Сорван график модернизации старых латвийских поездов за европейские деньги

Пассажирские железнодорожные перевозки в Латвии находятся под серьезной угрозой. Нереализованными остались планы по закупке новых поездов, не выполняются и нынешние планы по ремонту подвижного состава. В этой связи вполне реальны санкции со стороны Евросоюза, на чьи деньги проект реализуется. Более того, эти деньги у Латвии могут потребовать вернуть обратно, заявил в интервью программе «Латвийского Радио-4» «День за днем» эксперт по транспорту Талис Линкайтис.

По его словам, не смогли купить новые поезда, не смогли починить старые: таков сухой остаток многолетней политики правительства Латвии в области железнодорожного транспорта или, точнее сказать — отсутствия такой политики вообще. Для жителей Латвии это может означать постепенную гибель железнодорожных пассажироперевозок в стране, а также возврат впустую растраченных денег ЕС из собственного, налогоплательческого кармана.

По словам Линкайтиса, уже сейчас латвийские пассажиры ездят на «музейных» поездах. Несмотря на романтический флер подобной характеристики, означает это только одно: обветшалые вагоны доживают свой век, а новых, скорее всего, не будет. «Эксплуатировать и ремонтировать нынешние дизельные поезда можно еще довольно долго — эти музейные экспонаты могут существовать еще лет двадцать, но срок их эксплуатации уже завершен. Таким образом, всего у нас остаются шесть составов и девятнадцать вагонов. Останутся главные маршруты с наибольшим пассажиропотоком в рижском районе — юрмальское направление, елгавское. Поезда дальнего следования — в Резекне, Даугавпилс — будут ходить не чаще двух раз в день», — заявил Линкайтис.

Специалист добавил, в Латвии железнодорожные пассажироперевозки убыточны сами по себе, и единственное, что пока помогает поддерживать их существование — транзитное сообщение с Россией и Белоруссией. Анализируя причины, по которым так и не был реализован конкурс на закупку новых поездов, а также большие проблемы с планом по ремонту подвижного состава, Линкайтис признал, что объяснение кроется не каких-то технических или финансовых затруднениях.

«Все дело в нашей упревленческой и политической среде. Проблема предыдущих конкурсов была в том, что предприятие Pasažieru vilciens (»Пассажирский состав") и Министерство сообщения не смогли договориться о том, что именно нам нужно и какой будет общая политика в этом направлении. Проект осваивается на европейские деньги. Если он не выполняется в срок или делается некачественно, то эти деньги, возможно, придется возвращать. И тогда мы вообще остаемся ни с чем", — указал Линкайтис.

Отметим, что проект модернизации латвийских поездов находится на грани срыва, поскольку предприятие DMU vilcieni не выполняет взятые на себя обязательства в установленный срок. В связи с этим под угрозой находится и получение европейского финансирования, предназначенного под реализацию этого проекта. Об этом на минувшей неделе заявило руководство государственной железнодорожной компании Pasažieru vilciens.

Предприятие указывает, что DMU vilcieni, в состав которого входят Рижский вагоностроительный завод, Даугавпилсский локомотиворемонтный завод и завод VRC Zasulauks не укладываются в установленный договором график работ. «Согласно условиям договора, для последующей модернизации было передано шесть составов. Первый из них должен был быть сдан в эксплуатацию уже в феврале этого года. Ориентируясь на этот срок, планировалась деятельность Pasažieru vilciens и освоение еврофондов. Однако сейчас мы уже были вынуждены провести несколько чрезвычайных предприятий, чтобы обеспечить беспрерывный график передвижения пассажирских поездов. Из-за задержки со стороны DMU vilcieni наше предприятие уже понесло дополнительные расходы», — заявил порталу Lsm.lv председатель правления Pasažieru vilciens Андрис Лубанс.

Лубанс отметил, что «санкции за срыв сроков исчисляются сотнями тысяч евро, однако уверенности в том, в какие сроки поезда будут поставлены, нет». Договор стоимостью в 21,98 миллионов евро был заключен 31 января 2014 года. Предполагалось, что большая часть расходов — 13 миллионов евро — будет оплачена за счет финансирования из европейских фондов. Теперь же руководство Pasažieru vilciens признает, что из-за задержки эти средства могут остаться неосвоенными.

Предполагалось, что в ходе работ будет улучшено техническое состояние поездов, снижено потребление энергоресурсов, а, следовательно, — расходы на содержание подвижного состава. После модернизации поезда можно будет использовать на двадцать лет дольше, а в них будет повышен уровень комфорта и безопасности. Средний возраст латвийских пассажирских поездов составляет двадцать пять лет, а их техническое состояние не соответствует современным требованиям.

Что касается общей суммы контракта на закупку новых поездов, то она достигает нескольких сотен миллионов евро, а с последующим обслуживанием — почти 1 миллиард евро. Вместе с тем согласно недавнему заключению экспертов европейской комиссии, ничего, кроме убытков более чем в 100 миллионов евро, данный проект пока Латвии не принес. Отметим, что в соседних Литве и Эстонии аналогичные конкурсы и закупки поездов были успешно реализованы.