памятник В.Чкалову



За 2008 год, когда Оренбург
праздновал 265 лет с момента своего образования, были открыты архитектурно-скульптурная
композиция «Добрый Ангел Мира» на территории комплекса «Гордость
и Слава Оренбурга», памятник
оренбургскому казачеству, обелиск
«Жертвам радиационных аварий»,
а также реконструкция Елизаветинских (Водяных) ворот.

Как это ни странно, но в дореволюционном Оренбурге не жаловали монументы. Может быть,
единственный памятник стоял на набережной реки Урал. Стела с шаром наверху, символизировала благодарность
оренбуржцев царю-батюшке, освободившему жителей города от суровой обязанности
воинского постоя. До середины прошлого
века, уже при советской власти, многие оренбуржцы считали его символом границы
Европы и Азии.

Памятник
снесли, а 7 ноября 1953 года на его
месте открыли другой — Валерию Чкалову, который никогда в Оренбурге не был.
Памятник В. П. Чкалову выполнен из бронзы и гранита скульптором И.А.
Менделевичем
, архитектором А.С. Андреевым. Скульптура отлита в Москве в мастерских художественного фонда.

Решение о сооружении памятника принято после
переименования города Оренбурга в город Чкалов в 1938 году. Хотя великий летчик
в Оренбурге никогда не был, а только учился в летном училище, которое позже
переехало в Оренбург. Наркомфину было предписано выделить на создание монумента
300 тысяч рублей. Свои эскизы представили оренбургский художник Г.Петин и московский художник Иванов. Однако окончательного решения не было принято в связи с поступившим предложением доработать проекты. К вопросу сооружения
памятника Чкалову вернулись уже после Великой Отечественной войны. На создание
скульптуры за счет министерства культуры отпускалось уже 600 тысяч рублей, а скульптором выступил И. А. Менделевич.

Ходят слухи, что ранее памятник стоял на площади
курского вокзала в Москве. Однако главный архитектор столицы заявил, что
скульптура слишком большая и не может быть выше здания вокзала. По другой
легенде, Иосиф Сталин взглянув на памятник, сказал: «Я лично знаком с товарищем
Чкаловым. Так вот — это не он!». Это стало негласным руководством к тому, что в Москве такой памятник устанавливать нельзя. В результате
скульптуру установили в Оренбурге.

В 2013 году памятник
«Освобождение города от воинского постоя» восстановили и установили на Пушкинском бульваре (Сиреневая аллея) в районе
Введенской церкви. Восстановленный
памятник стал почти точной копией того, что был установлен горожанами около 200
лет назад, а в советское время разрушен. Обелиск воспроизводился по сохраненным
фотографиям и чертежам. В обновлённый вариант памятника включены три элемента
из белого камня, сохранившиеся от первоначальной стелы, но есть и дополнения:
три бронзовые доски с изображениями плана Оренбурга, документа о
«Привилегии городу Оренбургу императрицы Анны Иоанновны» и указа о заложении города в третий раз. Торжественное
открытие стелы было приурочено ко Дню города.

Памятник-обелиск
императору Александру I в память освобождения от воинского постоя был
воздвигнут в Оренбурге в 1822 году на Александровской площади (в настоящее
время — сквер имени Ленина на ул. Советской). Стелу из белого камня увенчал
золотой шар. Позже стелу перенесли на городской бульвар набережной реки
Урал.

Первый памятник
Ленину на территории Оренбуржья открыт 1 мая 1925 года в Оренбурге. В расположении
памятника, надписях на его постаменте, да и истории его создания много
интересного. Начнем с того, что деньги, истраченные на памятник, собирались на строительство гидроэлектростанции на реке Сакмаре. Ленин умер, опыта в строительстве ГЭС практически не было и, по предложению газеты «Советская
степь», решили поставить монумент. Скульптуру отливали в Ленинградском
художественно-промышленном техникуме.

Местная легенда утверждает, что вождь
изображен в натуральную величину. На самом деле это не так. При росте вождя в 155 сантиметров его
статуя имеет высоту в 168 см. За
искажение великого образа в сторону увеличения на 12 сантиметров,
скульптор В.В. Козлов 24 января 1926 года был вынужден объясняться в местном
ГПУ. Его объяснения о том, что Владимир
Ильич реального размера выглядел бы на постаменте слишком мелким, приняли благосклонно. За такой казус в росте вождя пролетариат мог бы последовать
и расстрел.

