считают, что нет таких отношений, как молдавско-гагаузские или гагаузско-молдавские.

Бургуджи, конечно, себе такой вольности, близкой к опасному хамству, никогда бы не позволил, пишет «НИКА-пресс». Он много раз и подолгу сидел в тюрьме (за политику), а там правилам хорошего тона и манерам поведения учатся быстро. Цырдя позволяет. Такая форма общения бытовала в советскую пору: партийный деятель обращается к подчинённому по имени-отчеству, но на «ты», и в разговор вкрапляет матерщину, чем показывает особое, товарищеское отношение к собеседнику — с таким и граммульку можно выпить, думает подчиненный, и проникается. Обращение Цырди — «гагаузы» — как сигнал от старшего товарища: мы же свои люди, мы же заодно, однако помните, кто здесь главный. И делайте то, что он вам, дорогие товарищи, настоятельно рекомендует, иначе…

А подробности того, что твердил Цырдя «гагаузам» и что им предлагал делать, следующие, продолжает «НИКА-пресс». Здесь нужны цитаты — все-таки, напомним, единственный активный теоретик левых идеологий, почти что классик. А классиков принято цитировать подробно и аккуратно. Это он — в Комрате. Говорит (оригинал сохранен): «Сегодня социалисты являются стратегическим партнером партии „Справедливая Россия“. Также мы подпишем договор с „Единой Россией“ Владимира Путина. У нас есть моральная поддержка и симпатии высшего руководства Российской Федерации… Поэтому гагаузы должны себе четко ответить, они с русским или с немцем. Если они с немцем, то пусть голосуют за ДПМ, за Гимпу и Филата. А если они с русским и с Путиным, то пусть голосуют за наших кандидатов. Тогда Гагаузия сможет развиваться, и наступит этап развития, чего до сих пор, к сожалению, не было».

Хороший партнер, стратегический — то есть лучше и не сыскать в Молдавии — есть сегодня у «Справедливой России», пишет «НИКА-пресс». И скоро будет таким еще и для «единороссов», и для Путина тоже. Допустим, Цырдя не считает реализуемыми на практике совместные действия Комрата и Кишинева с целью всестороннего развития гагаузской автономии, и, допустим, он убежден, что только пророссийская Партия социалистов вместе с Россией, в частности, с Москвой, и, безусловно, с Путиным, поскольку Путин — самый популярный зарубежный политик в Молдавии (и хорошо бы нам такого, например, Додона — чем не молдавский Путин) — поможет Гагаузии подняться до вершин социального и экономического развития.

Допустим, Цырдя вместе с руководством ПСРМ считает, что чем ближе Гагаузия будет к Москве, и чем настойчивее будет напоминать Кишиневу, что она остается сторонницей евразийского курса для Молдавии, что если Молдавия хочет в ЕС, то пусть она не тянет за собой автономию, и тогда скорее решится пресловутый «гагаузский вопрос», так и не решенный за четверть века Кишиневом, продолжает «НИКА-пресс». Допустим, что он легко докажет в любых судах, что имеет право на такие думы и планы, и что обвинения его в сепаратизме и государственной измене будут признаком политической расправы. Допустим также, что гагаузы — противники внешнего курса Кишинева — готовы показать фигу Европе и даже готовы отказаться от биометрических паспортов, позволяющих туда ездить (В апреле 2014 года вступил в силу безвизовый режим для краткосрочных поездок в ЕС обладающих биометрическими паспортами молдавских граждан, не предусматривающий возможности их трудоустройства в странах Евросоюза. Ездить «в Европу» ни молдаване, ни гагаузы, какими бы паспортами они ни обладали, не могут физически, поскольку уже находятся в Европе — прим. ИА REGNUM), в пользу Таможенного союза, и готовы опять заговорить с Кишиневом о федеративных отношениях и о праве самим выбирать себе внешних экономических и политических партнеров. И допустим, что они готовы еще четверть века доказывать свой оригинальный молдавский патриотизм — не сепаратисты, но в ЕС — ни ногой. Все допустим. И все возможно.

Невозможно допустить только одного: «Единая Россия» Путина, как планирует Цырдя, заключит договор с ПСРМ, членом которой является он, Цырдя, предлагающий быстренько разобраться, кто лучше — немец или русский, и подсказывающий, что, конечно, русский лучше, чем немец, пишет «НИКА-пресс». А как только заключит, то после эти кишиневские цырди затеются мерить нам черепа. И немецкие черепа будут отнесены к плохим черепам вместе со всеми остальными несоциалистическими и непророссийскими — молдавскими, украинскими, болгарскими, русскими, еврейскими в Молдавии, обладатели которых предпочитают перемены и связывают их с европейской интеграцией, подводит итог издание.

Глава автономии Ирина Влах не будет участвовать в местных выборах как башкан, и не будет поддерживать ни одного из кандидатов в мэры, пишет Gagauz Media. При этом сторонники Влах теперь идут на выборы от Партии социалистов. На вопрос, «значит ли это, что ваша команда и есть команда ПСРМ?», глава автономии предпочла ответить следующим образом: «Я на этапе местных выборов заявила и подтверждаю, что не буду участвовать в местных выборах как башкан автономии. Я предоставляю право жителям того или иного населенного пункта выбрать себе мэра таким, каким они его видят. Я рекомендую выбрать хозяйственника, который не будет заниматься политикой, а сделает что-то хорошее для своего населенного пункта. Я буду работать с любым мэром».

Влах также заверила: «Вы меня не увидите ни на одном предвыборном панно в поддержку какого-либо кандидата. Все члены Исполкома получили четкое указание: тот, кто будет заниматься политикой, напишет заявление и уйдет, тот, кто будет участвовать в местных выборах, поступит также. Ни один член Исполнительного комитета не вправе участвовать в избирательной кампании местных выборов». (Gagauz Media)

Ранее, отметим, Партия социалистов представила своих претендентов на пост мэров Комрата, Чадыр-Лунги и Вулканешт, продолжает Gagauz Media. Это Александр Суходольский, Константин Келеш и Роман Тютин соответственно. Эти имена назвал во время пресс-конференции председатель ПСРМ Игорь Додон. Стоит отметить, что эти люди являются сторонниками Ирины Влах.

