Эксперт: У Латвии, возможно, нет железнодорожного будущего
Латвия, 14 мая, 2015, 12:12 — ИА Регнум. Сорван график модернизации старых латвийских поездов за европейские деньги
Пассажирские железнодорожные перевозки в Латвии находятся под серьезной угрозой. Нереализованными остались планы по закупке новых поездов, не выполняются и нынешние планы по ремонту подвижного состава. В этой связи вполне реальны санкции со стороны
По его словам, не смогли купить новые поезда, не смогли починить старые: таков сухой остаток многолетней политики
По словам Линкайтиса, уже сейчас латвийские пассажиры ездят на «музейных» поездах. Несмотря на романтический флер подобной характеристики, означает это только одно: обветшалые вагоны доживают свой век, а новых, скорее всего, не будет. «Эксплуатировать и ремонтировать нынешние дизельные поезда можно еще довольно долго — эти музейные экспонаты могут существовать еще лет двадцать, но срок их эксплуатации уже завершен. Таким образом, всего у нас остаются шесть составов и девятнадцать вагонов. Останутся главные маршруты с наибольшим пассажиропотоком в рижском районе — юрмальское направление, елгавское. Поезда дальнего следования — в Резекне, Даугавпилс — будут ходить не чаще двух раз в день», — заявил Линкайтис.
Специалист добавил, в Латвии железнодорожные пассажироперевозки убыточны сами по себе, и единственное, что пока помогает поддерживать их существование — транзитное сообщение с Россией и Белоруссией. Анализируя причины, по которым так и не был реализован конкурс на закупку новых поездов, а также большие проблемы с планом по ремонту подвижного состава, Линкайтис признал, что объяснение кроется не каких-то технических или финансовых затруднениях.
«Все дело в нашей упревленческой и политической среде. Проблема предыдущих конкурсов была в том, что предприятие Pasažieru vilciens (»Пассажирский состав") и Министерство сообщения не смогли договориться о том, что именно нам нужно и какой будет общая политика в этом направлении. Проект осваивается на европейские деньги. Если он не выполняется в срок или делается некачественно, то эти деньги, возможно, придется возвращать. И тогда мы вообще остаемся ни с чем", — указал Линкайтис.
Отметим, что проект модернизации латвийских поездов находится на грани срыва, поскольку предприятие DMU vilcieni не выполняет взятые на себя обязательства в установленный срок. В связи с этим под угрозой находится и получение европейского финансирования, предназначенного под реализацию этого проекта. Об этом на минувшей неделе заявило руководство государственной железнодорожной компании Pasažieru vilciens.
Предприятие указывает, что DMU vilcieni, в состав которого входят Рижский вагоностроительный завод, Даугавпилсский локомотиворемонтный завод и завод VRC Zasulauks не укладываются в установленный договором график работ. «Согласно условиям договора, для последующей модернизации было передано шесть составов. Первый из них должен был быть сдан в эксплуатацию уже в феврале этого года. Ориентируясь на этот срок, планировалась деятельность Pasažieru vilciens и освоение еврофондов. Однако сейчас мы уже были вынуждены провести несколько чрезвычайных предприятий, чтобы обеспечить беспрерывный график передвижения пассажирских поездов. Из-за задержки со стороны DMU vilcieni наше предприятие уже понесло дополнительные расходы», — заявил порталу Lsm.lv председатель правления Pasažieru vilciens Андрис Лубанс.
Лубанс отметил, что «санкции за срыв сроков исчисляются сотнями тысяч евро, однако уверенности в том, в какие сроки поезда будут поставлены, нет». Договор стоимостью в 21,98 миллионов евро был заключен 31 января 2014 года. Предполагалось, что большая часть расходов — 13 миллионов евро — будет оплачена за счет финансирования из европейских фондов. Теперь же руководство Pasažieru vilciens признает, что из-за задержки эти средства могут остаться неосвоенными.
Предполагалось, что в ходе работ будет улучшено техническое состояние поездов, снижено потребление энергоресурсов, а, следовательно, — расходы на содержание подвижного состава. После модернизации поезда можно будет использовать на двадцать лет дольше, а в них будет повышен уровень комфорта и безопасности. Средний возраст латвийских пассажирских поездов составляет двадцать пять лет, а их техническое состояние не соответствует современным требованиям.
Что касается общей суммы контракта на закупку новых поездов, то она достигает нескольких сотен миллионов евро, а с последующим обслуживанием — почти 1 миллиард евро. Вместе с тем согласно недавнему заключению экспертов европейской комиссии, ничего, кроме убытков более чем в 100 миллионов евро, данный проект пока Латвии не принес. Отметим, что в соседних Литве и Эстонии аналогичные конкурсы и закупки поездов были успешно реализованы.