Педагоги уверены, что объединение учебных заведений разрушит сложившиеся в них образовательные и воспитательные подходы

Администрация Нижнего Новгорода начинает работу по слиянию городских школ. Как сообщили ИА REGNUM в мэрии, из 109 юридических лиц, участвующих в реорганизации, будет создано 50. Так, в 2015 году 55 дошкольных образовательных организаций будут объединены в 25, а 32 школы — в 16. Еще шесть учреждений дополнительного образования детей будут реформированы в три.

На сегодня в систему образования города Нижнего Новгорода входят 186 школ, 342 ДОУ, 36 учреждений дополнительного образования. По словам директора городского департамента образования Ирины Тарасовой, в городе планируется создание шести образовательных комплексов, в которых программа обучения младших школьников будет перекликаться с обучающими занятиями для старших групп дошколят.

Все образовательные учреждения, попавшие под реорганизацию, будут объединены по территориальному признаку. Чиновники надеются, что оптимизация системы образования повысит уровень образовательных услуг. В мэрии уверены, что слияние школ поможет им выжить в условиях подушевого финансирования. На сегодня школы получают субвенцию из федерального бюджета, исходя из количества детей, обучающихся в школе. Школы, в которых обучается менее 600 человек, признаются экономически неэффективными.

На сегодня в Нижнем Новгороде имеется одна школа, где обучаются менее 100 ребят, 12 школ, в которых учатся от 100 до 200 человек, еще в 12 школах занимаются от 200 до 300 детей, в 29 школах — от 300 до 500, в 39 школах — от 500 до 700, в 45 школах — от 700 до 900, в 31 школе — 900 и более учеников.

Слияние школ станет вторым этапом преобразования сети образовательных учреждений Нижнего Новгорода. На первом этапе в школах были исключены из штатных расписаний административно-управленческие и вспомогательные ставки, которые формировались с целью дополнительного денежного поощрения отдельных сотрудников.

В результате из штатов 342 учреждений дошкольного образования было исключено 550 необязательных или «придуманных» ставок. В 186 образовательных учреждениях были упразднены 780 экономически необоснованных должностей. Общий экономический эффект от проведенной оптимизации расходов в образовательной сфере составил 230 млн рублей. В мэрии утверждают, что именно такой суммы не хватило городу в 2014 году на заработную плату педагогов после перевода школ на подушевое финансирование.

Как сообщает КоммерсантЪ, в ряде учебных заведений, подготовленных к объединению, крайне негативно отнеслись к проводимым изменениям.

По словам школьных работников, у разных школ отличаются образовательные и воспитательные подходы, которые складывались десятилетиями. Предлагаемые изменения их разрушат.

Кроме того, не получится уйти и от разрушения педагогических микросоциумов: «Никто из чиновников ничего не говорит о сложившихся коллективах, о существующем климате, традициях, а это для учебных заведений очень важно. Сейчас мы имеем видимость реформ. Нам говорят об экономии, но она ничтожна по сравнению с теми последствиями, к которым она приведет».

Противники объединения настаивают на отсрочке слияния и более тщательной проработке вопроса.