"Бешеный барсук напал на село".

(Время новостей, 10.12.03г.).

В Красноярском крае отмечена вспышка бешенства среди диких животных. Так, на деревню Большой Хабык Идринского района напал барсук. Небольшой зверек вел себя крайне агрессивно, но по счастью, никто из людей не пострадал. Барсук всего лишь покусал несколько домашних животных. Зверя пришлось убить. После тщательного анализа его тканей был поставлен однозначный диагноз - бешенство. В этой же деревне на днях был зафиксирован еще один случай неадекватного поведения дикого животного. Обычная рыжая лиса попыталась искусать автомобиль, а затем сбежала в лес. В связи с этим специалисты Красноярского центра санэпиднадзора сделали вывод - природный очаг опасного заболевания снова активизировался, и призвали всех жителей южных районов края к осторожности.

"Красноярские власти вновь недовольны владельцем лицензии на "Ванкор".

(Время новостей, 10.12.03г.).

Срок освоения Ванкорского газонефтяного месторождения в Красноярском крае нарушен, заявил ИНТЕРФАКСУ первый заместитель губернатора края Лев Кузнецов. "Кроме того, вызывает беспокойство, что до сих пор нет четкого бизнес-проекта освоения месторождения", - сказал он, добавив, что представительство Красноярского края в Москве проводит консультации с французским концерном Total и НК "Роснефть" об окончательном варианте схемы освоения Ванкорского месторождения. Между тем "Роснефть" сообщила, что у нее есть план освоения Ванкорского и Северо-Ванкорского месторождений, который уже выполняется. Как известно, весной текущего года администрация Красноярского края заявила о намерении санкционировать отзыв генеральной лицензии на освоение Ванкорского месторождения у ООО "Енисейнефть" в связи с незавершенностью сделки между Total и Anglo Siberian Oil Company (ASOC) no купле-продаже 52-процентной доли в 000 и затягиванием срока начала реализации проекта. Летом владельцем ASOC стала "Роснефть", после чего власти края отказались от намерений отзыва лицензии у "Енисейнефти". Запасы Ванкорского месторождения оцениваются в 125 млн т нефти и 79 млрд кубометров газа. Предполагалось, что для его промышленного освоения потребуется в течение двух лет вложить в доразведку и разработку 2, 5-3 млрд долларов.

"Роснефти" тесно на Ванкорском месторождении".

(Коммерсантъ, 10.12.03г Денис Скоробогатько; Михаил Мишкин.).

Вчера агентство "Интерфакс" сообщило о претензиях администрации Красноярского края к НК "Роснефть", связанных с нарушением сроков освоения Ванкорского нефтяного месторождения. В "Роснефти" уверяют, что компания уже выработала свой план освоения месторождения, но для его реализации ей было бы неплохо получить месторождения, принадлежащие сейчас "Славнефти" и ЮКОСу. Как сообщил "Интерфаксу" заместитель губернатора Красноярского края Лев Кузнецов, представительство краевой администрации в Москве сейчас проводит консультации с французской Total и НК "Роснефть" об окончательном согласовании схемы освоения Ванкорского месторождения. По словам чиновника, у недропользователя "до сих пор нет четкого бизнес-проекта освоения месторождения".

Недропользователем Ванкорского месторождения является ООО "Енисейнефть", крупнейший владелец которого - Anglo - Siberian Oil Company (ASOC). Летом этого года ASOC планировала продать 52% акций "Енисейнефти" французской Total, но сама была приобретена "Роснефтью".

В обнародованном французами плане освоения месторождения говорится о намерении пробурить 254 скважины, построить 740-километровый трубопровод до Диксона и нефтеналивной терминал. Чтобы реализовать эти планы, они просили дать им возможность приобрести контрольный пакет "Енисейнефти". В феврале губернатор Александр Хлопонин заверил, что "краевая администрация сделает все от нее зависящее, чтобы решить все проблемы по вступлению Total в права основного акционера "Енисейнефти" уже в текущем году".