В 1963 году концепция сменилась и копия скульптуры В. И. Ленина работы Пинчука
была уже 224
сантиметра, а с металлической лепешкой, на которой она
расположилась — без малого два с половиной метра. Установлена скульптура на площади им. Ленина. Первоначальная стоимость монумента оценивалась в 120 тысяч
рублей, однако на сооружение скульптуры ушло в конечном итоге 269 тысяч рублей.

Еще одна
оренбургская легенда связана с памятником другому вождю — Иосифу Виссарионовичу.
Трудно сказать почему, но лишь в 1957 году
на клумбе перед зданием вокзала был поставлен бронзовый Сталин.
Поздновато конечно и, как оказалось через несколько месяцев, политически
безграмотно.

По воспоминаниям
старожилов, памятник был неказистый, и простоял недолго. Одной прекрасной
ночью, после развенчания культа, он исчез. Народ не может жить без мифов и легенд. И уже на утро нашлись «очевидцы», которые утверждали, что памятник
закопали в землю. Здесь же, под клумбой.

На самом деле
всё оказалось проще и прозаичней. Управление железной дорогой, которое, как и весь советский народ, колебалось вместе с линией партии, оказалось расторопнее.
Получив соответствующую команду, эта полувоенная организация, опередила
городские власти, свалила истукан, погрузила его в вагон и отправила на переплавку. Тем самым выполнив полугодовой план по сдаче лома цветных металлов.

Для памятника А.С.Пушкину
и В.И.Далю в Оренбурге выбрали оригинальное место. До революции
на месте торгового комплекса
«Башня» была военная Петропавловская церковь, а на месте памятника и сквера —
кладбище. Затем в парке располагался фонтан «Лягушки». В 1998 году в сквере им.
Осипенко, по сути, на костях офицеров появился памятник А. С. Пушкину и В. И. Далю. Скульптором малой архитектурной формы стала Н.Петина.

Ещё один
памятник Пушкину установлен у здания Музея истории Оренбурга (бывшей
Гауптвахты). Скульптура выполнена из бронзы и бетона, открыта в 1977 году.
Высота фигуры составляет 2,92 м. Скульптор В. С. Степанян. Стоит отметить, что
в период работы над «Историей Пугачева» в 1833 году Пушкин посетил
Оренбург. Гидом по Оренбургу для Пушкина выступил В.Даль.

Памятник Льву Толстому много лет пролежал на боку на территории завода «Металлист», впоследствии установлен в парке «Тополя». Авторами
скульптуры являются московский скульптор Ю.А.Чернов и оренбургский архитектор
А.И.Агафонов. Установлен монумент в 1994 году в городском парке «Тополя» за два
года до того, как Оренбург готовился отметить 120-летие со дня первого
посещения Львом Толстым города. Причиной первой поездки писателя стало то, что
он, по его словам, «заболел более духовно, чем физически». Врачи рекомендовали Толстому
попить кумыса, приготовленного из молока степных кобылиц.

В 1996 году
в Оренбурге открыт памятник поэту-герою Мусе Джалилю к 90-летию со дня его
рождения. Он расположен в северо-западной части сквера «4 апреля».
Автор — казанский скульптор Кадым Залитов. Памятник Джалилю появился в Оренбурге через пять месяцев после закладки плиты благодаря объединенным
усилиям правительства Татарстана, администраций Казани и Оренбурга,
пожертвований людей разных национальностей. Власти Татарстана и его столицы
взяли большую часть расходов по сооружению памятника — отлив его из бронзы
(весит он около 1,5 т). Отлит памятник на одном из заводов Татарии. Из бюджета
Оренбурга выплачен авторский гонорар, оплачено обустройство аллеи, перевозка
материалов и самой скульптуры, установка. Право открыть памятник было
предоставлено сестре поэта Хадиче Залиловой.

Напомним,
что Муса Джалиль (Муса Мустафович Залилов (Джалилов) родился 15 февраля 1906
г. в деревне Мустафино Оренбургской губернии (ныне село Мустафино, Шарлыкский
район, Оренбургская область) — погиб 25 августа 1944 г. в Берлине) — татарский
советский поэт, Герой Советского Союза (1956), Лауреат Ленинской премии
(посмертно, 1957 г.). В Оренбурге Муса Джалиль обучался в медресе
«Хусаиния», работал инструктором Оренбургского губкома комсомола.

