1. Военный феминизм

Парламент Грузии в ночь на 9 мая выразил вотум доверия обновленному составу правительства Грузии во главе с премьер-министром Ираклием Гарибашвили, а также программе правительства. После июля прошлого года, когда депутаты в последний раз утвердили правительство, его состав изменился, как минимум, на 1/3 (7 министров из 19). Согласно Конституции Грузии, смена 1/3 членов правительства ведет к процедуре вотума доверия со стороны парламента. Голосование в парламенте оказалось своеобразным тестом на прочность неоднородного по составу парламентского большинства, принадлежащего правящей коалиции «Грузинская мечта» (ГМ). «За» проголосовали 87 депутатов, «против» — 38. Противниками вотума доверия стали бывшая правящая партия «Единое Национальное Движение» (ЕНД) и партия «Наша Грузия — Свободные Демократы» (НГСвДП), ранее покинувшая правящую коалицию.

В обновленном правительстве всего три новых министра. Министром обороны назначена председатель парламентского комитета по интеграции с Европой Тинатин Хидашели, министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов возглавил председатель парламентского комитета по аграрным вопросам Гигла Агулашвили. Оба являются видными представителями Республиканской Партии- члена коалиции ГМ. Министром по делам спорта и молодежи стал президент автомобильного холдинга Iberia Business Group Тариэл Хечикашвили.

Уникальность нынешних кадровых перестановок в правительстве состоит в том, что впервые за всю современную историю независимой Грузии военное ведомство возглавила женщина.

А события развивались следующим образом: 29 апреля Гарибашвили уверенно сообщил на пресс-конференции, что в новом правительстве будут сменены только два министра (спорта и охраны окружающей среды). Однако, из правительственных кулуаров стала просачиваться информация о том, что с должностью распрощается и министр обороны. Называлась и фамилия наиболее вероятного преемника. Перед объявлением нового состава правительства экс-премьера Бидзину Иванишвили неожиданно посетил посол США в Грузии. Общественность и дипмиссии в Грузии уже свыклись с тем, что при правлении ГМ судьбоносные решения в стране, в том числе кадровые, не принимаются без участия Иванишвили. Как выяснилось позже, Республиканская Партия потребовала себе дополнительных министерских портфелей (партия представлена в правительстве госминистром по вопросам примирения и гражданского равноправия).

Доподлинно не известно, какие аргументы предъявили республиканцы коалиции ГМ, от которых отказаться было невозможно. Наиболее вероятными называют угрозы покинуть коалицию или же не голосовать за новый состав правительства. Обе причины близки к истине. В случае выхода республиканцев из коалиции ГМ последняя лишилась бы последней в своем составе про-западной партии, нажила бы себе еще одного опасного оппонента и, что самое главное, лишилась бы большинства в парламенте. Без голосов республиканцев поддержка парламентом нового состава правительства стала бы невозможной, и в стране мог разразиться политический кризис со всеми вытекающими последствиями. На фоне тяжелого социально-экономического фона, вызванного, в первую очередь, падением курса национальной валюты — лари, такой сценарий вряд ли устраивал ГМ. Если учесть и фактор внешнего давления, то у ГМ были все основания пойти навстречу предъявленным требованиям.

Министр обороны Миндия Джанелидзе, весьма приближенный к Гарибашвили член правительства, до последнего момента отрицал свою возможную отставку. Однако 30 апреля, в день празднования 24-й годовщины вооруженных сил Грузии, в присутствии президента, самого министра обороны, генералитета и иностранных военных атташе, была распространена информация о том, что действующий министр будет смещен. По свидетельству очевидцев, кандидатура нового министра вызвала явное замешательство и растерянность у грузинских военных.

Так или иначе, 1 мая, Гарибашвили пришлось публично отказаться от своих слов и объявить о смене трех министров вместо заявленных двух. Назначение Хидашели министром обороны выглядит вынужденным шагом и навязанным решением еще и потому, что напряженные отношения между нею и Гарибашвили ни для кого не являются секретом. В 2012 году, в период активной предвыборной кампании ГМ, была опубликована запись телефонного разговора Гарибашвили, который отзывался о Хидашели крайне нецензурными выражениями. Кроме того, у этих политиков серьезные мировоззренческие и ценностные различия, которые неоднократно проявлялись при решении ряда важных вопросов, в том числе о прослушивании телефонных разговоров.

