Киса Воробьянинов и «царь гор» — самые знаменитые скульптуры Пятигорска

Всероссийская здравница славится не только своими «бальнеологическими дарами», но и несколькими знаменитыми скульптурными композициями — неповторимыми «изюминками» курортного Пятигорска...

Ставрополь, 22 мая 2015, 20:27 — REGNUM  

Скульптура орла на горе Горячей

Официальный символ Кавказских Минеральных Вод появился в Горячеводском селении в 1901 году, и ныне хорошо известен не только в России, но и за рубежом. Скульптуру орла установили на уступе Горячей горы — месте в истории Пятигорска примечательном и значимом, — его по праву можно назвать «первоисточником» нынешнего лечебного бальнеологического комплекса. С давних времен здесь струился сероводородный источник, который за век до появления изваяния «царя гор» обрел имя благодаря знаменитому доктору Ф. Гаазу. Он назвал горячий источник Александровским — в честь императора, давшего указ об открытии в этой местности курорта. В последствии возле источника были сооружены сначала деревянные Александровские ванны, а затем — каменные Николаевские, ныне — Лермонтовские ванны. Так на основе безымянного некогда источника и возникло Горячеводское селение, ныне — город-курорт Пятигорск.

В 1900 году новый директор Вод В. Хвощинский решил разбить на горе Горячей курортный парк. Уже через год была создана центральная часть парка с аллеями, дорожками и извилистой лестницей в несколько маршей с белыми вазонами на подпорных стенах. Верхнюю площадку лестницы необходимо было украсить чем-то «курортно-тематическим», одновременно придав завершенность всей архитектурной композиции. Искомый сюжет скульптуры предложил работавший в то время на Кавминводах новочеркасский живописец И. Крылов. Он предложил оригинальный эскиз, символический смысл которого — очевиден: орел-беркут являющийся аллегорией «здоровых сил Кавказа», цепко схватил и клюет большую ядовитую змею, символизирующую болезни, которые порой внезапно поражают человека.

Изготовил изваяние ростовский скульптор Л. Шодкий. В конце апреля 1901 года скульптурную композицию водрузили на пирамидальный пьедестал, а 1 мая 1901 года на открытии курортного сезона гости и жители города впервые увидели новое изваяние — символ исцеления кавказскими минеральными водами опасных недугов.

Известно, что среди первых отзывов о новом изваянии было множество негативных — зрителям скульптура показалась «уродливой» и «неказистой». Однако, со временем орел на Горячей горе обрел популярность — первые изображения стали печатать на почтовых открытках, изображение стало появляться на страницах книг, газет и журналов. Кстати, если взглянуть на старые открытки, можно заметить, что за минувший век изваяние орла не раз менялось. Как пишет портал old.behtau.net, на первом, более экспрессивном изваянии голова птицы с полуоткрытым клювом была склонена в правую сторону и хищно смотрела на змею левым глазом. Во время революции и гражданской войны «царь гор» лишился головы и части крыльев — видать, изваяние напомнило кому-то герб Российской империи... во время Великой Отечественной войны орел вновь пострадал — из-за опасного сходства с крылатым символом Третьего рейха. После войны появилось новое изображение, которое мы знаем и поныне. В октябре 1973 года по договору с Ленинградским комбинатом декоративно-прикладного искусства цементная скульптура орла была заменена бронзовой копией, отлитой со слепка на невских берегах.

Скульптура Остапа Бендера у входа в «Провал»

Еще одна излюбленная курортниками достопримечательность Пятигорска — двухметровая скульптура «великого комбинатора» у ворот входа к пожалуй, главному «неофициальному» символу города-курорта — знаменитому озеру «Провал». Туристы прибывают сюда нескончаемым потоком, — утром, днем и вечером, на экскурсионных или рейсовых автобусах, или на своих двоих. При входе в грот «Провала» каждый непременно стремится не только «сфоткаться» возле «идейного борца за денежные знаки», но и потереть скульптуре бронзовый нос — это, по преданию, и должно принести «трущему» те самые дензнаки...

Памятник главному герою плутовского романа Ильфа и Петрова появился на площадке у подножия Машука в сентябре 2008 года. Выполнено изваяние скульптором Равилем Юсуповым. Бендер «прибыл» в Пятигорск, разумеется, за своей главной целью — в поисках 12 стульев со спрятанными в них бриллиантами, а пока суд да дело, успешно «продавал» отдыхающим билеты для входа в «Провал» — «с целью капитального ремонта провала. Чтобы не слишком проваливался»...

Кстати, «великий комбинатор» дважды пал жертвой вандалов и неосторожных граждан Пятигорска — буквально на следующие сутки после открытия вандалы сломали и опрокинули Остапа, бросив скульптуру неподалеку от «Провала». «Великого комбинатора» реставрировали в течение нескольких месяцев, после чего вернули Бендера на законное место сбора дензнаков. Позже был поврежден бронзовый стул, на который опирается «предводитель дворянства». Поруху учинил разворачивавшийся на площадке у «Провала» водитель свадебного кортежа...

Добраться до скульптуры можно по улице бульвар Гагарина — пешком, или на маршрутном такси № 1 до остановки «Санаторий «Родник», далее нужно пройти около 350 метров.

Так же в Пятигорске установлен памятник другому персонажу «12 стульев» — Кисе Воробьянинову. Увидеть скульптуру Кисы можно возле старинной кофейни А. Гукасова, сразу за центральными воротами курортного парка «Цветник» — излюбленного места отдыха пятигорчан, которому, кстати, посвящена целая глава романа «12 стульев». Согласно повествованию, именно в Пятигорске Остап Бендер после пятиминутного инструктажа превратил чванливого дворянина Воробьянинова в квалифицированного попрошайку. Очевидно, именно «сбором средств» жителей города-курорта и занимается Киса у входа в парк...

Скульптуры гномов, украшающие одноименный фонтан

Лепные маскароны в виде ликов длиннобородых гномов — обитателей «сказочных пещер» украшают городской фонтан «Гномы», который жители города-курорта давно прозвали «Деды». А изначально фонтан, сооруженный в 1890 году, величали «Великаном» - потому что он был самым большим в городе и бил в небо 10-метровой струей воды. Интересно, что одно время вместительный бассейн фонтана с грудой каменьев в центре одно время даже использовали как купель для проводимого служителями Спасского собора ежегодного январского обряда водосвятия. В 1910 году «Великан» подвергся полной реконструкции, и на месте старого фонтана вырос целый архитектурный комплекс, напоминающий сказочный грот, раскрывающийся во все четыре стороны света и охраняемый восемью сказочными персонажами. Изо рта каждого гнома бьет струя воды. Облик «Дедов» — очень необычен и даже мистичен, и полюбился местной ребятне, играющей тут день-деньской... кстати, на 230-летие Пятигорска (2010 г.) «Деды» получили замечательную современную подсветку, приобретя еще большее обаяние и выразительность.

 













Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail