Современная политическая обстановка оказала серьезное влияние на российскую экономику. Санкции, что бы кто о них ни говорил, заставили нас жить в новой экономической реальности. Одна из самых «пострадавших» сфер рынка — банковский сектор. Однако тут нам стоит ждать поддержки с самой неожиданной стороны: в Россию приходит исламский банкинг.

Уже в июне ожидается визит в Москву президента Исламского банка развития (IDB) Ахмада Али аль-Мадани, который собирается обсудить с российским руководством вопросы взаимодействия для выхода на рынок арабских банков. Среди встреч планируется беседа с главой российского ЦБ Эльвирой Набиуллиной.

Исламский банкинг: специфика

В чем же основное отличие исламского банкинга от традиционного? «Суть исламских финансов — не в определении „исламский“, а в том, что существуют определенные правила ведения экономической деятельности, и в первую очередь процент (ростовщичество как таковое) запрещен», — объясняет новое для россиян явление Фархад Саиди, председатель Совета «Азия Банка», единственного банка, который с недавнего времени предлагает полноценные услуги исламского банкинга. «По исламским экономическим принципам, банк не отстраняется от бизнеса своего клиента, а финансирование считается как инвестиция в этом бизнесе, прибыль от которого распределяется между инвестором, то есть банком, и партнером, то есть клиентом. При этом важно отметить, что исламская экономика является экономической моделью и не предназначена только для мусульман, но и для всех, кому нужны неспекулятивные взаимодействия».

Основное отличие такой модели банкинга от традиционного банкинга заключается в том, что в исламе ростовщическая деятельность, предполагающая получение процентного дохода, недопустима, поэтому о кредитах, как в традиционном банкинге, речи не идет. Но при этом в исламском банкинге есть полный набор соответствующих шариату банковских услуг, что позволяет им довольно успешно конкурировать с традиционными банками. Однако все заключаемые сделки должны основываться на реальной торговле или предпринимательстве и быть полезными обществу. Например, запрещено предоставление капитала для таких видов бизнеса, как производство и торговля алкоголем, табаком, или на спекулятивные операции, азартные игры и тому подобное.

По сути своей исламский банкинг — это не классическое финансирование, а своего рода партнерство и инвестирование. Если клиент хочет открыть или развивать собственное дело, то он должен предоставить в банк бизнес-план. По исламской модели банкинга существуют различные продукты для разных видов деятельности, например, для фермера существует один продукт, а для строителя другой. Далее банк изучает бизнес-план и в целом направление деятельности, и если все условия подходят, то предлагает соответствующий продукт со своими особенностями. Например, банк может получить долю от прибыли бизнеса, или же стать участником проекта или акционером компании. Такой подход во многом привлекательнее, чем традиционный европейский.

История

Как современное явление исламский банкинг появился в 60-х гг. XX века в Египте. Исламская природа банка не афишировалась ввиду риска подвергнуться гонению со стороны государства, пресекавшего любые проявления исламизма. Фактически это были кассы взаимопомощи. Проект существовал всего несколько лет, и за это время в стране начали работать уже девять банков, не взимавшие плату за пользование кредитными средствами и не привлекавшие средства в качестве традиционных депозитных вкладов. Тогда было учреждено несколько банков, работающих по шариату, которые существуют и сейчас. В конце 70-х гг. прошлого века исламские банки пришли в Европу. Например, в 1978 г. в Люксембурге открылся «Исламский финансовый дом».

Путь в Россию

В России сегодня есть регионы, где уже несколько лет работают финансовые институты, использующие соответствующие шариату методы финансирования. Это Татарстан, Башкирия и Дагестан. Крупнейший поставщик банковских услуг базируется в Казани, у него есть подразделения в Уфе, в Москве. Однако полноценная работа исламского банкинга в России будет возможна ровно через год, летом 2016 года, обещает президент Фонда развития исламского бизнеса и финансов Линар Якупов. К этому моменту российский парламент должен принять все необходимые поправки в законодательство.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, законопроект об исламском банкинге подготовят до лета 2016 года. Зампред ЦБ Александр Торшин считает, что конфессиональная составляющая привнесет в банковскую систему моральные принципы.