Ирина Влах прокомментировала сформированный ею состав Исполкома, пишет Gagauz Media. «В моей команде есть люди из Кишинёва, из Москвы. Нет вопроса „кто, откуда?“. Даже депутаты Народного собрания сказали: „мы готовы, чтобы к нам каждый день приезжал на работу Герман Греф из Москвы, главное чтобы автономия развивалась, и были конкретные хорошие результаты, показатели“. На самом деле, главное, чтобы все те, кто претендовал на эту должность, любили Гагаузию, хорошо относились к ней, хотели изменений к лучшему и знали, каким образом эти изменения можно реализовать. На протяжении очень долгого времени начальники управления назначались по каким-то политическим признакам, по членству в команде того или иного башкана», — отметила Влах.

Она утверждает, что 80% членов Исполкома не принимали участие в ее избирательной кампании, продолжает Gagauz Media. «Они были подобраны, исходя из их профессионализма, опыта. То есть, ничего странного нет в том, что часть из них приехала из Кишинёва», — отметила глава автономии. На вопрос о том, «почему в таком случае в Исполкоме нет никого из Брюсселя», башкан ответила: «Вот как-то туда не доехали».

«КП в Молдове» публикует интервью с новым башканом (главой) Гагаузии Ириной Влах.

КП: Еще до выборов главы автономии вы говорили, что уверены в победе. На чем основывалась ваша уверенность, учитывая, что вы — первая женщина, ставшая во главе такого патриархального региона, как Гагаузия?

И.В.: Чтобы победить, надо очень много работать, вложить очень много сил и времени. В моем случае именно так все и происходило. Моя победа — итог десятилетней работы, которую я вела в Гагаузии. Я была во всех учреждениях и предприятиях, работала с людьми, мы проводили различные акции. То есть мы готовились к этой победе, она была очень нелегкой! Но никто из нас не ожидал, что в избирательной кампании будут участвовать тринадцать кандидатов, и из всех я буду единственной женщиной. Когда мы проводили замеры, чтобы реально понимать, какие следующие шаги необходимо предпринять в избирательной кампании, мы знали четко, что наш финиш — это будет первый тур, и мы победим. Нам абсолютно никто не верил, но 23 марта мы проснулись с 51,11% голосов! Наши шаги были хорошо продуманными, выверенными, наша победа стала результатом моей работы, работы всей нашей команды. Люди слышали нас, мы заходили в каждый дом, мы абсолютно до каждого достучались, и тот порыв, который я чувствовала в день выборов, был очень мощным. В этот день я была на улицах и ко мне подходили люди, говорили, что уверены в моей победе, никто не проходил равнодушно мимо.

КП: Ваши оппоненты утверждают, что победить на выборах вам помогла Россия. Владимир Воронин даже заявил: «Без обид, но эти выборы выиграло российское телевидение»…

И.В.: Это позиция Владимира Николаевича. Он, кстати, участвовал в начале моей работы в этом направлении (Ирина Влах на протяжении 10 лет была депутатом парламента Молдавии от Партии коммунистов. По итогам парламентских выборов 30 ноября 2014 года Влах, получив в очередной раз мандат депутата по партийному списку ПКРМ, отказалась входить во фракцию Компартии, а затем и вовсе покинула ее ряды, фактически примкнув к команде Партии социалистов, возглавляемой еще одним выходцем из Партии коммунистов, бывшим первым вице-премьером в ее правительстве Игорем Додоном — прим. ИА REGNUM). Четыре года назад я тоже выдвигалась на пост башкана, выдвигалась от Партии коммунистов. И ПКРМ реально понимала, что я могу стать главой автономии (на выборах башкана в 2010 году Ирина Влах отстала от Николая Дудогло всего на 300 голосов — прим. КП). Да, у меня действительно была сильная и мощная поддержка со стороны России в период этой избирательной кампании. Были встречи на самом высоком уровне — с председателем Государственной Думы, с главой Совета Федерации. Ряд депутатов Госдумы приезжали в Гагаузию поддержать не Ирину Влах, а жителей автономии. Потому что у нас к России всегда было особое, трепетное отношение. У нас связи, которые нельзя разрушить и за столетия, у нас одна вера, культура одна, наши дети учатся на русском языке. И самое главное, что мне нравилось в моих российских партнерах, они всегда заявляли: «Мы будем уважать любой выбор гагаузского народа!» Никакая позиция не навязывалась! (Образцом такой «ненавязчивой» позиции «российских партнеров» может служить заявление депутата Госдумы РФ от «Справедливой России» Елены Драпеко, посетившей Гагаузию с агитационным визитом в поддержку Влах. «Обещаем, что всячески будем поддерживать и уважать, конечно, любой ваш выбор. Так, как сказал наш президент: мы уважаем выбор народа и будем работать с тем, кого выберет народ. Но нам бы очень хотелось, чтобы этим человеком стала Ирина», — сообщила российский депутат. Принимая Влах в Москве, и Сергей Нарышкин, и Валентина Матвиенко также желали ей победы, при этом Матвиенко уточнила, что произойти это должно «только в первом туре». После этого российские федеральные телеканалы едва ли не ежедневно транслировали репортажи о Гагаузии, где Ирина Влах заранее представлялась в роли будущего башкана Гагаузии. Открытая агитация в пользу Влах на государственных телеканалах РФ продолжалась и в день голосования, из-за чего результаты выборов едва не были отменены — прим. ИА REGNUM). Результатом моих поездок стали конкретные шаги — подписание соглашения с руководством Московской области, открытие экспорта для наших сельхозпредприятий, есть ряд других шагов, о которых вы вскоре узнаете… Считаю, неправильной идею запрета российских телеканалов. Людям надо предоставить возможность выбирать, что смотреть и слышать то, что они хотят.

КП: После встречи с вами спикер парламента Андриан Канду заявил, что «те, кто считал Ирину Влах пророссийким политиком, неправы». А вы себя считаете пророссийским политиком?

И.В.: На самом деле, я прогагаузский политик. Но у нас очень хорошие отношения с Российской Федерацией, и российские регионы являются нашими стратегическими партнерами. 2 февраля 2014 года мы провели референдум в Гагаузии, на котором 98% жителей автономии высказались за то, чтобы Молдавия сотрудничала с Россией, чтобы Республика Молдова вошла в ЕврАзЭС. Мой долг — выполнять волю народа.

КП: Вы говорили о том, что Гагаузия — это уголок русского мира. Властям это не нравится (тоже ваши слова), как вы будете убеждать членов руководства страны в обратном?

И.В.: Знаете, никого убеждать не собираюсь. Мы живем в регионе, действуем в рамках нашего законодательства, у нас язык обу­чения в детсадах и школах — русский, мы заинтересованы в открытии детсадов и школ с гагаузским языком обучения. Мы делаем акцент на сохранении и развитии гагаузского языка. Да, Гагаузия является уголком русского мира, но одновременно с этим гагаузы сами очень заинтересованы в сохранении гагаузского языка, нашей культуры, традиций, обычаев.

КП: После референдума вы высказались за то, чтобы Молдавия вошла в Таможенный союз, и будете продолжать работу в этом направлении. Как поступит Гагаузия в случае утраты Молдавией своего суверенитета?

И.В.: Мы говорим о двух вопросах референдума. Первый — вхождение в ЕврАзЭС, второй — если Молдавия потеряет свой суверенитет, Гагаузская автономия займет абсолютно другую позицию. В Гагаузии проживают государственники, люди, которые хотят жить в Республике Молдова, на нас зря вешают ярлык сепаратистов! Жители Гагаузии воспринимают себя гражданами Молдавии! Это просто сигнал политическим лидерам, что нужно, в первую очередь, тоже быть государственниками, что надо выражать интересы Молдавии! И, естественно, не забывать о жителях Гагаузской автономии.

КП: Как вы прокомментируете деятельность совместной парламентской рабочей группы по статусу Гагаузии? В ближайшее время будет создана и рабочая группа по гармонизации законодательства автономии с законами Молдавии…

И.В.: Меня, как опытного политика, который более десяти лет работал молдавском парламенте, пугают эти комиссии. Всегда важно, насколько руководство страны готово к каким-то определенным изменениям. Если речь о каких-то декларативных изменениях — это одно. Если кто-то конкретно хочет заняться и привести законодательство в соответствие — это совсем другой вопрос. Когда мы встречались с господином Канду, он заверил меня в том, что законодательство Республики Молдавии будет приведено в соответствие с законодательством Гагаузской автономии. У нас уже был неприятный опыт работы комиссии предыдущего созыва парламента, и кроме политических заявлений и принятия законов в первом чтении, ущемляющих интересы Гагаузской автономии, других результатов не было. Я попросила господина Канду создать эту комиссию по профессиональному признаку, потому что в парламенте много сил, негативно воспринимающих сегодня Гагаузию, они не будут подходить к решению этого вопроса только с юридической точки зрения. Хотелось бы, чтобы в этой комиссии были юристы, государственники. Чего хотим мы? Мы не хотим расширения полномочий на этом этапе. Мы хотим, чтобы нормально функционировал Закон об особом правовом статусе Гагаузии 1994 года! Потому что после принятия этого закона был принят еще ряд законодательных актов, ущемляющих и урезающих те или иные полномочия. Мы видим, что сегодня есть проблемы и по этому вопросу. Сохраните нам то, что у нас есть! Это такой посыл, меседж, который я отправляю и парламент Молдавии, и в правительство. Пока особого желания поддержать не чувствую. Когда мы увидим, что слова не расходятся с делом, тогда скажу — да, политический класс Молдавии созрел! Все равно, надеюсь, что у нас все получится. Мы все хотим перестать заниматься политикой и наконец-то заняться экономическим развитием Молдавии.

КП: Основной приоритет вашей предвыборной программы — экономическое развитие региона.

И.В.: У нас собралась очень сильная команда, и особый акцент сделан именно на экономический блок. В команде — люди с опытом работы в министерствах и департаментах, органах управления на уровне регионов и районов, многие из них — доктора наук, представители различных национальностей. Акцент сделан на профессионализм. В своей деятельности мы делаем акцент на экспорт своей продукции, второе — открытие в Гагаузии перерабатывающих предприятий. Одновременно построить холодильные склады и создать в регионе условия для упаковки своей продукции и отправлять ее на московский рынок. С руководством Московской области мы говорили о том, чтобы в Гагаузию удобрения поступали по нормальным, доступным ценам, о создании совместных предприятий. Речь идет о текстильной, перерабатывающей промышленности, об оказании транспортных услуг. Идей у нас очень много, и наши партнеры сегодня уже открыто говорят о том, что готовы работать в этом направлении. В ближайшее время я жду команду экспертов из правительства Московской области, мы планируем расширить наше соглашение именно в части экономического развития. Я, как руководитель региона заинтересована в том, чтобы открывались новые предприятия, появлялись новые рабочие места, чтобы к нам приходили инвесторы. Очень хочется, чтобы центральные власти относились к нам с пониманием, как к партнерам, чтобы не создавали нам препоны. Руководство региона не станет заниматься политикой, а займется экономическим развитием Гагаузии. Мы готовы предоставить нашим инвесторам налоговые каникулы, хотя в Минфине недовольны тем, что в Гагаузии такая возможность есть. Я буду обсуждать это с руководством министерства. Есть закон, и мы должны уважать законодательство Республики Молдова и Гагаузской автономии соответственно.

КП: Если к вам обратятся представители прочих молдавских предприятий — мол, давайте вы нашу продукцию будете отправлять в Россию как гагаузскую, как вы поступите?