Переговоры с Total заняли много времени, что привело к срыву сроков освоения месторождения. Весной администрация Красноярского края и Министерство природных ресурсов заявили о намерении отозвать лицензию на Ванкор, но после покупки ASOC "Роснефтью" власти края отказались от этого намерения. Между тем, по словам источника "Ъ" в Минприроды, претензии, касающиеся сроков освоения месторождения, до сих пор не сняты.

Как сообщили "Ъ" в пресс-службе "Роснефти", летом компания доработала программу ASOC по освоению месторождения и осенью собиралась представить ее администрации края. Однако программа так и не была передана властям - почему, в "Роснефти" не уточняют.

В то же время представители "Роснефти" говорят, что считают более целесообразным комплексное освоение всех месторождений Ванкорской группы. С таким предложением компания в сентябре обратилась к недропользователям соседних с Ванкорским месторождений. "Славнефти" было предложено совместно осваивать (или продать "Роснефти") Сузунское и Тагульское месторождения. Аналогичное предложение было направлено ЮКОСу по поводу Лодочного месторождения. Однако ответов в "Роснефти" так и не получили.

Представители "Славнефти" и ее акционеров (ТНК-ВР и "Сибнефти") не смогли пояснить "Ъ", рассматривали ли они вообще предложения "Роснефти". У ЮКОСа же сейчас на первом плане совсем другие проблемы (см. стр. 13). Кроме того, ЮКОС имеет к "Роснефти" имущественные претензии, связанные с Ванкором, претендуя на 37% акций "Енисейнефти".

"По зимнику - с ветерком и морозцем".

(Парламентская газета, 10.12.03г Анатолий СТАТЕЙНОВ.).

В Эвенкии начались работы по восстановлению зимников. До апреля будут доставлять по ним в отдаленные поселки горючее, продукты, медикаменты, строительные материалы. Кроме того, именно зимой доставят большую часть грузов к буровым, к разрабатывающемуся в округе месторождению каменного угля. Эвенкийская дорожно-транспортная компания разработала проект 24 маршрутов общей протяженностью более 4500 километров. По традиции, все они начинаются с берега Подкаменной Тунгуски, в столице округа Туре. В этом году из-за теплой погоды работы по прокладке зимников начались с опозданием. Никак не могли замерзнуть многочисленные ручьи и речки, да и Подкаменная Тунгуска набирала нужную толщину льда значительно дольше, чем в прежние годы. А по реке придется проложить сотни километров. Как всегда, мешают обильные в эти месяцы снегопады. Специалисты считают: к середине декабря все работы по строительству основных зимних дорог будут завершены. Значит, в Туру пойдут грузы из Красноярска, Усть-Илимска, Иркутска.

"Сибиряк и китаец - опять братья".

("Красноярский рабочий", 10.12.03, Дмитрий Лапин)

До сих пор представление об индустриальной мощи КНР сводится у наших обывателей к впечатлениям, почерпнутым на рынке у КрасТЭЦ. Увы, в нашей стране репутация китайских товаров невысокая. Весь мир завален дешевым и качественным ширпотребом из Поднебесной, зато весь китайский брак, видимо, свезли в Россию. Впрочем, скоро общественное мнение по этому вопросу должно кардинально измениться.

Экономическое сотрудничество Красноярского края и КНР началось более 10 лет назад. За это время установлены контакты на официальном уровне с провинциями Хайлар, Ляонин, Сычуань, Гуандун, Хэйлунцзян и автономным районом Внутренняя Монголия. Накоплен приличный опыт межрегионального сотрудничества.

В сентябре 2003 года в Пекине проводилось второе заседание Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. С российской стороны его возглавлял полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский. В состав подкомиссии комитета по содействию дружественным обменам между регионами входит и губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. В соответствии с решениями подкомиссии, принятыми на втором заседании Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, а также договоренностями, достигнутыми во время встречи с председателем народного правительства провинции Хэйлунцзян, 6-13 ноября 2003 года был организован визит делегации Красноярского края в города Цицикар и Харбин (провинция Хэйлунцзян).