Дореволюционная беседка-ротонда расположилась в сквере им. Ленина. Построена она во времена правления военного
губернатора П.К.Эссена, питавшего пристрастие к садам и паркам в Зауральной
роще, предположительно, по проекту архитектора Алфеева. По одной из версий ротонда
сделана специально для торжественной церемонии проводов Эссена в отставку в 1830 году. В роще были проложены дорожки, построены деревянные беседки. В праздничные дни играл оркестр, устраивались фейерверки. Интересно то, что уже в 1838 году распоряжением губернатора Перовского осуществлена первая
реконструкция ротонды, на что выделено 304 рубля 53 копейки. В 1890-х годах
ротонда перенесена в Александровский сквер (ныне сквер им. В.И. Ленина).

Является
типичным образцом садово-парковой архитектуры времен классицизма: десять
белоснежных колонн дорического ордера установлены на круглом приподнятом основании
и увенчаны круглым куполом.

Центральная
часть беседки претерпела изменения: первоначально в ней находился фонтан с фигурой Амура, ныне утраченной. В 60-е годы ХХ века появилась каменная скамья, а в начале ХХI века установлен фонтан со скульптурной композицией,
которая изображает мать, купающую из кувшина двух детей. Это современная
реконструкция фонтана, расположенного ранее в северной части сквера.

В 1998 году
ротонду полностью реставрировали к 255-летнему юбилею города, а также в преддверии широко отмечающегося в Оренбурге 200-летнего юбилея А. С. Пушкина.

В центре Оренбурга на пересечении улиц Советской и Краснознаменной установлена
Стела в честь основания в 1743 году города. Автор
— В. М. Кузнецов, заказчиком выступил исполком Оренбургского горсовета.
Памятник представляет собой гранитный монолит высотой 1,95 м. На граните
славянским шрифтом высечено: «Оренбург основан в 1743 году». Открытие
состоялось в 1967 году.

Монумент «Павшим за Советскую Родину» виден со всех концов сада имени Фрунзе. Это сооружение, напоминающее огромный факел.
Большая чаша со скульптурным изображением венчает четыре колонны. На чаше три
геральдических барельефа на темы воинской славы, труда и светлого будущего, и три — на темы гражданской и Великой Отечественной войн, памяти павших. У подножия колонн горит Вечный огонь. На памятной ленте, обрамляющей основание
памятника, надпись: «Вечная память героям, павшим в боях за Советскую
Родину».

По окружности монумента расположено шесть пилонов, на которых установлены
мемориальные доски, рассказывающие о борьбе оренбуржцев за Советскую Родину.

На одной из досок высечены слова из ленинской радиограммы от 23 января 1918 года:
«Всем. Всем. Всем… Оренбург занят советскими войсками окончательно…
Властью на месте объявлен Оренбургский Совет рабочих, солдатских, крестьянских
и казацких депутатов…».

На второй
доске изображены орден Красного Знамени, горны, звавшие в боевые походы, и слова: «Бойцы великой революции! Вы, стяги свободы поднявшие, былинные
герои гражданской войны. Вам — любовь поколений. Вам — любовь нашей
земли».

О героическом подвиге оренбургских рабочих в 1919 году рассказывает мемориальная
доска: «Крепостью красной стал Оренбург в девятнадцатом. Сто дней и ночей
сражались рабочие — и победили. Почетное революционное знамя ВЦИК будет всегда
развеваться над нами».

Следующая
мемориальная доска посвящена погибшим в трудные годы становления Советской
власти: «Помним всех поименно, погибших от кулацких пуль, в пограничном
тревожном дозоре. Мы не забудем вас, земляки!».

Волнующие
слова посвящены Отечественной войне: «Сед ты или юн, помни о Великой
Отечественной. Дорогой ценой отстояли свободу. Слава героям переднего края
битвы за жизнь!».

Завершающая
«страница», озаренная факелом и лучами солнца, говорит: «Вечно гореть
огню священной народной памяти. Будем достойны подвига павших за Родину».

Монумент
открыт 30 июля 1973 года. Авторы скульптор — Т. В. Александров,
заслуженный художник РСФСР Ю. Л. Чернов и архитектор А. А. Андреев.

Недалеко от инструментального завода на проспекте Победы у братских могил советских воинов
в 1967
году сооружен обелиск в память о погибших в годы Великой Отечественной войны.
9 мая во время многотысячного митинга у его подножия зажжен Вечный огонь. На обелиске мраморная доска со словами: «Воинам, отдавшим жизнь за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов». Авторы
обелиска — архитекторы В.Г. Ременной и В.И. Крыпачев.

