Карабах известен своими коврами во всём мире — глава Музея ковров в Шуши

Ашот Бегларян, 14 мая 2015, 16:09 — REGNUM  

В Нагорном Карабахе возрождается ковроделие — древнейший сегмент армянской культуры края. Об особенностях этой работы ИА REGNUM рассказал учредитель Музея ковров в городе Шуши, советник президента Нагорно-Карабахской Республики Вардан Асцатрян.

ИА REGNUM: Сегодня в республике действует несколько ковроткацких предприятий, а в городе Шуши Вами учреждён Музей ковров. Расскажите, пожалуйста, как зародилась данная идея?

Испокон веков ковры являлись органической частью истории и быта Карабаха-Арцаха, национальным ремеслом. Ковёр считался символом благоденствия семейного очага. В Арцахе ковры ткали на всём протяжении истории и не только в специализированных мастерских и школах, но и в домах. Во всех деревнях существовали школы ковроделия. Причём, каждая деревня имела своё направление в плане орнаментальной стилистики и тематического смысла. Ткали ковровые изделия практически в каждом доме, независимо от возраста, семейного и общественного положения.

Идею открыть Музей ковров я вынашивал давно, особенно с учётом того, что в советские годы многие карабахские ковры были вывезены. Почему выбрали Шуши? Шуши на всём протяжении истории был столицей и культурным центром Нагорного Карабаха и, помимо прочего, климатические условия в Шуши оптимальны для хранения ковров. Старые ковры нуждаются в особом уходе, и если соблюдать все нормы, то их можно хранить тысячелетиями. Иными словами, как с моральной и исторической, так и с практической точек зрения всё говорит в пользу Шуши.

ИА REGNUM: Каким фондом располагает музей?

Музей ковров действует четвёртый год и на сегодня имеет два здания. В сентябре 2011 года был открыт музей-фонд. Помещение предоставила группа меценатов во главе с Алеком Багдасаряном из США. Здесь собираются все экземпляры арцахских ковров, а также старинные предметы традиционных ремёсел. Они изучаются, получают экспертную оценку, реставрируются в случае необходимости, после чего экспонируются. А в августе 2012 года меценатом из Москвы Каро Саргсяном Музею ковров был безвозмездно предоставлен первый этаж здания Центра искусств Шуши.

Сегодня музей насчитывает порядка 250 ковров, сотканных в период с XVII по начало XX века. В основном это традиционные арцахские ковры. В музее экспонированы также экземпляры текинского (Средняя Азия) и афганского ковров, выставленные для сравнения.

Имеются и некоторые артефакты русской культуры, в частности, самовары. И это не случайно. После подписания в 1813 году известного всем Гюлистанского мирного договора между Россией и Персией территория Карабаха вошла в состав Российской империи. Политика Российской империи в отношении малых народов не подразумевала ассимиляции, не попирала права местного населения, предоставляя им возможность сохранить и развивать собственный язык и культуру. Большое внимание стало уделяться открытию армянских школ, придавалась важность грамотности. Открывались мануфактуры, развивалась промышленность. Происходила взаимная интеграция и взаимообогащение культуры и быта.

ИА REGNUM: Каковы отличительные особенности карабахского ковра?

Одной из важных отличительных черт карабахских ковров является то, что они отображают божественные и природные явления. Тематические рисунки на коврах строго придерживались классических форм, не допускалось выхода из рамок не только в плане орнамента, но и цвета. Каждый орнамент и цветовая гамма имели своё значение.

Тайны мира и бытия отображались в целостной картине ковра, а не в элементах орнамента. Ценность им придавали и качество использованной нити, и технология окраски, которая позволяла в течение веков сохранять свежесть. Многие краски получали на месте, некоторые красители завозились из Индии и Персии. Цветовая гамма арцахских ковров разнообразна — в Карабахе были очень развиты технологии изготовления натуральных красок и шерстяных нитей. По цветовой гамме ковра можно определить регион его производства.