Наша справка

Провинция Хэйлунцзян расположена на северо-востоке Китая, у российско-китайской границы. Через нее осуществляется большая часть коммерческих контактов между нашими странами. Невооруженным глазом видно, как расцветают китайские города на приграничной торговле. Так, город Хэйхе, расположенный на Амуре напротив российского Благовещенска, растет буквально на глазах - там, где десять лет назад была грязная деревня, ныне стоят многоэтажные кварталы мегаполиса.

Именно с провинцией Хэйлунцзян у Красноярского края сложились наиболее тесные, можно даже сказать дружеские отношения. Вскоре взаимоотношения между китайской провинцией и нашим краем будут строиться на основе соглашения о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Советом администрации края и народным правительством провинции Хэйлунцзян, которое готовится к подписанию.

В составе красноярской делегации были главы администраций Березовского, Емельяновского, Новоселовского и Курагинского районов, начальник управления внешних связей администрации края и руководители ряда промышленных предприятий. Основной целью визита было обсуждение перспектив сотрудничества нашего региона с городом Цицикар, объединяющим 17 муниципальных образований с населением 5,4 миллиона человек. Наша делегация провела множество встреч и переговоров с мэром Цицикара и представителями народного правительства города, руководителями предприятий и деловыми кругами провинции.

В ходе переговоров были обсуждены конкретные проекты и перспективные направления сотрудничества, в частности, в области машиностроения между заводами двух городов, в сфере образования и реализации совместных инновационных проектов в области туризма, сельского хозяйства и т. д. Кроме того, на территории пригородного Березовского района планируется строительство крупного торгового комплекса с привлечением инвестиционных ресурсов корпорации "Байхуа" из Цицикара. Речь идет не об очередном "китайском рынке", а о большом торгово-выставочном комплексе, где будет организована цивилизованная торговля высококачественными китайскими товарами, там же планируется проведение выставок-ярмарок. Проведены переговоры с руководством научно-агропромышленного объединения из Цицикара по поводу создания на территории Березовского и Новоселовского районов совместных предприятий по выращиванию и переработке экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Решается вопрос об организации прямого авиасообщения между нашими городами.

В рамках этой корреспонденции невозможно подробно рассказать о всех проектах и направлениях сотрудничества. Стоит, однако, предоставить слово членам красноярской делегации.

Александр Дамм, глава Новоселовского района, искренне сожалеет о том, что невозможно вывезти в Китай представительную, человек в сто, делегацию от Новоселовского района, чтобы сибиряки могли воочию увидеть и оценить, чего можно добиться исключительно трудолюбием, не жалуясь на превратности судьбы и жизненные трудности, а просто работая не покладая рук.

Николай Шилов, глава Емельяновского района, также отмечает трудолюбие и патриотизм китайцев. По его наблюдениям, они не занимаются болтовней, а работают и на деле доказывают, как пройти по дороге от нищеты к процветанию. Согласно достигнутой договоренности в первой половине декабря состоится ответный визит представителей народного правительства и деловых кругов Цицикара в Красноярский край.

"Шпилька губернатору".

("АиФ на Енисее", 10.12.03)

Глава регионального отделения "Союза правых сил" Сергей Жабинский, подавший в отставку в результате сокрушительного поражения правых на выборах в Годуму, не отказал себе в удовольствии на прощание вставить шпильку Александру Хлопонину, лидеру регионального списка победившей партии "Единая Россия".

Выступая в ночь после выборов в прямом эфире местной телекомпании, Жабинский заявил, что в день голосования он был очень удивлен тем, что губернатор Хлопонин голосовал в Красноярске по открепительному талону, полученному им в его родной Москве. Лидер местных правых припомнил Хлопонину, что когда тот шел в губернаторы, обещал купить в Красноярске квартиру и перевезти в город на Енисее семью. Разумеется, Жабинского волнует не вынужденная разлука супругов Хлопониных. Налоги с доходов физических лиц платятся по месту прописки. Как резонно заметил теперь уже отставник, молодой губернатор - не из бедных, и его налоги пополнили бы краевую казну. Сергей Жабинский - человек деликатный. О том, что Хлопонин, идя в губернаторы, обещал еще и прибавление в семье обеспечить, - промолчал.