Читайте подробнее: Надзор не смотрит, кто какому богу молится — ЦБ об исламском банкинге

«Было бы правильно, если бы в России, где более 15% населения составляют мусульмане, реализовалась бы исламская экономика и исламский банкинг еще много лет назад, — рассуждает председатель совета „Азия Банка“ Ф. Саиди. Однако, замечает эксперт, во времена СССР говорить о системе финансовых отношений по шариату было невозможно: „После Октябрьской революции, в условиях государственной социалистической банковской системы, насчитывающей 72 года, исламский банкинг не имел никаких шансов“.

Даже после распада СССР предвзятое отношение к мусульманам и конфликтам на территориях, населенных ими, не позволяло официально реализовать исламский банкинг, „Тем более что у мусульманских банкиров тоже не было необходимости для перехода из традиционного банкинга в исламский“, — добавляет представитель /c3dk» target="_blank">"Азия Банка".

Стоит отметить, что именно «Азия Банк» впервые в России начал предоставлять банковские услуги, соответствующие исламским экономическим принципам и действующему законодательству РФ. Банк запустил услуги по шариату в апреле 2015 года, а сейчас активно привлекает партнеров в странах Исламского мира. В рамках традиционного банкинга были установлены деловые отношения со многими странами Азии, Европы, Ближнего и Среднего Востока. «Азия Банк» предлагает широкий спектр услуг для корпоративных клиентов, в том числе открытие и ведение счетов в ряде валют.

По словам председателя совета «Азия Банка», нет необходимости в изменении законодательства для внедрения исламского банкинга. «В исламской модели банкинга определено достаточное количество видов взаимодействия между банком и клиентом, большинство из которых не идут вразрез с действующим законодательством РФ. Если мы хотим реализовать исламский банкинг, не нужно фокусироваться на тех сделках, которые противоречат закону. Например, есть продукт Мудараба, в рамках которого можно финансировать широкий сектор торговли, есть продукт Мушарака, где банк становится соучастником бизнеса или компании, что тоже охватывает разные роды бизнеса, есть Иджара, то есть лизинг, где нет никакого противоречия с законом. Это неполный список соответствующих продуктов исламского банкинга. По нашему мнению, банкам не нужно давать право заниматься торговлей, так как и без этого можно оказывать услуги исламского банкинга», — говорит Саиди.

Сегодня, в условиях санкций, нестабильной экономической обстановки и при закрытии для российских банков и заемщиков европейских и американских рынков, разворот на Восток является одним из самых перспективных решений в банковской отрасли. Как стало известно, уже два крупнейших исламских банка — Al Baraka и Al Shamal — активно ищут партнеров на российском рынке для вхождения в их капитал. При этом, как стало известно, арабские банкиры ищут выход на банки второго-третьего эшелона, которые работают на федеральном уровне, а вовсе не на небольшие банки, работающие в регионах с мусульманским населением.

Как отмечает представитель «Азия Банка», исламский банкинг набрал популярность в мире за последние 20 лет благодаря своим принципам «реальной» экономической модели. «Несмотря на то, что исламская экономика зиждется на религии, она представляет собой экономическую модель, где стоимость денег номинальная, а реальную ценность составляют действительные товары и услуги. Таким образом, там нет места спекуляции. И на этом основании прибыли и убытки инвестора и получателя инвестиций лежат в одной плоскости, принцип flip flop здесь не работает», — комментирует эксперт. По его словам, сейчас как никогда для России актуален исламский банкинг, «так как российская экономика молодая. Эта экономика могла последовать существующим мировым примерам, что и произошло. Однако, поскольку первоначальный капитал образовался легким путем, то последующие экономические операции не носили здорового характера. Поэтому капитал не был использован для производства и созидания, и стали распространяться спекулятивные операции. Поскольку инфраструктура для роста внутренней экономики не была создана, взаимодействие с зарубежными странами превратилось в хранение денег за границей и получение зарубежных кредитов, а обе эти формы делают экономику чахлой. В такой ситуации появление исламской экономики, где нет места спекуляции, необходимо для роста внутренней экономики, а также взаимодействия с исламским миром».

Аналитики рынка оценивают перспективы исламского банкинга в России как самые радужные. Его суть — оказание услуг мусульманскому населению, а также всем, кому не нужны спекулятивные взаимодействия, — обещает этому сектору рынка блестящее будущее.

Добавим, что аналитик QB Finance Мадина Абаева ранее также подтвердила ИА REGNUM, что услуги исламских банков могут оказаться очень востребованными в мусульманских республиках России.