ИА REGNUM: Сохранились ли древние традиции ковроткачества сегодня?

В периоды отсутствия армянской государственности регулирующую роль в масштабах всей нации брала на себя Армянская Церковь, которая заботилась не только о воспитании поколений в христианском духе, но и о сохранении, развитии культурного наследия, образования и т.п.. Не случайно культурное наследие в основном хранилось в церквах, изучалось архимандритами (вардапетами — учёными церкви). Церковь определяла тематическую и орнаментальную направленность изготовления ковров, а также хранила связанные с ковроткачеством технологии. Так как полтора-два века назад книгопечатание не было развито, то многие культурные традиции переходили от поколения к поколению через тематические ковры, смысл которых передавали известные символические изображения, олицетворяющие сотворение мира, христианскую тематику и мифологию, и это придавало коврам особую ценность.

Однако связь между церковью и искусством ковроделия оборвалась во время Геноцида армян, когда помимо унесённых многочисленных человеческих жизней было разграблено армянское культурное наследие. И в дальнейшем всё это было присвоено и преподносилось миру как собственная культура. Во время Первой мировой войны и Геноцида армянского народа многие церкви и школы были разграблены и закрыты, в том числе и на территории Карабаха. И если раньше мастерицы ткали ковры по предоставленным образцам, присущим определённым школам, а выбор рисунков, орнаментов, цветовых гамм зависел от темы ковра, то сотканные после этих событий ковры, как правило, уже не несли в себе тематического смысла, а отображали лишь разрозненные, не соответствующие тематическому смыслу орнаменты. Сегодня, к сожалению, многие традиции утеряны, идёт смешивание орнамента и стилей, отход от классики.

Одной из главных целей создания музея является учреждение научного центра по изучению древнего искусства ковроделия и восстановления исторической справедливости в плане преемственности культуры армянского ковроделия.

Армянские исследователи и искусствоведы предпринимали попытки классифицировать ковры, была произведена огромная работа, идентифицировано множество экспонатов. Часть ковров была классифицирована исходя из географического фактора (к примеру, «Хндзореск», «Джраберд», «Шуши» и т.п.), хотя ковры данной стилистики производили и в других районах, а некоторые экземпляры систематизировались исходя из орнаментальной стилистики. Наша цель — создать научную комиссию, пригласить известных искусствоведов, археологов, этнографов и разработать единую комплексную систему классификации, основанную на тематической составляющей, орнаментальной стилистике и географии, и на этой основе развивать современное ковроделие, согласно древним традициям.

ИА REGNUM: Не раз говорилось о том, что соседний Азербайджан преподносит карабахские армянские ковры как собственные. Что скажете по этому поводу?

Среди важных целей создания в Арцахе музея ковра — пресечение циничной политики официального Баку по присвоению армянской, в частности, карабахской культуры. Ни для кого не секрет, что Азербайджан давно уже обогащает своё наследие армянскими, а также персидскими, талышскими, лезгинскими коврами, культурными ценностями коренных народов Кавказа.

Благодаря своим коврам Карабах известен во всём мире. Арцахские ковры выставлены в музеях России, Европы, Америки, однако их представляют под общим названием — «кавказские ковры». Одной из главных целей создания нашего музея является доказательство того, что это — армянские, карабахские ковры. Армяне всегда с уважением относились и относятся к культуре других народов, и им не было нужды присваивать чужую культуру. Мы считали, что нет необходимости всё время говорить об идентичности армянских ковров, ибо оно и так понятно. Однако этим воспользовались наши соседи, они присвоили часть нашей культуры. В частности, зарегистрировали наши национальные ковры в ЮНЕСКО как свою собственность. Всё это вредит в первую очередь азербайджанскому народу — присвоение чужой культуры ни к чему хорошему не приводит, потому что нельзя воспитывать народ на обмане".

Особо интенсивно разграбление культурного наследия Нагорного Карабаха происходило в начале 20 века, когда этот армянский край был включён в состав Азербайджанской ССР помимо воли народа, нелегитимным с точки зрения международного права решением, исходящим из политической конъюнктуры.