"Партия, господа! Власти...".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 10.12.03, Анатолий Мошницкий)

Предвыборная кампания завершилась предсказуемыми "сюрпризами".

Сюрприз первый - наиболее неприятный, но не самый неожиданный: низкая явка. 25-процентный порог мы перешагнули, и даже полшажка за порог сделали, однако - не больше. Сюрприз второй - убедительная победа "Единой России". Многие о ней говорили, как о свершившемся факте, втайне надеясь, что "партия власти" не вырвется вперед. Или вырвется, но с незначительным преимуществом. Преимущество оказалось, прямо скажем, существенным. А если приплюсовать к партийной победе удачу одномандатников, которые (все четверо!) пришли к финишу под знаменем "Единой России", становится как-то даже не по себе. Сюрприз третий - КПРФ с треском провалила кампанию, уступив не только "единороссам", но и блоку "Родина". Кто будет противостоять "партии власти" в Госдуме? Некому. Сергей Юрьевич Глазьев, как известно, не для того в политику шел...

Итак, начнем с сюрприза №1. Негаданным его можно назвать только с натяжкой: в прошлом году, когда выбирали губернатора, мы тоже никого высокой явкой не поразили - на участки не пришла и половина избирателей (47,2 процента). Хотя страсти кипели, кандидаты вели явные и тайные информационные войны, по телевизору крутили сплошной компромат, а уважаемая краевая газета неожиданно для себя обзавелась "черным" клоном. Ныне и кампания куда как скромнее, и кандидаты, в основном, тише. В итоге до избирательных урн добралась уже не "половинка без хвостика", а только треть населения. Кто год назад сомневался в "легитимности" нового губернатора? Сейчас есть повод усомниться в легитимности всей Государственной думы. Причем повод весомый.

Сюрприз №2. Как может победить партия, блистающая отсутствием идеологии и наличием программного Послания президента вместо партийной программы? Может! Ибо велика сила административного ресурса! Народ идет и голосует "за Хлопонина", возглавляющего региональный список. Александр Хлопонин, Николай Ашлапов, Александр Клюкин. Три первые позиции в партийном списке отданы "новичкам". "Ветераны" маячат где-то позади. Впрочем, в Красноярском крае к "ветеранам" можно с уверенностью причислить разве что Веру Оськину. На федеральном уровне их гораздо больше, заслуженных и закаленных. Недаром эксперты констатируют: Кремль впервые не выставил на выборы новую "партию власти".

Но вернемся к "новичкам". И начнем с самого популярного из них -Александра Хлопонина. Губернатора. Правда, пока он находился в предвыборном отпуске, его следовало называть не "губернатором", а "№1 в списке". Он встречался с врачами, обещал помочь учителям, учил жизни студентов и танцевал со студентками... В общем, вел себя, как любой губернатор, который не числится ни в каком списке. "Номер два" - Николай Ашлапов - не встречался, не учил, не танцевал. Видимо, понимал, что партии от этого не будет никакой пользы. "Номер три" - Александр Клюкин - встречался, но исключительно в своем одномандатном округе. Красноярцы видели его преимущественно на заднем плане, в толпе. Где-нибудь рядом с Раисой Кармазиной за спиной Сергея Шойгу.

Итогом встреч, благотворительных праздников и прочих партмероприятий стала сокрушительная победа. Есть подозрение: "единороссы" сами пока не знают, что с этой победой делать. Как-то не до планов было. Имелась высокая цель - парламентское большинство. Теперь оно есть. Что дальше?

Ладно, небывалый взлет "Единой России" можно объяснить использованием безразмерного административного ресурса. А чем тогда объяснить поражение коммунистов? Электорат у них с "единороссами" разный, делить нечего...