И.В.: Когда разрешили экспорт яблок, в эту группу экономических агентов попали и экспортеры из Молдавии, не только из Гагаузии. Мы заинтересованы в том, чтобы вся молдавская продукция продвигалась на российский рынок, но в том, что касается наших региональных соглашений, речь идет о конкретных экономических агентах. Мы хотели бы обратиться к представителям местного рынка: «Ничего нет плохого в том, чтобы наши, молдавские производители пришли на гагаузский рынок, на гагаузскую площадку, почему нет?» Мы готовы предоставить очень хорошие условия, и они могли бы воспользоваться теми преимуществами, которыми сегодня пользуются наши производители! Приезжают к нам, в Гагаузию, регистрируют свои предприятия, ставят свое производство и уже отправляют свою продукцию в Россию как продукцию, которая сделана в Гагаузии.

КП: Нет ли у вас опасения, что Украина в любой момент может пресечь поставки вашей продукции в Россию? Бывшему башкану Михаилу Формузалу ведь запрещен въезд на Украину, могут ли и на вас наложить аналогичный запрет?

И.В.: Я ничего не боюсь! Считаю, что Украина является независимым государством, это наш сосед. То, что там происходит, это внут­ренние дела Украины, а у нас имеются свои проблемы, нам бы с ними разобраться. Что касается Формузала, запрещать въезд члену правительства Молдавии — неправильно. Удивительно, что при этом не было никакой реакции МИД Молдавии, руководства страны. С нашей стороны мы будем выстраивать партнерские отношения с Украиной, будем заниматься развитием экономического сотрудничества и с этой страной. Никто из нас не заинтересован в накаливании обстановки.

КП: Как вы собираетесь строить отношения Гагаузии с Приднестровьем?

И.В.: У нас очень давнишние отношения. Подписаны соглашения между городами, например, между Комратом и Тирасполем. Многие наши ребята получают в Приднестровье среднее и высшее образование. То есть у нас очень хорошие отношения, такого, человеческого плана. Пока я ни с кем из руководителей Приднестровья не встречалась. Я с удовольствием пообщалась бы, но необходимо желание обеих сторон. С нашей стороны такое желание есть.

КП: Вы — член кабинета министров. На ваш взгляд, как можно вернуть доверие народа к правительству Молдавии?

И.В.: Ожидания должны оправдаться, потому что люди избирают власть и хотят, чтоб все предвыборные обещания власти выполнялись. Если сегодня команда в правительстве будет готова сделать ряд кардинальных шагов, которые улучшат жизнь народа, думаю, что люди это увидят, поверят и начнут доверять. Понимаю, что сегодня Молдавия находится в непростых условиях, понимаю, что все кредиты и гранты необходимо возвращать… Но обидно, что власти, когда брали эти кредиты, проводили реформы в ущерб жителям страны. Тут надо пересмотреть, продумать ряд конкретных программ и действий, которые не ущемляли бы простого человека и создавали предпосылки для возвращения наших людей и в регион, и, соответственно, в Молдавию.

КП: Вы сами знаете государственный язык? Как вас коллеги приняли?

И.В.: Нормально себя чувствую, десять лет в парламенте дали мне возможность выучить язык. Я понимаю все, нормально внедрилась (смеется) в правительство. Абсолютно никаких проблем! Моя дочь учится в молдавской группе университета. Считаю, что наши ребята должны знать языки, и так и происходит. Но тут важна поддержка государства. Мы сейчас готовим программу по изучению молдавского языка на территории Гагаузии, сами мы эту программу не потянем. Желание знать государственный язык у жителей автономии огромно.

КП: Какие у вас отношения сложились с вашими оппонентами на выборах, и есть ли там профессионалы, которых вы взяли бы в свою команду?

И.В.: После выборов я встречалась со всеми своими оппонентами, и у нас очень хороший диалог с ними. Сложно сказать, насколько наша команда готова предоставить им определенные должности, есть ряд людей из команд моих оппонентов, которые будут участвовать в управлении регионом. К этому вопросу мы подошли серьезно и профессионально и привлекли специалистов не только из Гагаузии, но и из других регионов Молдавии. («КП в Молдове»)


Гагаузия — Молдавия: «К власти в Молдавии приходят новые политики и отнимают у Гагаузии очередные права и полномочия»


17-летие принятия Уложения (конституции) Гагаузской автономии отметили в Комрате, пишет «Гагауз-инфо». В торжественном собрании приняли участие нынешние и бывшие башканы, председатели и депутаты Народного собрания Гагаузии, общественные деятели, мэры. Глава Гагаузии поздравила жителей региона с этой знаменательной датой, подчеркнув, что принятие Уложения автономии стало важной вехой в становлении и развитии автономии. «Это очень серьезный, фундаментальный законодательный акт, который и сегодня не утратил по своему содержанию актуальности и юридической силы. Возможно, есть определенные изменения, которые следует внести, но в целом этот документ отвечает потребностям сегодняшнего дня, и хотелось бы, чтобы представители центральной власти так же трепетно относились к нему, как и мы», — заявила Ирина Влах.

Первый президент Гагаузской республики Степан Топал подчеркнул, что назрела необходимость внесения изменений в Уложение, но их следует вынести на всенародное обсуждение, продолжает «Гагауз-инфо». «Наше Уложение — это наш курс, по которому мы должны идти. Мы принимали его 17 лет назад, и сегодня есть определенные неувязки в Уложении. Необходимо изучить их и вносить изменения, предварительно обсудив их с народом», — сказал Топал.

В свою очередь первый председатель Верховного совета Гагаузской республики Михаил Кендигелян подчеркнул, что Уложение автономии четко регламентирует помимо деятельности на территории региона политических партий, еще и вопрос гражданства для жителей Гагаузии, пишет «Гагауз-инфо». «Там указано, что граждане Гагаузии одновременно являются и гражданами Республики Молдова. У нас должны быть собственные удостоверения личности. Тогда не было бы такой подтасовки и беззакония, когда на выборах в Комрате 26 тысяч жителей, и из них 22 тысячи избирателей. Жизнь течет и меняется, и мы хотим стать составной частью федеративной Республики Молдова. Нужно к этому готовиться», — подчеркнул Кендигелян.