Стоит
отметить, в годы Великой Отечественной войны в Оренбурге размещалось более 20
военных госпиталей, где находились на излечении воины Советской Армии,
эвакуированные с многих фронтов. Большинство после лечения возвращалось в действующую армию. Некоторых тяжелораненых спасти не удалось. Их хоронили на городском кладбище.

Памятный знак Стела «Европа — Азия», (архитектор Г. И. Наумкин)
появился в Оренбурге в 1981 году на левом берегу Урала. Примечательно, что на территории России это первый знак, обозначающий
границу между Европой и Азией. Обелиск представляет собой грандиозную квадратную
колонну высотой около 15 метров, установленную на постаменте и увенчанную шаром
из нержавеющего сплава, который символизирует Землю. С разных сторон памятника
написаны границы.

На сегодняшний день это всего лишь символический знак, а также некое проявление
уважения к картографам XVII века. Начиная с XVII века, большинство
исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта
граница была установлена в 1736 году, и его мнение долгое время
считалось истиной. Позже установлена
граница, обоснованная географически более точно. Но традиционным русским
ориентиром границы так и остался Уральский хребет и река Урал.

В Зауральной роще в 1993 году открыт мемориал в память о жертвах сталинских
репрессий. Центральное место в комплексе
занимает Поклонный камень с крестом на вершине, содержащий надпись: «Вам,
великомученикам, безвинно расстрелянным в годы сталинских репрессий и погребенным здесь, — вечная память». Авторы: архитектор П.Г. Кантаев,
скульптор А.Б. Емаев. Работы по созданию комплекса выполнены ДРСУ-1 Треста
благоустройства УЖКХ Оренбурга. Установлен по инициативе Оренбургского
историко-просветительского общества «Мемориал» при содействии городского
совета народных депутатов и администрации Оренбурга и области на средства
Областного и городского бюджета, на пожертвования организаций, учреждений и частных лиц.

Впервые
место захоронений жертв политических репрессий обнародовано и открыто для свободного
доступа в 1988 году. С 1989 года это место признано городским кладбищем и стало
именоваться Мемориал памяти жертв политических репрессий Оренбуржья. Собственно
Мемориалом памяти является территория массовых захоронений, производившихся на бывшем спецобъекте УНКВД по Оренбургской области в 1930−50 годы.

Считается,
что в Зауральной роще захоронено 8400 безвинно расстрелянных соотечественников.
Однако в Книгу памяти жертв политических репрессий Оренбуржья внесены имена
лишь 6956 человек, расстрелянных и умерших за период с 1919 по 1942 годы (учитывая
две войны) и похороненных в разных
местах.

В 2008 году в центре Оренбурга недалеко от здания мэрии открыт монумент
«Добрый Ангел Мира». Он стал данью
памяти и глубокого почтения великим меценатам прошлого, их бескорыстному порыву.

Композиция
представляет собой трехметровую фигуру позолоченного ангела-хранителя с голубем
в руках, на шестиметровой гранитной колонне. Ангел, ступающий по полусфере,
олицетворяет Землю, а голубь в его руках — это символ Мира и Надежды. Вся
конструкция опирается на квадратный пьедестал высотой около трех метров, с высеченным текстом на всех четырех сторонах. Для воплощения этого
монументального сооружения выбрана классическая римская архитектурная
стилистика. Образ ангела призван воплотить духовную связь поколений,
нравственный пример для современников и потомков.

Авторами
художественной концепции комплекса стали О.В. Олейник, президент международного
Союза благотворительных организаций «Мир Добра» и заслуженный
художник России П.Т. Стронский, президент международной академии культуры и искусства.

Оренбург стал
двенадцатым городом из сорока, участвующим в проекте «Добрый Ангел
Мира», реализуемом Международным Благотворительным фондом «Меценаты
столетия».