А вот с "Родиной" у них избиратель один. И принцип тоже один: взять все - и поделить. Только кто-то предлагает расприватизировать и поделить практически все, а кто-то утверждает, что у нас и "природной ренты" на всех хватит. И вспоминает, как жители Эмиратов зарабатывают нефтедоллары чужими руками, а сами под пальмами животы на солнышке греют. Правда, многие экономисты говорят, что арабские нефтедоллары подлиннее и потяжелее наших будут. И населения у них поменьше. А если у нас сверхприбыли нефтяников, угольщиков да газовиков поделить на всех, каждому аккурат по сотне баксов достанется. В год.

"Родину" называют "кремлевской картой", причем очень грамотно разыгранной. Подобных проектов, по мнению экспертов, много. ЛДПР, например, который год считается таковым, но партия Жириновского никого своими результатами доселе не удивляла. А в этот раз догнала коммунистов... Но, опять же, только потому, что коммунисты отстали.

Однако вернемся к "Родине". Действующие лица: Дмитрий Рогозин - экс-председатель "Конгресса русских общин", Сергей Глазьев - нынешний председатель КРО, а заодно сопредседатель Народно-патриотического союза России, Союза православных граждан, "Партии российских регионов" и пр., Марат Гельман - галерист, имиджмейкер, политтехнолог. Впрочем, Гельман - не действующее лицо, а, скорее, режиссер. Все вместе - "Родина". В 1995 году, когда брэнд выглядел скромнее (все тот же "Конгресс русских общин"), дуэт Глазьева-Рогозина при поддержке Гельмана в Думу не прорвался. А нынче? Из Кремля ресурсов подкинули?

Одними ресурсами объяснить популярность "Родины" вообще (более восьми процентов голосов) и у нас в крае в частности (больше семнадцати), невозможно. Правоверные коммунисты-избиратели не пойдут к "единороссам". А к Глазьеву (который и в Думу-то попал по списку КПРФ) - запросто. Тем более что у него "харизма". Кстати, красноярского происхождения. В прошлом году Сергей Юрьевич очень вовремя появился в нужном месте. Знакомство с покойным Лебедем, поддержка КПРФ и непричастность к "местным разборкам" сделали свое дело - за Глазьевым закрепилась репутация "харизматика". Пришел, увидел... Ну, дальше вы сами знаете, - чуть не победил.

Может, и не пришли бы красноярские коммунисты в "Родину", но местные лидеры КПРФ как-то незаметно сдали позиции. Когда защитник всех обездоленных Петр Романов в "исконно своем" Канском округе проигрывает Игорю Исакову, который только тем и славен, что его "партия власти" поддерживает, это говорит о многом. Ничего принципиально нового местные лидеры КПРФ за последние годы не предложили. Они, как и раньше, отстаивают и защищают народ от нелюбимой власти. И если бы президент не продемонстрировал "твердость воли", по которой электорат откровенно соскучился, может, и не ушли бы сторонники из-под красных знамен... Любовь - жестокая вещь. Любовь к "сильной руке" - в особенности. Вот, собственно, и все. Остается только определить: а красноярцам-то со всего этого будет какой-нибудь толк? Есть мнение, что будет. Оно прозвучало на последнем заседании Экспертного комитета края: нынешняя думская команда красноярцев окажется куда более сплоченной, нежели прежняя. Участники "круглого стола" 5 декабря приняли обращение ко всем политическим силам - сразу после выборов "приступить к созидательной работе" на благо края, объединиться "для решения важнейших для края и страны задач".

Интересное предложение...

"Философия бюджета".

("Красноярский рабочий", 10.12.03, Юрий Захаринский, председатель постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Законодательного Собрания края)

Структура бюджета, как известно, отражает не только социально-экономическую ситуацию, но и уровень понимания проблем, то есть философию системы управления. Соответственно бюджетная "философия" - фундамент принятия коренных управленческих решений в системе государственной власти в крае.