«17 лет назад у нас появилась своя конституция. Люди, которые разрабатывали наше Уложение, думали о том, чтобы у нашего народа были мир, порядок и спокойствие, чтобы мы развивались политически и экономически. Но Уложение, как мы видим, не исполняется молдавскими властями. Мы постараемся дипломатическим, мирным путем достичь его исполнения», — заявил действующий председатель Народного собрания Дмитрий Константинов. («Гагауз-инфо»)

Депутаты нынешнего созыва Георгий Лейчу и Иван Топал отметили, что внесение изменений в Уложение необходимо «в части укрепления статусов районов автономии», продолжает «Гагауз-инфо». «Если мы этого не сделаем, то не только в правовом, но и в политическом смысле мы потеряем Гагаузию», — сказал Лейчу. «Время меняется, приходят новые политики к молдавской власти, и они постепенно отнимают у нас права и полномочия из закона об особом правовом статусе. А этот закон с Уложением взаимосвязан», — добавил Иван Топал.

С ними согласен депутат парламента от Партии социалистов Федор Гагауз, пишет «Гагауз-инфо». Он подчеркнул, что для того, чтобы Уложение стало поистине высшим законом на территории автономии, необходимы «более серьезные конституционные гарантии статуса региона». «В конституции следует закрепить статус Народного собрания, как законодательного органа, и механизм разрешения споров между автономией и Кишиневом посредством Конституционного суда», — отметил Гагауз.

Однако первый башкан Гагаузии Георгий Табунщик считает, что у автономии на сегодняшний день достаточно прав и полномочий, продолжает «Гагауз-инфо». «Гагаузия была создана в полном соответствии с законами Гагаузии. И всякие разговоры о том, что у Гагаузской автономии недостаточно прав и полномочий, и следует изменить закон о Гагаузии и принять новое Уложение — я считаю, являются бесперспективным и тупиковым ходом. Статус Гагаузии зафиксирован в конституции, и говорить о том, что что-то нужно менять, я думаю, неверно, неправильно. У Гагаузии достаточно полномочий для полноценного развития», — уверен Табунщик.

Начальник научно-исследовательского центра Гагаузии Петр Пашалы подчеркнул, что гагаузы — исключительно мирный народ, который «с появлением собственного парламента стал постигать основы парламентаризма и учиться демократии», пишет «Гагауз-инфо». «Мы, учителя и агрономы, врачи, инженера, были избраны народом, чтобы снять напряжение конфликта и установить мир в регионе. Условия нашей работы были не самыми лучшими, бюджет автономии составлял всего 59 миллионов леев (1 рубль = 0,35 лея — ИА REGNUM). Вокруг нас было много оружия, но наш народ избрал мирный путь, жил по средствам, и развивал свою малую родину», — отметил Пашалы.

Исполнилось 17 лет со дня принятия Уложения Гагаузии, пишет Gagauz Media. В Комрате к этому событию было приурочено торжественное собрание с участием действующего руководства автономии, экс-башканов Гагаузии, экс-председателей Народного собрания, а также депутатов НСГ.

Основная дискуссия велась вокруг того, стоит ли вносить изменения в Уложение или нет? продолжает Gagauz Media. «Принятие данного законодательного акта было достаточно серьёзным и очень весомым шагом в становление и развитие гагаузской автономии. Может и есть некоторые изменения, которые следует внести, но в целом этот документ отвечает потребностям сегодняшнего дня», — отметила башкан Ирина Влах.

Экс-глава автономии Георгий Табунщик считает, что Уложение добротно сработано, пишет Gagauz Media. «Закон о Гагаузии, я считаю, ни в коем случае трогать нельзя. Если мы запустим этот маховик, и начнем пытаться какие-то изменения через республику, то республика потом вправе менять закон, 61 депутат имеют право менять. Уложение добротно сработано, может быть, какие-то изменения нужно вводить, но они должны объективно отражать сегодняшнюю реальность. Вы активно рассматривали вопрос суда Уложения. Я считаю это ненужным. Для чего мы должны родить еще один орган? Так получилось, что бывшее руководство подавало в суд на Народное собрание, более сорока раз. Как это? Поэтому суд Уложения — неверный шаг. Изменить закон можно тогда, когда произойдет объединение молдавского государства (очевидно подразумевается „происходящее“ уже четверть века присоединение к „Республике Молдова“ Приднестровской Молдавской Республики, которая никогда не была частью „молдавского государства“ — прим. ИА REGNUM)».

«Были разговоры о том, что есть определённые так сказать неувязки в Уложении, что надо вносить определённые изменения. И да, и нет. Надо хорошо изучить, держать связь с нашим народом. Если начинать вносить какие-то изменения, то не за месяц, и не за полгода. Надо минимум год, чтобы какой-то проект был вынесен на обсуждение народу и принять их определенные предложения», — выразил свою точку зрения первый президент Гагаузской республики Степан Топал. (Gagauz Media)

Согласно Уложению Гагаузии, процесс законотворчества в автономии должен быть постоянным и непрерывным, отметил директор научно-исследовательского центра имени Марии Маруневич Петр Пашалы, продолжает Gagauz Media. «В Уложении закреплены права и обязанности всех жителей Гагаузии. Это тот щит, который защищает сегодня статус автономии. Надо ли вносить в него изменения? Мои коллеги здесь говорили и правильно говорили. Безусловно, идеальных законов не бывает, и поправки вносить по истечению лет в связи с изменением тех или иных обстоятельств парламентариям следует», — считает он.