Возможно, этим кадровым решением ГМ послала сигнал Западу, у которого все чаще возникают вопросы по поводу политической ориентации нынешних властей Грузии.

Назначение Хидашели министром обороны позитивно восприняли и на Западе. «Нового министра обороны Грузии хорошо знают в НАТО. Вокруг нее в НАТО сложилось очень позитивное мнение, и на этом фоне мы начинаем работать», — заявил Джеймс Аппатурай, спецпредставитель генсека НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии, подчеркнув значимость изменений в министерстве обороны. Аппатурай дипломатично связал назначение Хидашели с ускорением принятия окончательного решения об открытии в Грузии учебно-тренировочного центра НАТО, сказав что «НАТО и Грузия очень близки к решению вопроса».

Начало министерской деятельности Хидашели совпало с крупными грузино-американскими учениями Noble Partner, которые продлятся с 11 по 25 мая. Официально целью учений является повышение готовности участия грузинских подразделений в будущих операциях Сил быстрого реагирования НАТО. Но кроме военного, учения, скорее всего, имеют и политический подтекст, как бы подчеркивая интерес США и НАТО к Грузии и к региону в целом. Они также служат определенным сигналом для России. Примечательно, что учения такого масштаба впервые проводятся в Грузии. Назначение министром обороны выраженно про-западного политика вписывается в общий дискурс сближения Грузии с альянсом. Однако, в Грузии, похоже, осознают реалии «реал-политик». В новой программе правительства «Для сильной, демократической и единой Грузии», записано, что «Грузия достигла в отношениях с НАТО того этапа, когда ее интеграционные шаги по большей части зависят от политического решения государств-членов альянса.» Этим грузинские власти как бы перебрасывают мяч на натовскую половину поля.

Кроме того, во время утверждения правительства в парламенте премьер-министр Гарибашвили подтвердил, что переговоры с США и Францией о приобретении средств ПВО, начатые еще при прежней власти, продолжаются.

2. Кризис власти или кризис правления

За трехлетний период пребывания у власти ГМ меняет уже второго министра обороны. Хидашели является 17-м министром обороны за 24-летнюю историю существования Вооруженных сил независимой Грузии. Интересно, что за 8-летний период правления ЕНД сменилось семь министров обороны. В 2004 году на посту министра обороны успели побывать аж четыре человека. Столь частая смена министров обороны, каждый из которых почти полностью вычищал ведомство от кадров предшественника, соответствующим образом отразилась на морально-психологическом настрое и уровне боеготовности грузинской армии, и на функционировании ведомства вообще. Хотя министерство из года в год рапортует об успехах, по мнению независимых источников, состояние дел в Вооруженных силах оставляет желать лучшего.

Согласно опросу влиятельного издания «Квирис Палитра» («Палитра Недели»), назначение Хидашели положительно оценивают 25,9%, негативно — 41,8% и затрудняются ответить -32,3%. Распространено мнение, что в силу традиционной грузинской ментальности военные весьма неохотно примут в качестве начальника женщину. А Хидашели известна как весьма жесткий политик и личность. Насколько ее качества, унаследованные от долгой работы в неправительственном секторе, помогут ей на новом посту, покажет время. После назначения Хидашели призвала к сотрудничеству всех бывших министров обороны. Первые же заявления Хидашели в ранге министра обороны четко обозначили, какова будет политика МО и отношения с РФ. После открытия грузино-американских совместных учений 11 Мая, Хидашели заявила что «мы готовимся к миру и именно для этого нам нужна сила в грузинской армии». По словам Хидашели, США, как главный друг и партнер Грузии, готовы в любой форме помочь усилению грузинского государства. На вопрос о возможном раздражении России этими учениями, Хидашели заметила, что Россия раздражена тем, что Грузия вообще существует. «То, на каком языке мы сейчас с вами говорим, уже является достаточным основанием для раздражения России», — заявила министр.