К формированию бюджета можно подходить с двух позиций - экономиста и бухгалтера. Для экономического мышления характерен подход "от общего к частному" и, соответственно, прогноз результатов принимаемых решений. Философия бухгалтера базируется на детальном учете частностей, а в отношении "общего" подход традиционен - взять побольше и дать поменьше, а еще лучше ничего не дать.

К сожалению, представленный в Законодательное Собрание проект краевого бюджета на 2004 год разработан в основном главным финансовым управлением (в просторечии главной бухгалтерией края), отсюда и все его особенности. Экономический подход в документе не просматривается. Применительно к природно-ресурсному блоку отношение потребительски-бухгалтерское - взять побольше, дать поменьше.

Структура бюджетного финансирования отрасли на 2004 год может оказаться существенно хуже, чем в бюджетах на 2002-2003 гг., так как из главного финансового документа пока исчезли экологическая программа и программа социально-экологических мероприятий за счет отчислений за хранение отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) ГХК, на недопустимо низком уровне (не обеспечивающем не только простое воспроизводство, но и эколого-экономическую безопасность) предусмотрено финансирование воспроизводства водных, лесных, минерально-сырьевых и экологических ресурсов.

Под флагом снижения расходов на воспроизводство природных ресурсов фактически сокращаются доходы бюджета в самом недалеком будущем. Следовательно, философию бюджета трудно назвать социально направленной, так как основной источник социального благополучия в крае до 2010 года - именно эффективное природопользование. Создается впечатление, что разработчики бюджета решили, что дойную корову края (природно-ресурсный блок) надо как можно чаще доить, но при этом совсем не кормить.

И это на фоне ярких примеров высокой эффективности вложений бюджета в развитие минерально-сырьевой базы края, в их числе недавний аукцион по продаже золоторудного месторождения Титимухта, подготовка экономически активных запасов и ресурсов нефти и газа на туруханском Севере и в Приангарье, выявление ресурсов для создания редкометалльной промышленности федерального значения и т. д.

Так, на подготовку Титимухты затрачено за три года около 20 миллионов рублей бюджетных средств, а получено по результатам аукциона 300 миллионов дополнительных доходов в казну. Эффект - 15 рублей на рубль бюджетных затрат. Несмотря на это, в проекте бюджета на 2004 год и среднесрочной программе геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы края на 2004-2006 годы предусмотрено выделение всего 157 миллионов рублей при минимальной потребности, обеспечивающей в ближайшие 3-5 лет подготовку и реализацию нескольких "титимухт", 300-350 миллионов, что позволило бы ожидать, что доходная база бюджета возрастет со временем на 3-5 млрд руб.

Администрация края очень правильно и дальновидно пытается сформировать бюджет развития для ускорения экономического роста, однако в него включаются мероприятия по геологическому изучению недр без учета специфики геологоразведки (длительное время возврата средств). И до настоящего времени принципы формирования, источники и условия финансирования бюджета развития никак не обозначены и отсутствуют в представленном в Законодательное Собрание края проекте бюджета на 2004 год. Включение же геологоразведочных работ в бюджет развития противоречит здравой экономической логике при наличии целевого бюджетного фонда геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы края.

Другая особенность проекта главного финансового документа - формирование его доходной части по природно-ресурсному блоку по принципу экономии труда чиновника. Это следует из того, что не предусмотрены меры по получению дополнительных доходов за счет административного ресурса - лицензионных сборов в минерально-сырьевом и водном секторах, занижены доходы от экологических платежей. Недобор по этим позициям никак не меньше 300 миллионов рублей.

В этой связи постоянная комиссия по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Законодательного Собрания края приняла решение рекомендовать Совету администрации края увеличить на 100 миллионов рублей (то есть до уровня 257 миллионов) финансирование программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы края при одновременном увеличении доходной части бюджета по минерально-сырьевой базе на те же 100 миллионов (путем реализации геологических объектов на аукционах в 2004 году и за счет наведения порядка в лицензионных сборах).

