Латвийский художник: Автор «распятого Путина» обратил его в мученика

Москва, 20 мая 2015, 12:35 — REGNUM  По мнению искусствоведов, автор скандальной экспозиции поступил недостойно и трусливо

Инсталляция «Диссидент» с распятой куклой, напоминающей президента РФ Владимира Путина, в Латвии — это в гораздо большей степени жест в пользу мученического образа главы России, чем акт протеста в отношении проводимой им политики. Такое мнение в интервью программе «Латвийского Радио-4» «Открытый вопрос» выразил известный советский и латвийский художник, галерист и плакатист Юрис Димитерс.

Комментируя скандал вокруг открывшейся на минувшей неделе выставки, Димитерс отметил, что возникший ажиотаж связан в первую очередь с религиозным подтекстом инсталляции, задевающим чувства христиан. Во всем остальном, считает Димитерс, «распятый Путин» — обычная работа в жанре политического искусства, которая вряд ли привлекла бы столько внимания без нынешнего контекста латвийско-российских отношений.

«По-моему, это политическая работа, которая концентрирует все наше отношение к Путину, к России и так далее. Но, в принципе, художник сделал Путина мессией. Это позитивный жест в его сторону, иначе бы скульптуру так быстро не убрали (хоть и говорят, что она появится вновь). В работе заложена глубокая мысль, которая автору, быть может, даже в голову не приходила — со мной такое, к примеру, уже бывало, когда мои работы приобретали новые грани смыслов неожиданно для меня самого. Здесь Путин показан жертвой. Те, кто вбивает гвозди, берут на себя роль иудеев, распявших Христа», — сказал Димитерс.

Он скептически отнесся к оправданиям автора скандального арт-объекта, попытавшегося охладить негодование части общественности заявлениями о том, что прототипом для распятой куклы стал не Путин, а некий «итальянский бизнесмен». «Художник просто испугался полония, хотя на самом деле теперь ему стоило бы бояться не российской реакции, но итальянцев», — иронично заметил Димитерс. Художник добавил, что сам не считает искусство той областью, где что-либо стоило бы запрещать — рамки себе должен ставить сам автор, и такие рамки все-таки должны быть.

Похожую точку зрения высказал и второй гость программы, сотрудник Музея рижского гетто Владимир Решетов. По его мнению, грани между демократией и искусством быть не должно, но лишь до тех пор, пока это не задевает чьи-то чувства, переходя в плоскость провокации. «Когда на кресте распинают президента соседней страны — это серьезная политическая провокация, хотя автор, скорее всего, просто хотел получить известность. Художников у нас много, конкуренция большая, надо как-то выделиться, и, видимо, у художника просто отказали тормоза», — считает он.

Решетов также выразил опасения ответной реакции со стороны России. «Посол России в Риге Александр Вешняков уже высказал свое крайне негативное отношение к инсталляции, а значит, сообщил о ней правительству своей страны. Поэтому не удивлюсь, если уже завтра мы увидим распятую фигуру нашего президента у посольства Латвии в Москве. Мне это было бы очень неприятно», — признался представитель Музея рижского гетто.

Владимир Решетов не исключил, за проделку придется оправдываться министру иностранных дел Латвии, и для страны это было бы унизительно. Самого автора работы представитель музея упрекнул в трусости. «По-моему, выдавая чучело Путина за какого-то итальянского бизнесмена, художник просто испугался. А если так, то он лицемер. Кроме того, он недостаточно граждански смел, если до сих пор скрывается под псевдонимом», — заключил Решетов.

Третий гость студии, галерист Герман Беркович заявил, что не склонен считать акцию политической, и не увидел сходства распятого на кресте чучела с российским президентом. «Я согласен с мнением, что границ у искусства быть не должно. Но свобода самовыражения не должна задевать какие-то чувствительные струны души другого человека. Как говорил Кант — есть нравственный закон внутри нас и звездное небо над головой. И понимание нравственного закона у каждого свое. Я не согласен, что акция — политическая. Во-первых, само место, Угловой дом (во дворе которого открылась выставка — прим. ИА REGNUM) — не особо публичное или, выражаясь современным языком, не раскрученное. К тому же у меня не сложилось впечатление, что изображенный на кресте человек похож на Путина», — сказал Беркович.

Напомним, 19 мая президент Латвии Андрис Берзиньш признал в разговоре с прессой, что организаторы выставки «Диссидент», установившие в Риге крест с распятой куклой, напоминающей Владимира Путина, перешли границы морали.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.04.17
Есть ли выход из виртуальной ловушки?
NB!
28.04.17
История благих намерений
NB!
28.04.17
Рейхстаг: крупнейший и истинно народный памятник Воину-Освободителю
NB!
28.04.17
«Трамп еще припомнит Украине, как Аваков назвал его клоуном»
NB!
28.04.17
ЦБ обсудит ключевую ставку: оснований ее удерживать нет
NB!
27.04.17
Венесуэла выходит из ОАГ
NB!
27.04.17
«Освобождение Шуши — реконкиста в исполнении карабахских армян»
NB!
27.04.17
Ответ на давление: Клинцевич напомнил Хейли закон Ньютона
NB!
27.04.17
«Войну фейков Мадуро проигрывает»
NB!
27.04.17
«Освобождение Шуши — крах политики Азербайджана по тюркизации Арцаха»
NB!
27.04.17
Курильские рыболовные страдания
NB!
27.04.17
Враг готов к диверсии: НПО «Сатурн» под угрозой
NB!
27.04.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 27 апреля
NB!
27.04.17
Путин: Переговоры с Абэ прошли в конструктивном ключе
NB!
27.04.17
«Строительство Эгийнской ГЭС — это вопрос независимости Монголии»
NB!
27.04.17
Песков: Москва осуждает авиаудары Израиля по Дамаску
NB!
27.04.17
Россия или терроризм: чего действительно боятся шведы
NB!
27.04.17
Беби-бокс: «Простое иллюзорное решение очень сложной проблемы»
NB!
27.04.17
Сепаратизм Канарских островов: лояльность центру за его же деньги
NB!
27.04.17
Кипрский конфликт: противостояние перешло в море
NB!
27.04.17
МИД РФ — журналисту США: Если в Москве — «режим», то что в Вашингтоне?
NB!
27.04.17
Получить возмещение по ОСАГО наличными смогут 30% владельцев машин