Перестановки в правительстве указывают на усиление влияния про-западного крыла ГМ, что может служить индикатором не только происходящих внутри коалиции процессов, но и прочности власти, включая систему сдерживаний и противовесов. Усиление позиции республиканцев как-то оттеснило в тень саму партию «Грузинская Мечта», у которой, по всей видимости, не оказалось квалифицированного кадрового ресурса для заполнения вакансии в правительстве. Именно недостаток кадров уже в который раз ставит партию в уязвимое положение как в политическом плане, так и в плане восприятия обществом. Создается впечатление, что партия, основанная Бидзиной Иванишвили для того, чтобы удержать большинство в парламенте, вынуждена идти на серьезные и порой неприемлемые политические компромиссы. И назначение сразу двух республиканцев в правительстве является наглядным тому примером. Хотя имеет право на существование и другая версия, что за этим шагом ГМ кроется расчет взвалить на республиканцев непосильную задачу, а потом в случае провала сделать их «козлами отпущения» и ослабить политически.

После этих перестановок возросла и политическая уязвимость Гарибашвили. Отказ от своего первоначального заявления и вынужденное озвучивание спущенной «сверху» директивы о смене министра обороны серьезно подрывают его политический и личностный авторитет как на местном, так и на международном уровне. К Гарибашвили крепко прилип ярлык «ручного премьер-министра», беспрекословно выполняющего указы «патрона» в лице его бывшего шефа Бидзины Иванишвили. Это обстоятельство, соответственно, и станет серьезным препятствием для эффективного выполнения обязанностей главы правительства. Несколько ключевых министров его правительства (напр., министр внутренних дел — бывший начальник охраны Иванишвили, министр экономического развития — бывший топ-менеджер принадлежащего Иванишвили холдинга и т.д.) являются сравнительно независимыми фигурами. Возможно, и этот фактор, вместе с другими, является причиной того, что в правительстве ГМ не отлажен механизм принятия решений. Решения принимаются с оглядкой на неформального реального правителя. Именно засилье неформальных механизмов принятия решений, зачастую подменяющих формальные институты, является источником многих проблем в стране и повышает уязвимость нынешней власти.

Премьер-министр Ираклий Гарибашвили обошел молчанием неординарные обстоятельства, приведшие к необходимости вотума доверия правительству. Неординарность же состоит в официальных причинах отставок трех министров. Пожалуй, трудно отыскать в практике государств случай, когда министр оставляет пост только из-за желания воссоединиться с проживающей за рубежом семьей. Именно по этой причине ушел министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Элгуджа Хокришвили. Отставка же министра обороны Миндии Джанелидзе вообще выглядит курьезной. Прослужив министром всего шесть месяцев, он понижен в ранге и возвращен в должность секретаря Совета по госбезопасности и управлению кризисами при правительстве, откуда Гарибашвили и выдвинул его на пост министра обороны после скандального увольнения тогдашнего министра Ираклия Аласания. Осталось неизвестным, уволили ли Джанелидзе по политическим и конъюнктурным соображениям, или же из-за неэффективной работы. Хотя проколов в работе он допустил немало и, по общему признанию, не пользовался у военных авторитетом.

Чуть раньше подал в отставку 31-летний министр регионального развития и инфраструктуры Давид Шавлиашвили. Мало кто поверил в официальную версию ухода по причине «серьезных проблем со здоровьем», особенно после того, как в министерстве были выявлены факты коррупции. А заместитель министра Нодар Джавахишвили, который и занял министерское кресло, открыто называл в СМИ своего начальника «безуспешным министром».

После этого неискренними выглядели щедрые комплименты, отпущенные Гарибашвили в адрес ушедших министров. Однако с зарубежной аудиторией, похоже, язык другой. В интервью с ANSA Nuova Europa Гарибашвили сказал, что соответствующая должность требует соответствующих кандидатов и что он имеет полное право избавиться от неэффективных министров.

После получения правительством вотума доверия от парламента премьер-министр уже имеет право сменить шесть министров без надобности обращения за вотумом доверия. Если социально-экономическая ситуация в стране не улучшится и не будут решены другие насущные проблемы, вполне вероятно, что в кадровую чистку попадут и министры финансово-экономического блока.