«Я бы сказал, что наше Уложение было принято и разработано на высочайшем современном мировом уровне. Конечно, жизнь течёт, жизнь изменяется, мы хотим статус автономии повысить, мы хотим, чтобы республика реинтегрировалась, чтобы мы стали составной частью Молдавии (Гагаузия стала составной частью Молдавии в 1994 году, когда отказалась от своей независимости. В то же время, по данным проведенного российскими социологами исследования в Гагаузии накануне референдумов, представленного в октябре 2013 года, количество тех, кого устраивал нынешний статус автономии в составе Молдавии, было равно количеству сторонников независимости Гагаузии де-факто (по примеру ПМР) или де-юре. И тех, и других было более 40%. А еще 13% выступали за вхождение Гагаузии в состав России. Сторонники интеграции с РФ и Таможенным союзом в целом составляли 65%. 2 февраля 2014 года на состоявшихся в Гагаузии законодательном референдуме 98,09% его участников проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае утраты Молдавией суверенитета, на консультативном референдуме — более 97% проголосовали против вступления в ЕС и за интеграцию Молдавии в Таможенный союз. Власти Молдавии объявили гагаузские референдумы „незаконными“ и начали уголовное преследование их организаторов — прим. ИА REGNUM), поэтому мы должны готовиться выдвинуть предложения по изменению Уложения. Внесение поправок обязательно произойдёт», — сообщил бывший председатель Верховного совета Гагаузской республики Михаил Кендигелян (Gagauz Media).

Депутат молдавского парламента Федор Гагауз считает внесение поправок в Уложение назревшей необходимостью, пишет Gagauz Media. «Среди депутатского корпуса и экспертного сообщества давно ведутся дискуссии о целесообразности внесения дополнений, изменений в Уложение. Эти предполагаемые поправки должны быть нацелены на формирование более взвешенной системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях между законодательной и исполнительными ветвями власти. Отдельные предложения касаются процедуры импичмента башкана, назначения отставки Исполкома, формирования ЦИКа и других», — сказал он.

«Уложение не работает как надо. Мы ведем переговоры с молдавскими властями, дипломатами из Европы, Америки и Турции. Они протягивают руку помощи нам. Иногда эта помощь трудно до нас доходит. Происходит путаница. Мы в дальнейшем попытаемся сделать все, чтобы процесс продолжался без конфликтов. Мы с дипломатической точки зрения попытаемся исправить наше Уложение, чтобы оно и дальше работало, как предписал парламент Молдавии», — заключил председатель Народного собрания Дмитрий Константинов в своей речи на гагаузском языке. (Gagauz Media)

Как конституция для любой страны, Уложение является фундаментом государственности Гагаузии, пишет «Единая Гагаузия». 17 лет назад в этом ключевом документе были заложены главные принципы функционирования властных институтов, место автономии в рамках государственной системы Республики Молдова. Также определены форма управления, территориальное устройство, основы организации региональных и местных органов публичной власти, их компетенция и взаимоотношения, государственная символика и столица автономии.

Отличительной чертой Уложения от других основных документов самостоятельных государств, является то, что Уложение должно соответствовать основным положениям конституции Республики Молдова и органическому закону о статусе Гагаузии, продолжает «Единая Гагаузия». В этой связи мы должны объективно оценивать роль и место Уложения в иерархии законодательства. Для того, чтобы Уложение и юридически и фактически выступало в качестве высшего закона на территории автономии, необходимы более серьезные конституционные гарантии статуса Гагаузии. Прежде всего, речь идет о том, чтобы вопросы, которые относятся к исключительной сфере регулирования закона о статусе Гагаузии, должны быть перечислены в конституции. Также должны быть закреплены статус законодательного органа, каковым является Народное собрание, механизм разрешения споров по компетенции через Конституционный суд, политическое представительство автономии на уровне страны и др.

Мы должны ясно понимать, что без достаточного конституционного закрепления полномочий автономии, без соответствующих конституционных гарантий, всегда будет риск урезания статуса Гагаузии, пишет «Единая Гагаузия». Это может произойти в соответствии с определёнными решениями Конституционного суда, или же вследствие его изменения, либо отмены депутатским большинством в три пятых парламента. Таким образом, пока будет сохраняться нынешняя ситуация, могут возникать казусы, при которых Уложение фактически не сможет играть роль высшей юридической силы на территории Гагаузии.

Уложение наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую, формируя политическую стабильность, продолжает «Единая Гагаузия». Вместе с тем опыт существования Гагаузии показывает, что Уложение не всегда может служить чётким ориентиром для разрешения политических ситуаций. Правовые пробелы, нечёткие формулировки, допускающие различное толкование и другие недочёты нередко становились причиной серьёзных политических споров, бросающих вызов государственной стабильности Гагаузии. Поэтому если и говорить о незыблемости, то она уместна с точки зрения следования национальным интересам гагаузского народа.

Что же касается развития и усовершенствования текста нашего Основного закона, то здесь очевидна давно назревшая необходимость, пишет «Единая Гагаузия». Среди депутатского корпуса и экспертного сообщества давно ведутся дискуссии о целесообразности внесения дополнений и изменений в Уложение. Предлагаемые поправки должны быть нацелены на формирование более взвешенной системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти, а также башканом. Отдельные предложения касаются процедуры импичмента башкана, назначения и отставки Исполкома, формирования ЦИК Гагаузии и др. Восполнение пробелов и более чёткое указание процедур и полномочий органов власти сделает политическую систему автономии более устойчивой к кризисам и иным испытаниям.

Развитие Уложения должно проходить на основе ряда принципов, продолжает «Единая Гагаузия». Во-первых, необходим общественный консенсус по предлагаемым изменениям. Во-вторых, на пользу Гагаузии будет, если поправки в Уложение будут вноситься консолидированной волей всех органов власти автономии. Наконец, новые статьи Уложения должны, с одной стороны, свидетельствовать об укреплении автономии, а с другой — не входить в конфликт с базовыми положениями конституции Республики Молдова.