Пожилые люди рассказывают, как азербайджанские эмиссары ходили по деревням, предлагали вместо старинных ковров современные изделия фабричного производства. «Старьё» реставрировали и включали в списки «шедевров азербайджанского декоративно-прикладного искусства». Другими словами, Баку проводил политику культурной экспансии, которая была тщательно спланирована на государственном уровне. Вывезли целую культуру. Если русские и европейцы приобретали ковры для обустройства собственного быта, то азербайджанцы — для создания «собственной» культуры ковроделия, фальсификации и муляжа собственной «истории», подтверждения «древности» и «автохтонности» формирующегося народа. Однако надо учесть, что каждый ковёр — это произведение искусства, плод культурных традиций, формировавшихся в течение тысячелетий… Азербайджанцы — молодой народ, который создал свою государственность около 100 лет назад, и, думаю, для него было бы правильнее выждать историческую паузу и выбрать собственный путь культурного развития.

Впрочем, фальшивки азербайджанского культагитпропа часто разоблачаются. Так, издающийся в Лондоне авторитетный специализированный журнал «Хали» (HALI), который ранее никогда не упоминал об армянских коврах, опубликовал материал об «экспонате 17 века, находящемся в Музее ковров города Шуши Нагорно-Карабахской Республики», подчеркнув при этом, что подобные изделия неправомерно относят к азербайджанским.

ИА REGNUM: Находят ли Ваши начинания поддержку у руководства республики?

Власти НКР заботятся о возрождении данного сегмента культуры Арцаха, создавая для этого необходимые условия. Вывоз ковров, представляющих собой культурную ценность, запрещён на государственном уровне. Ковры, имеющие культурную ценность, не продаются ни при каких условиях и ни за какую сумму, потому что смысл, заложенный в них, гораздо ценнее самого ковра.

Сегодня Музей ковров в Шуши посещают туристы со всего мира, открывая для себя подлинную историю данного сегмента армянской культуры.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.02.17
Белый дом: США не позволят никому перехватить первенство в ядерной сфере
NB!
24.02.17
Трамп: Россия размещает крылатые ракеты в нарушение договора 1987 года
NB!
24.02.17
«Ростов» разгромил «Спарту» по сумме двух встреч и вышел в 1/8 финала ЛЕ
NB!
24.02.17
Трамп: США будут расширять свой ядерный арсенал
NB!
23.02.17
«Возможен ли в Сирии «русский мир»?»
NB!
23.02.17
The Independent: «Брексит» – дело русских хакеров
NB!
23.02.17
«Андерлехт» на 90-й минуте вырвал победу у «Зенита» по сумме двух матчей
NB!
23.02.17
Оборона Курильских островов — суверенное дело России
NB!
23.02.17
Пётр Кончаловский
NB!
23.02.17
Разведка США: рак мозга
NB!
23.02.17
Франция: семьянин пойдёт до конца
NB!
23.02.17
В Калининграде дан салют из пушек, штурмовавших Кёнигсберг
NB!
23.02.17
Путин заявил об огромном боевом потенциале ВС России
NB!
23.02.17
Баку обозначил дискурс независимости Нагорного Карабаха
NB!
23.02.17
Севастополь празднует третью годовщину Русской весны
NB!
23.02.17
Как великий актер Алексей Петренко стал «неправильным украинцем»
NB!
23.02.17
Внутренняя аморфность, направленная вовне
NB!
23.02.17
Люди, давайте все перестанем платить Киеву за газ! — обзор энергетики
NB!
23.02.17
Лукашенко на этот раз не поможет: европарламентарии не по зубам Баку
NB!
23.02.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Марина Бойко
NB!
23.02.17
WSJ: Белый дом вряд ли примет во внимание письмо Януковича
NB!
23.02.17
КНДР: За гибель Ким Чон Нама несет ответственность Малайзия