Остановлюсь теперь на сейсмобезопасности. Казалось бы, алтайское землетрясение, вызывавшее панику даже в Красноярске, должно было наконец убедить разработчиков бюджета в необходимости размораживания краевой программы "Сейсмобезопасность Красноярского края на 2001-2005 годы". Ущерб от 5-6-балльных землетрясений (очень вероятных в ближайшие 3-5 лет) в Красноярско-Железногорской агломерации, по оценке МЧС, может составить 2,5-3 млрд руб., а на программу "Сейсмобезопасность Красноярского края на 2001-2005 годы" в 2004 году необходимо несоизмеримо меньше - до 6 миллионов рублей.

Однако в проекте бюджета по-прежнему сохраняется мораторий на эти расходы. Наша постоянная комиссия считает необходимым не только его снять, но и разработать новую краевую программу на 2005-2010 годы, увязанную с федеральной программой "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы). Это позволит краю получить 139 млн руб. из федерального бюджета на ремонт и укрепление зданий и сооружений в целях снижения ущерба от вполне возможных землетрясений.

Пора вспомнить и о программе по использованию, восстановлению и охране водных объектов. Ее финансирование в предыдущие годы или не производилось, или составляло доли и единицы процентов от предусмотренных сумм: так, из 122 миллионов рублей, предусмотренных бюджетом на охрану водных объектов, в 2003 году реально потрачено... всего 0,8 миллиона при доходах от использования водных ресурсов более чем в 400 миллионов рублей. В проекте на 2004 год предусматривается всего 40 млн руб., то есть 20 процентов от норматива.

Эта недальновидная политика приближает население края к критической отметке, за которой возникает реальная угроза водной безопасности населения и функционированию технологических систем. Необходимы срочные меры по воспроизводству чистой воды и охране водных объектов. Вот почему депутаты предлагают увеличить, по крайней мере, в два раза финансирование мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Источник - не предусмотренные проектом бюджета дополнительные платежи за использование водных ресурсов в сумме более 173 миллионов рублей. Эту сумму необходимо включить и в доходную часть бюджета.

Не секрет, что Красноярский край относится к числу самых неблагополучных регионов России по качеству атмосферного воздуха, уровню загрязнения воды, количеству образующихся отходов производства и потребления, радиационной обстановке, сохранению лесных ресурсов. Поступление платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов предусматривается в проекте бюджета в сумме 2 млрд 367 млн руб., в том числе в краевой бюджет - 798 млн руб. (27 процентов) и местные - 1 млрд 568 млн руб. (53 процента). При этом фактически не предусматриваются средства для реализации природоохранных мероприятий.

Постоянная комиссия предлагает, наоборот, включить в бюджет первоочередные общекраевые мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасность и охрану окружающей среды, а также предусмотреть разработку среднесрочной краевой целевой программы "Охрана окружающей среды на 2005-2007 годы" на сумму не менее 100 миллионов рублей. Мы предлагаем также предусмотреть целевое расходование муниципалитетами средств, поступивших как плата за загрязнение окружающей среды, на решение проблем с отходами, очистными сооружениями и обеспечение населения чистой питьевой водой.

И в заключение еще раз о радиационной безопасности. За 30 последних лет радиационного влияния ГХК в регионе накопилось немало проблем, которые необходимо устранить путем социально-экологической реабилитации территорий в 30-километровой зоне Железногорского горно-химического комбината. Однако в доходной части бюджета не прописано поступление примерно 155 миллионов рублей от ГХК за ввоз отработавшего ядерного топлива. Соответственно и в расходной не предусматривается финансирование (за исключением 200 тысяч на разработку радиационного паспорта) мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и защиты населения. Хотя всем известны проблемы Сухобузимского, Казачинского районов, находящихся в зоне негативного (до закрытия плутониевого производства в 90-х годах) влияния комбината. Краевой проект создания "АСКРО" позволит замкнуть в единое целое ведомственные сети радиометрического контроля и обеспечить контроль со стороны исполнительной власти за радиационной обстановкой. У наших соседей, имеющих подобные нашему ГХК объекты, системы "АСКРО" уже эффективно работают.