Таким образом, обеспечить верховенство Уложении Гагаузии может принятие его усовершенствованного и дополненного текста, а также конституционные гарантии статуса автономии, пишет «Единая Гагаузия». В противном случае автономию по-прежнему будут воспринимать формальностью, безнаказанно игнорируя большинство её законных прав, подводит итог издание.

Новый башкан Гагаузии Ирина Влах сформировала команду, которой предстоит много работы для решения вопросов, накопившихся за 20 лет существования автономии, пишет в статье для NewsMaker глава гагаузской неправительственной организации «Пилигрим-демо», специализирующейся на мониторинге избирательных кампаний в регионе, Михаил Сиркели. Наиболее остро стоит проблема статуса региона.

О том, что особый правовой статус Гагаузии не функционирует в полной мере, говорят давно, продолжает Сиркели. Но национальные власти и международные партнеры Молдавии по развитию всерьез обратили внимание на эту проблему только после прошлогоднего гагаузского референдума. Я считал и считаю, что плебисцит, состоявшийся 2 февраля 2014 года, был проведен незаконно, поскольку вынесенные на него вопросы внешнеполитического вектора не относятся к компетенции автономии (согласно молдавскому Закону об особом правовом статусе Гагаузии, она имеет право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, тем более что референдум о выборе внешнего курса Молдавии был консультативным, в отличие от законодательного референдума об отложенном статусе независимости Гагаузии — прим. ИА REGNUM). Но я также вынужден признать, что референдум привлек внимание к Гагаузии и к проблеме ее особого правового статуса. С учетом ситуации на Украине, это не самый плохой способ привлечения внимания.

От национальных политиков можно часто услышать такие фразы: «Что не хватает этим гагаузам? У них есть автономия, башкан, правительство, парламент». Или так: «Им дали автономию для развития своего языка и культуры, а они используют ее непонятно для чего», пишет Сиркели. Между тем суть автономии не в символичном установлении и функционировании институтов власти региона, а в особых или эксклюзивных компетенциях, которыми обладает автономия. Тот факт, что у автономии есть свой глава (башкан), правительство (Исполнительный комитет) и законодательный орган (Народное собрание), указывает на то, что Гагаузия — это, прежде всего, территориальная, а следовательно, политическая автономия, которая является инструментом решения различных вопросов в интересах ее населения, в том числе вопросов развития языка и культуры. И если язык и культура народа, населяющего территорию автономии, не развивается, это свидетельствует о том, что автономия не совсем функционирует, и здесь либо автономия не справляется, либо ей не дают возможности решать свои проблемы.

Часть 2 статьи 1 закона № 344 «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», принятого парламентом Молдавии 24 декабря 1994 года и являющегося основой создания и функционирования Гагаузской автономии, четко гласит: «Гагаузия в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы политического, экономического и культурного развития в интересах всего населения», продолжает Сиркели. Ключевой фразой в этом предложении является словосочетание «…в пределах своей компетенции самостоятельно…». Предоставление Гагаузии права самостоятельно решать определенные вопросы фактически означает передачу автономии части суверенитета, что неизбежно в случае с территориальными автономиями. При этом оговорка о том, что Гагаузия может решать вопросы политического, экономического и культурного характера в пределах своей компетенции, свидетельствует о том, что это лишь часть суверенитета, который имеет свои границы, и должно быть четко определено, где суверенитет/компетенции Гагаузии начинаются, а где заканчиваются.

Но здесь мы сталкиваемся с проблемой, пишет Сиркели. Поскольку единственная статья в законе № 344, в которой говорится, в каких областях Гагаузия может решать что-либо самостоятельно, — это ст. 12, в которой, в частности, записано: Народное собрание Гагаузии (НСГ) принимает местные законы в области: науки, культуры, образования; жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства; здравоохранения, физической культуры и спорта; местной бюджетно-финансовой и налоговой деятельности; экономики и экологии; трудовых отношений и социального обеспечения.

Как видно из этой статьи, закон не совсем ясно указывает, где компетенции Гагаузии начинаются, а где заканчиваются, а также может ли Гагаузия решать все, что связано, например, с образованием? — продолжает Сиркели. В связи с этим следует вспомнить 2011 год, когда более сорока выпускников лицеев Гагаузии не смогли сдать экзамен на степень бакалавра по румынскому языку (Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является «молдавский язык на основе латинской графики». В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех лет молдавской независимости изучаются предметы «Румынский язык» и «Румынская литература», а дисциплина по истории за исключением периода с 2006 по 2011 год называется «История румын». Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. При этом румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия «румыны», «румынский народ» и «румынский язык», созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с XVI века. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о «возврате» молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка — прим. ИА REGNUM). Тогда НСГ и Исполком решили помочь этим ребятам и, воспользовавшись ст. 12 закона № 344, утвердили и выдали им дипломы бакалавра гагаузского образца. С точки зрения ст. 12 закона № 344 НСГ и Исполком действовали в рамках закона, так как в нем сказано, что НСГ принимает местные законы в области образования, а такая общая формулировка дает основание полагать, что НСГ может принимать местные законы во всех сферах образования. С другой стороны, мы понимаем, что Гагаузия не может выдавать дипломы об образовании собственного образца, поскольку у автономии, во-первых, нет своей системы образования, а во-вторых, нет собственной системы тестирования знаний. Поэтому очень важно определить не только области, в которых Гагаузия может решать что-либо самостоятельно, но также область ее особых компетенций — где эти компетенции начинаются, а где заканчиваются.

