В турецкой Анталье прошёл первый день саммита министров иностранных дел стран — членов НАТО, в ходе которого генеральный секретарь Йенс Столтенберг и главы внешнеполитических ведомств 28 стран альянса обсудили перспективы сотрудничества с Афганистаном. На мероприятии также присутствовали глава текущей афганской миссии НАТО «Решительная поддержка» генерал Джон Кэмпбелл, представители ООН, Евросоюза, Японии и Южной Кореи. Как сообщает пресс-служба НАТО, по итогам переговоров Столтенберг отметил, что стороны договорились о сохранении присутствия в Афганистане, в том числе после окончания нынешней, на данный момент уже второй по счёту, миссии. «Наше дальнейшее присутствие будет проходить под гражданским руководством, — уточнил генеральный секретарь. — Миссия будет обладать небольшим влиянием. Но у неё будет и военная составляющая». В переводе с дипломатического языка фразу «военная составляющая» следует понимать как сохранение военного персонала, отказ от участия в военных действиях, передача данной функции афганским силам. Это означает, что в Афганистане останутся военные базы и советники, останется материальное обеспечение, то есть останется военная инфраструктура. Или другими словами все будет, как и прежде. Америки в регионе меньше не будет, что, однако не снимает интереса США в тех процессах, которые там происходят.

Известно, что Вашингтон не имеет привычки объявлять войну: проведя более 200 военных вмешательств по всему миру, Конгресс США при этом объявлял её только 5 раз! Если говорить об Афганистане, то американцам для вторжения в страну никакой договор не потребовался, нужна лишь оккупационная армия под названием «Международные силы содействия безопасности». Однако загвоздка состоит в следующем: страна устроена так, что войти туда можно, а вот выйти оттуда уже несколько проблематично. С этим ранее уже столкнулись британцы. Здесь ни к чему пересказывать историю британской экспансии, но её сухим остатком является то, что после появления государства Афганистан в его нынешнем виде страна пережила три войны с Великобританией. Результаты этих трех англо-афганских войн опровергают заявления о том, что афганцы всегда побеждали иноземцев. Справедливо, однако, то, что чужеземцам всегда приходилось туго, если оккупация этой страны затягивалась на длительный срок. Британцы в конечном итоге поняли это. На своем горьком опыте они пришли к тому, что интервенции должны быть кратковременными, и предпочтительной тактикой является доминирование во внешней политике, а не колонизация, как в Индии.

Если американцы после 14 лет пребывания в стране даже сделают вид, что выходят оттуда (уместно напомнить, что намеченное на лето 2011 г. начало вывода войск из Афганистана США разом перенесли на 2014 г.), они до конца не уйдут, там останутся их военные базы. Маленькие потери США в Афганистане объясняются очень просто — сама территория страны им не нужна, они рассматривают её как плацдарм для подрывной деятельности и для того, чтобы активно развивать там производство наркотиков. Задача решается руками местных полевых командиров. США договариваются с моджахедами, платят им деньги. Те хоть с трудом воспринимают внешнее давление, но всегда готовы принять финансовую помощь. И потом. В Афганистане были обнаружены крупные запасы железа, меди, кобальта, золота, залежи ряда редкоземельных элементов. По оценкам Пентагона, стоимость открытых полезных ископаемых $1 трлн. Отдавать все это богатство в руки нынешнего афганского руководства, которое может быстро слететь после ухода НАТО «до дому», американцы, конечно, не собираются. Богатыми природными ресурсами Афганистана интересуются и другие игроки, в большей степени Китай. Для США вопрос о ресурсах тоже важен, но думается, не в такой степени, как для Китая. Америка рассматривает Афганистан как плацдарм для контроля в пакистано-индийском и иранском направлениях.

В настоящее время мы становимся свидетелями изменения полярности в системе международных отношений: в глобальном плане «центр тяжести» постепенно смещается с Запада на Восток. Развитие событий в Афганистане после 2014 года в геополитическом смысле представляет для центральноазиатского региона особый интерес. Поэтому для США будет важно сохранить военную инфраструктуру в этом регионе. Следовательно, думать о том, что американцы уйдут из Афганистана, как советская армия при Горбачеве, не стоит. Уйдут США из Афганистана не больше, чем они ушли из Германии и Японии спустя 65 лет после окончания Второй мировой войны: в Германии сегодня базируется контингент более 52 тыс. человек, в Японии — более 35 тыс. человек. И когда японский премьер-министр Юкио Хатояма в 2009 г. поднял вопрос о выводе военной базы США с острова Окинава, очень скоро ему самому пришлось «уйти в отставку». Судя по тому, что говорят американские эксперты, скорее всего США займут такую своеобразную позицию, как в китайской притче — наблюдать с горы за схваткой тигров, то есть наблюдать за тем, как на центральноазиатской площадке работают друг с другом Китай, Индия и Россия. Более того, они в определенной мере будут делегировать и той и другой стороне некоторые сферы деятельности и проблемы, которые здесь можно решать.

