Будни войны за души людей

Уже четверть века власти Латвии бьются над вопросом: можно ли переделать местных русских в нерусских? Если можно, то как? А если нельзя, то куда их девать? После празднования Дня Победы в недоумении всплеснула руками министр культуры Даце Мелбарде: как же так, почему этот «неправильный» праздник отмечают не только пенсионеры, но и русскоязычная молодежь, окончившая школу в независимой Латвии?! Депутат сейма от Нацблока Янис Домбрава в очередной раз помечтал о чудесном исчезновении русских: «Мы жили бы в более безопасной стране, если бы их здесь не было».

Но националисты более умеренного толка все-таки надеются на переделку сознания. Для этого, по их мнению, нужно одолеть Кремль в информационной войне. Предлагаемый инструмент войны — латвийский телеканал на русском языке, который будет разоблачать кремлевскую пропаганду. Идея активно дебатируется, у нее есть свои лоббисты и противники. В СМИ просочились суммы, которые государство планирует потратить на создание телеканала: 3 млн евро — в 2016-м, 5,3 млн евро — в 2017-м, 5,6 млн евро — в 2018 году. Проект из фазы обсуждения перетекает в фазу реализации.

Каковы будут результаты? Мой прогноз: нулевыми или близкими к нулевым. Идея основана на неверной оценке, точнее, на очень поверхностном анализе того, что произошло с русским народом за последний год (условный год, обозначим его рамками: от референдума за присоединение Крыма до 9 мая 2015 г.). Так вот, произошла, как выразилась швейцарская Neue Zürcher Zeitung, патриотическая революция. В которой, да, определенную роль сыграли и российские СМИ. Они обеспечили коммуникацию между властью и народом. Причем коммуникация была двусторонней: СМИ транслировали не только то, что власть хотела от народа, но и то, что народ требовал от власти — особенно в отношении поддержки Донбасса. То есть латвийские воители собираются бороться с передатчиком настроений, но сами-то настроения куда денутся? Испарятся бесследно? Они же не вымышленные, они — подлинные.

Не только в Латвии, в целом на Западе проспали патриотический подъем в России, который не обошел стороной и русских зарубежья. Западные СМИ бомбили публику сообщениями о российских войсках в Донбассе, но по сути проигнорировали важнейший факт — добровольческое движение. Если люди, никогда ранее не воевавшие, порой даже не служившие в армии, бросают более-менее налаженный быт и едут (не за деньги!) сражаться за своих братьев и сестер, и таких людей десятки тысяч — это вернейший признак патриотического подъема.

Упрощенно говоря, создатели нового телеканала рассчитывают, что если они разоблачат какие-то промахи или передергивания в российских СМИ, то русские жители Латвии отвернутся от России. Нет, не отвернутся. Глупо рассчитывать на это.

Вообще, роль СМИ в формировании сознания сильно преувеличена. Я уже не раз писал, что СМИ лишь дошлифовывают, доводят до товарного вида продукт, который производит школа. Атака националистов на русское образование для нас куда более опасна, чем утопические телепрожекты.

Недавно были опубликованы результаты довольно добротного исследования «Идентичность учащихся школ национальных меньшинств и их принадлежность Латвии». Что бросается в глаза: значительная часть старшеклассников русских школ предпочитают называть себя не «русскими», а «латвийскими русскоязычными». Выросла и дистанция по отношению к России: дружелюбие сохраняется, но снизилось восприятие России как духовной родины.

Все это можно списать на обыкновенный конформизм — человек говорит не то, что думает, а то, что от него желают услышать. Но в свете событий на Украине стоит задуматься. Мы видим, что от «украинских русскоязычных» порой исходит даже больше злобы и ненависти по отношению к России, чем от западенцев. В Латвии до такого не дошло и, надеюсь, не дойдет. Но медленное переформатирование сознания русской молодежи происходит. При этом русские не становятся латышами, назойливое навязывание «латышскости» выполняет лишь роль инструмента дерусификации, в результате которой молодой человек превращается в русскоговорящего европеоида. Говоря военным языком, латыши выполняют роль штурмового отряда, который сам обречен погибнуть в борьбе за чужие цели.

Как-то незаметно дошли до третьего чтения в сейме (и значит, почти наверняка будут приняты) поправки к закону об образовании, требующие от школьных педагогов «лояльности к Латвийской Республике и ее конституции». Учителя русских школ особым бунтарством никогда не отличались, но на уроках истории и других гуманитарных предметов все-таки старались избегать антироссийской подачи материала. После принятия поправок это вполне может быть истолковано как нелояльность. Опасаясь протестов, нынешняя правящая коалиция отказалась от плана полной ликвидации русского образования к 2018 году. Но усилила контроль за педагогами.

Мне не очень нравится термин «информационная война», низводящий мировоззренческие конфликты до уровня борьбы технологий. Идет война за души людей. Возвращение Крыма и празднование 70-летия Победы стали крупными успехами России в этой войне. Но методичная, «ползучая» дерусификация продолжается практически во всех сопредельных с Россией государствах. Нельзя забывать об этом.