Говоря о самостоятельном решении Гагаузией вопросов, которые она может решать согласно закону № 344, необходимо понимать, как автономия может их решать, пишет Сиркели. Закон наделяет Гагаузию регулирующими компетенциями, которые реализуются НСГ через принятие местных законов (ст. 12 закона № 344). Здесь важно отметить, что речь идет не о нормативных актах органов местного публичного управления второго уровня, коими в Республике Молдова являются районы, муниципии и автономно-территориальные единицы с особым правовым статусом (Гагаузия), принимаемых во исполнение национальных законов, а именно о законах. Определив области особого ведения для Гагаузии и передав ей право самостоятельно регулировать эти области, Кишинев фактически должен отказаться от их регулирования на территории Гагаузии. С одной лишь оговоркой — освоение автономией своих компетенций должно происходить по четко прописанным правилам и критериям, кроме того, Кишинев должен сохранять за собой право контроля над тем, как автономия реализует компетенции. Механизм контроля также должен быть четко прописан, чтобы контроль не превратился в инструмент ущемления прав автономии. В вопросах контроля очень важную роль играет судебная система, доверие к которой должно быть с обеих сторон, особенно со стороны автономии, для которой суд — единственное место, где она может защитить свои права, поскольку автономия не может продвигать свои интересы силовым методом, так как не обладает своими силовыми структурами. Но чтобы к суду, как к арбитру в разрешении споров между центром и автономией, было доверие, он должен быть независимым и беспристрастным.

Реализация Гагаузией регулирующих компетенций играет очень важную роль в вопросе функционирования автономии, иными словами, это и есть суть самой автономии, продолжает Сиркели. Без регулирующих компетенций Гагаузия ничем не отличается от муниципиев или районов. В настоящий момент реализация Гагаузией своих регулирующих компетенций практически невозможна в силу существующей правовой системы Республики Молдова. Дело в том, что закон № 344 — это единственный закон, который признает за Гагаузией право что-либо регулировать путем принятия местных законов НСГ. Понятие «местный закон» мы не находим ни в одном другом законодательном акте Молдавии, кроме закона № 344. В частности, мы не находим этого понятия в законе РМ № 780 о законодательных актах и в законе № 317 о нормативных актах правительства и других органов центрального и местного публичного управления.

Согласно закону № 317, нормативные акты органов власти автономно-территориальных образований с особым правовым статусом, коими являются НСГ и Исполком Гагаузии, принимаются во исполнение законов, издаваемых парламентом РМ, и не должны им противоречить, пишет Сиркели. Закон № 780 прописывает, что в случае возникновения между двумя законодательными актами, имеющими равную юридическую силу, противоречия норм, содержащих различные решения по одному и тому же объекту регулирования, применяются положения последнего по времени принятия акта. Законы № 344, № 780 и № 317 являются органическими законами, а соответственно, равными по юридической силе. И поскольку законы № 780 и № 317 были приняты позже по дате, то их положения превалируют над положениями закона № 344 в этом вопросе. Следует отметить, что подавляющее большинство законов, по которым живет сегодня Республика Молдова, были приняты после 23 декабря 1994 года (дата принятия закона № 344) без учета компетенций Гагаузии, что блокирует реализацию ряда полномочий автономии, прописанных в законе № 344.

Сегодня в Гагаузии принято возлагать на Кишинев всю вину за то, что закон № 344 не работает, продолжает Сиркели. Но, как известно, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», и в вопросе продвижения и освоения правового статуса многое зависит от самой Гагаузии. С моей точки зрения, Гагаузия должна прилагать больше усилий для отстаивания и реализации своих прав и компетенций.

В связи с этим уместно было бы привести пример провинции Южный Тироль в Италии, опыт которой, с моей точки зрения, был бы полезен Гагаузии, пишет Сиркели. Италия была централизованным унитарным государством до конституционной реформы 2001 года, после которой стала децентрализованным сложным унитарным государством с 20 регионами, пять из которых обладают особым правовым статусом: Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Валле-д'Аоста и Фриули-Венеция-Джулия. Несмотря на то что все пять регионов обладают особым статусом, статус этот разнится. Наиболее широкой автономией обладает регион Трентино-Альто-Адидже, частью которого является провинция Южный Тироль, которая также обладает очень широкой автономией. Широта автономии этих регионов и провинций зависит в основном от их способности договариваться с центром и продвигать свои интересы, а также от способности осваивать различные компетенции. Провинция Южный Тироль обладает широкой автономией в значительной степени благодаря свой способности продвигать свои интересы и осваивать имеющиеся компетенции.

В процессе продвижения интересов автономии и укрепления ее статуса башкан Гагаузии играет важную роль, продолжает Сиркели. Глава Гагаузии не обладает правом законодательной инициативы в парламенте или правом обращаться в Конституционный суд РМ, в случае если интересы Гагаузии ущемляются. Этими полномочиями обладает НСГ, но как главная политическая фигура и высшее должностное лицо Гагаузии башкан может консолидировать вокруг себя все усилия в автономии для решения этой задачи. Все органы власти должны работать в этом направлении консолидированно. Несогласованные действия НСГ и башкана на этом направлении будут только распылять скромные ресурсы.

Безусловно, это не единственная проблема, решением которой придется заняться новому главе Гагаузии. Но это, можно сказать, стратегическая задача.

Глава Гагаузии, как председатель Исполкома, самостоятельных решений практически не принимает, пишет Сиркели. Основные решения башкан принимает в рамках Исполкома, который обычно формируется из членов команды избранного руководителя автономии и работает с ним на протяжении всего мандата. Исходя из этого, Исполком играет важную роль в продвижении статуса Гагаузии. От подготовки и профессиональных качеств членов Исполкома во многом зависит успех усилий на этом направлении. И здесь важно, чтобы башкан и члены ее команды понимали, в чем состоит проблема, и имели четкое видение по поводу того, как ее решить. Удастся ли новому башкану и ее команде решить или хотя бы сдвинуть с места проблемы, связанные с функционированием статуса Гагаузии, сказать сложно. Мы пока не знаем, как члены команды Ирины Влах и она сама смотрят на описанную проблему, а в ее предвыборной программе об этом мало что сказано. (NewsMaker)

Справка ИА REGNUM: 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена Гагаузская Республика, в то время как «Республика Молдова» появилась только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и «волонтеров» из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты «Гагаузия — лишай на теле Молдавии» и «Хороший гагауз — мертвый гагауз». «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об особом правовом статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а все чаще и сам статус автономно-территориального образования, который Кишинев стремится понизить до уровня «обычного молдавского района».