Пока разработчики бюджета эту программу просто не учитывают. Предлагается все-таки профинансировать в 2004 году мероприятия по радиационной безопасности, в том числе краевую систему "АСКРО", на сумму до 6 миллионов рублей.

Надеюсь, что Совет администрации края пересмотрит базовую структуру бюджета в части корректировки по природно-ресурсному блоку, тем более что наши предложения по увеличению расходов подкрепляются предложениями по дополнительным доходам и не скажутся отрицательно на выполнении запланированных в бюджете социальных обязательств. Это позволит сделать бюджет не бухгалтерской книгой, а действенным инструментом социально-экономического развития путем использования бюджетных средств для ускорения подготовки и вовлечения в хозяйственный оборот экономически активной, инвестиционно привлекательной части богатейших природных ресурсов на благо всех жителей Красноярья.

Юрий Захаринский, председатель постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Законодательного Собрания края.

"Отсутствие соглашения с "ЮКОСом" приведет к дополнительным затратам краевого бюджета".

(РИА "Пресс-Лайн", 09.12.03)

Несмотря на заявления краевых чиновников, переговорный процесс между администрацией Красноярского края и НК "Юкос" пока не возобновлялся. Об этом "Пресс-Лайну" заявил источник в нефтяной компании. Напомним, 17 декабря "Юкос" был вынужден отозвать подпись под соглашением с администрацией края. Компания завизировала этот документ в одностороннем порядке. В течение двух месяцев со стороны краевой власти соглашение никто не подписал. Причины никто вслух не назвал. Возможно, от компании требовали дополнительных уступок, рассчитывая, что в период смены менеджмента "Юкос" пойдет на это.

Между тем в соглашении был ряд пунктов, выполнение которых способствовало бы реальному снижению государственных затрат края. Это особенно важно в период принятия краевого бюджета на 2004 год. В первом чтении проект бюджета будет рассматриваться 15 декабря. Сотни миллионов рублей предполагается направить на нужды сельского хозяйства - в первую очередь на закупку топлива в период полевых работ. Расходы могли быть и меньше. "Юкос" соглашался предоставить аграриям 5%-ю скидку на топливо. Еще одна бюджетная "дыра" - долги перед НК "Юкос" ОАО "Красноярскнефтепродукт". Напомним, это общество с контрольным пакетом акций государства является краевым оператором топливного рынка. Именно оно снабжает топливом село и северные территории региона. В 2001 году КНП получил от "Юкоса" в долг топлива более чем на 300 млн. рублей. Вернуть удалось не более трети. Сейчас ОАО должно нефтяной компании 247,8 млн. рублей. "Юкос" был согласен реструктуризировать долг на 4 года. Тогда КНП перечислял НК чуть более 60 млн. в год. Причем, перечислял самостоятельно.

Одномоментно же общество такой суммы не найдет - даже если заложит в банке все свое имущество. Теперь возможны два варианта: либо КНП станет банкротом, и край потеряет своего топливного оператора, либо как, заявил заместитель губернатора края Сергей Сокол, средства на погашение долга придется изымать из бюджета. В ущерб другим программам.

"Культура" придет в Красноярск".

("Сегодняшняя газета", 10.12.03)

В Красноярске скоро начнет вещание московский телеканал "Культура". Об этом корреспонденту KNEWS сообщил заместитель начальника управления телерадиовещания администрации края Игорь Астапов. В настоящее время канал "Культура" транслируется телесистемой "Енисей", находящейся в распоряжении Дирекции краевых телепрограмм. Сеть станций системы "Енисей" охватывает вещанием 10% населения края. Кроме того, исходя из миссии краевого телевидения, они были расположены в самых отдаленных районах края. Поэтому Красноярск в зону трансляции канала "Культуры" не попадал. "Сейчас канал оформляет лицензию на самостоятельное вещание в Красноярске и в ближайшее время выйдет в прямой телеэфир города, - отметил Игорь Астапов. - Краевое телевидение, со своей стороны, продолжает оставаться сетевым партнером "Культуры" в районах края".