В этом же,
2008 году, состоялось открытие памятника оренбургскому казачеству. Он стал вторым подобным монументом в России. Памятник воздвигнут в честь
выдающихся заслуг казачества в защите рубежей отечества и Оренбуржья в микрорайоне Форштадт на пересечении улиц Чкалова и Степана Разина, возле
Никольского кафедрального собора. Первый камень будущего монумента заложен
после долгих дебатов в Яблоневом саду возле Никольского собора. Это место
выбрано не случайно — именно в Форштадте проживали оренбургские казаки. В XVIII — XIX веках здесь была площадь, на которой казаки проводили
свои мероприятия: марши, скачки. Рядом находится Никольский кафедральный Собор,
а казаки всегда были православными. Кроме того, место для памятника выбрано
так, чтобы его было хорошо видно с прилегающих улиц.

Автор
монумента — московский скульптор Алексей Николаев. Фигуру всадника отливали в одной из столичных мастерских. Проект постоянно уточняли и корректировали. В результате памятник выглядит так, как представляли себе казаки, которые
контролировали процесс создания памятника и даже несколько раз ездили в Москву.

Памятник
оренбургскому казачеству — один из самых высоких в городе, его высота — около
13 метров. Общий вес скульптуры — 150 тонн. На постаменте возвышается яицкий
казак-победитель на коне — бронзовая память доблестным подвигам оренбургского
казачества. Средства на строительство памятника были собраны предприятиями
области.

Реконструкция
Елизаветинских (Водяных) ворот открыта в дни 265-летнего юбилея Оренбурга в 2008 году. История этого памятника связана с усмирением восстания, вспыхнувшего
в 1755 году в башкирских степях под руководством бунтаря Алеева. Решительными
мерами и в короткий срок И. И. Неплюеву удалось подавить восстание. В виде
Высочайшего императрица Елизавета Петровна пожаловала городу ворота (Оренбург
имел в то время структуру крепости), обращенные лицом на киргиз-кайсацкую
степь.

В 1755 году
И. И. Неплюев приказал на Водяных воротах городского вала (современные
перекрёстки улиц Бурзянцева и М. Горького) установить подарок императрицы —
каменные ворота лицом к Меновому двору.

Это два
каменных столба, имеющих ниши, с установленными в них скульптурами ангелов,
держащих в руках пальмовые ветви и щиты. Над верхней перекладиной располагается
барельефный камень с изображением военной атрибутики: ружей, секир, барабанов,
знамен, сигнальных рожков, пушечных ядер и картечи. В центре помещен двуглавый
орел с гербовым щитом, на котором поставлены инициалы императрицы «И. Р.
Е.», под ним дата — 1755.

После упразднения
крепости в 60-х годах ХIХ века, Елизаветинские ворота перенесли к началу спуска
на реку Урал, где под воздействием времени и климатических условий они
постепенно разрушались. В 1912 году, решением Оренбургской городской Думы,
ворота отремонтировали. Однако затем, в силу известных обстоятельств революции
и смены власти, ворота вновь были заброшены и только в последние годы на них
вновь обратили внимание. К сентябрю
2008 года барельефы ворот восстановили на историческом фундаменте по сохранившимся историческим эскизам и чертежам.

Обелиск
«Жертвам радиационных аварий» в одноименном сквере на углу улиц
Пролетарской и Новой на территории Северного округа областного центра был
открыт 28 августа 2008 года. Он посвящен не только оренбуржцам —
чернобыльцам, но и жертвам других радиационных аварий. Задолго до Чернобыля, в 1954 году на Тоцком полигоне испытывали атомную бомбу. А позже, в 1957 году не менее серьезная, чем в Чернобыле, трагедия случилась на челябинском комбинате
«Маяк». Инициатива создания памятника и сквера принадлежит
Оренбургской областной общественной организации «Союз Чернобыль». Эскиз
обелиска разработали художник г. Оренбурга С.Б. Фазутов и дизайнер А.В. Абленин.
Отлили его в цехах ПО «Стрела».

Обелиск
«Жертвам радиационных аварий» — это конструкция из металла и камня.
Ее центральным элементом стал международный знак радиации — круг, разделенный
на шесть секторов, размещенный среди авангардных фигур то ли оплавленных
столбов из гранита, то ли застывшего дыма в виде окантовки из серебристого
металла на столбах. Именно эта металлическая часть переходит в знак радиации,
состоящий из трех секторов из металла в круге. Эти металлические секторы
создают три таких же по размеру пустых пространства и в тоже время соединяют
между собой две части обелиска — левую низкую с более высокой правой. Обелиск
размещен на 30-сантиметровом основании, его общая высота чуть больше трех
метров. На основании обелиска, выдвинутом чуть вперед, металлическая пластина с надписью: «Жертвам радиационных аварий».