Вопрос о ходе строительства контейнерного терминала в районе Солянки, которым занимается ОАО "Астраханский порт" стоял первым в повестке дня очередного заседания инвестиционного совета Астраханской области. Этому проекту в свое время был присвоен статус "особо важный", то есть за предприятием закреплялось право использования соответствующих налоговых льгот. Но в настоящее время специалисты областного комитета экономики советуют членам совета проект отозвать.

Решение о создании контейнерного терминала предприятием ОАО "Астраханский порт" было документально закреплено в 2001 году. По мнению разработчиков проекта, его реализация могла повлиять на развитие экономики региона, в частности, его транспортной составляющей, весьма благоприятным образом. Убедив в этом руководство области, производственники получили "добро" на присвоение проекту статуса "особо важный". Кроме того, проект был включен в ФЦП "Юг России".

Как доложил на заседании совета первый заместитель директора ОАО "Астраханский порт" Виктор Коржаков, строительство причала порт начал в августе 2003 года, на эти цели было затрачено 13 млн. рублей. Это средства "Астраханского порта" и кредиторов, одним из основных среди которых является - Махачкалинский морской торговый порт.

По словам Виктора Коржакова, часть работ по возведению терминала выполнена, строительный материал завезен полностью. Сейчас идет работа по согласованию начала создания водопропускного сооружения, который бы позволил обеспечивать водой ерек Солянка в межпаводковый период. "То есть одновременно порт пытается решить социальную проблему", гордо сообщил слушателям замдиректора предприятия. Он также отметил, что проект планируется реализовать полностью к июню 2004 года. В настоящее время больших проблем у предприятия нет.

Между тем, сотрудники областного департамента экономического развития экономики так не считают. Работники ведомства признают предприятие убыточным, а его состояние - критическим. Убытки "Астраханского порта составляют 6 млн. рублей по 2003 году. Хотя в 2002 году предприятие было прибыльным, отмечают экономисты. Недовольны специалисты департамента и тем, что согласно имеющимся у них документам предприятия, строительство терминала вообще не ведется. Несмотря на то, что благодаря налоговым льготам, полученным в 2002 году, у порта высвободилось 2,6 млн. рублей, эти средства были направлены на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, а не на реализацию проекта.

Замначальника департамента экономического развития Элина Полянская подчеркнула, что, кроме того, "Астраханский порт" не выполняет действующее инвестиционное законодательство, по которому проекты, имеющие статус "особо важных", реализуются путем заключения соглашений между всеми участниками проекта и администрацией области. В документе прописываются сроки реализации проекта, дата ввода в эксплуатацию и общая проектная мощность. И, хотя проект соглашения направлялся предприятию неоднократно, оно до сих пор не заключено.

Не может не разочаровывать экономистов и тот факт, что информация о ходе реализации проекта поступает в администрацию, либо в неполном объеме, либо не вовремя, сообщило РИА "Аверс".

На многие из поставленных перед инициаторами проекта вопросы, докладчик ответить не смог. Председатель совета, астраханский губернатор Анатолий Гужвин рекомендовал предприятию предоставить полную информацию в департамент до 15 декабря. В случае, если этого не произойдет, то проект "автоматически лишиться господдержки", заявил губернатор.