На улицах Санкт-Петербурга можно увидеть большие плакаты, которые, с точки зрения идеологов и сотрудников петербургской «Ночлежки», имеют ярко выраженную социальную направленность. По мнению городских чиновников — они некорректны, поскольку содержат фактические ошибки, а с точки зрения филологов, не отражают вложенного в них смысла. Как сообщили сегодня, 26 мая, в беседе с корреспондентом ИА REGNUM сотрудники социального ведомства, к официально размещаемой на городских рекламных площадях социальной рекламе эти плакаты не имеют никакого отношения.

Основной посыл «В Петербурге не все дома» дополняет надпись, сделанная более мелким шрифтом: «Потому что более 60000 человек живут на улицах». «Среднегодовая температура в Петербурге плюс пять градусов. И выживать на улице тяжело не только зимой, но и летом. Скоро праздник, День города. По-моему, нам всем важно помнить, что больше 60 тысяч жителей Петербурга встретят его на улице», — объясняет причину тревоги и появления плакатов на улицах директор «Ночлежки» Григорий Свердлин.

По его словам, плакаты призывают горожан поддержать реабилитационный приют «Ночлежки» для бездомных людей с помощью смс-пожертвования: сообщение со словом «ночлег» на номер 3443 переведет 100 рублей на счет благотворительной организации.

У чиновников — диаметрально противоположная позиция. «В данном случае уместно задать несколько вопросов, и такую позицию поддерживают мои коллеги, для того чтобы понять, о чем идёт речь. Человек, который прожил в Санкт-Петербурге один день, — петербуржец? Человек, который с открытой формой туберкулеза не хочет лечиться, а ходит около детских площадок и харкает, — это петербуржец? Человек, который предпочитает жить на помойке, когда Санкт-Петербург предлагает условия его бесплатной отправки на родину, — это петербуржец? Тогда о каких 60 тысячах бездомных может говорить „Ночлежка“? Эти цифры абсолютно ничем не подтверждаются. Некоторое время назад они говорили о 50 тысячах и, возможно, завтра назовут ещё большую цифру — 80 тысяч человек? Кто знает», — комментирует позицию оппонентов рекламы «В Петребурге не все дома» член экспертной комиссии по социальной рекламе Санкт-Петербурга, сотрудник комитета по социальной политике Екатерина Майборода.

По данным комитета, сейчас в городе насчитывается чуть более 2 тыс. официально зарегистрированных бездомных петербуржцев. Как отмечают чиновники, по желанию они получают кров, питание, пенсии и социальные выплаты, сопровождение, позволяющее рассчитывать на социализацию. Город помогаем им выйти из сложной ситуации, найти работу.

В комитете по социальной политике подчеркивают, что эта «рекламная история» не связана с предоставлением бесплатных рекламных мест для городской социальной рекламы, так как существует способ эту практику обойти, просто выкупив часть рекламной площади у какой-либо коммерческой структуры.

«Не буду брать юридический и прочий аспекты рекламы „В Петербурге не все дома“, а вот с точки зрения филологии поясню: плакаты двусмысленны. Во фразеологическом словаре русского языка выражение „не все дома“ трактуется как не всё в порядке с головой. „Имеется в виду, что у лица (Х) нарушена психика, отсутствует способность правильно воспринимать происходящее и нормально себя вести. Говорится с неодобрением“, — сказано в словаре. Примерно такое же толкование содержится и в других словарях», — поясняет петербургский эксперт, доктор филологических наук Александр Рамин.

Напомним, «Ночлежка» — негосударственная благотворительная организация помощи бездомным людям и людям без регистрации. Организация действует в Санкт-Петербурге с 1990 года.