Бывший министр обороны Роберт Гейтс сообщил в своих новых мемуарах, что Обама никогда «не верил в собственной стратегию» в Афганистане и «не считает войну своей». "Это большая ложь, большая чем ObamaCare (реформа здравоохранения — ред.), извините, но если вы посылаете стотысячное войско в зону военных действий, то это война «ваша». Выводить войска после стольких жертв (число погибших с начала операции составляет 2175 человек — ред.) «это не просто цинично. Это аморально», — пишет в своей редакционной статье газета The Investors. И это далеко не единичное мнение. Эксперты в области безопасности в США рассматривают полный вывод войск, как смертный приговор афганской национальной армии и силовым структурам, и предупреждают, что вырастет дезертирство, которое и сейчас составляет 20 процентов от призыва. Причем делается вывод, что ситуация аналогична «несправедливой» войне в Ираке. После того, как премьер-министр Нури аль-Малики отказался подписать соглашение о статусе американских сил в Ираке, Обама вывел оттуда контингент, после чего страна погрузилась в неуправляемый хаос. Теперь то же самое будет в Афганистане. Оттуда США, продолжая финансово и организационно поддерживать своих ставленников, будут натравливать оплаченные банды боевиков на страны Средней Азии. Им на подмогу подвезут тех боевиков, которые в Сирии не вполне удачно справляются со своими обязанностями. Дадут им собраться с силами, предоставят полное обеспечение, вооружат и направят на прорыв таджикско-афганской границы. Их цель зловеще проста: «Хаос! Пусть сильнее грянет Хаос!».

В самом же Афганистане всё будет выглядеть следующим образом. США оказывают военную поддержку Кабулу, проводят боевую подготовку инструкторами ЦРУ и силами специального назначения, поставляют оружие, обеспечивают транспортную инфраструктуру для перевозки оружия и наркотиков, покрывают наркопроизводство, освобождают от преследований внутри страны и зарубежом наркодельцов. Взамен Америка получает самофинансирующуюся посредническую силу (proxy), чьими руками они проводят свои военные, политические и экономические интересы в стране и регионе, получают возможность дестабилизировать страну и регион, коррумпировать власть, подрывать силу и сознание общества, лишают нацию воли к сопротивлению, ведут подпольные и карательные операции против несогласных патриотов, ведут «чёрные», то есть совершенно запрещённые секретные операции, при полном отсутствии контроля со стороны конгресса и без необходимости отчитываться перед другими ветвями власти США, и, наконец, возможность вести сбор информации через нарко- и криминальные сети.

Конечно, американцы понимают, что их, с позволения сказать, миссию давно пора сворачивать, однако, не всё так просто. Во-первых, им нужно продемонстрировать, что все свои намеченные с 2001 года планы в Республике Афганистан они в полной мере выполнили. А во-вторых, у американцев, в отличие от советских войск, нет возможности элементарного выхода из Афганистана, перебросив свои основные силы через реку Пяндж. Здесь нужно налаживать сотрудничество с государствами-соседями Афганистана.

Понятно, что нахождение войск Североатлантического альянса в Афганистане, как показывает практика последних четырнадцати лет, уже само по себе является угрозой российской безопасности. Ведь помимо террористической, есть еще угроза наркотическая. Нескончаемый поток афганских опиатов за время пребывания в Афганистане натовского контингента продолжает набирать обороты. И большой процент этих самых опиатов идет практически беспрепятственно на север, то есть в сторону России. Согласно приведенным в докладе данным Управления ООН по наркотикам и связанной с ними преступностью, жители России употребляют в год 70 тонн наркотика, а количество потребителей героина в России достигло 1,6-1,8 млн человек, или 1,3% населения, передает РИА «Новости». «Среди них процент заражения ВИЧ достигает в некоторых регионах 61%», — отмечается в докладе. По данным ФСКН, ежегодно наркотики убивают до 70 тыс. молодых россиян.