Покинутая Армения: Одзунский храм спасен благодаря меценату из Москвы

Ереван, 11 мая 2015, 14:38 — REGNUM  Ашот Погосян, автор цикла «Покинутая Армения»

«Покинутая Армения» — цикл материалов ИА REGNUM, в 2010-2011 гг. ставший резонансным как в Армении, так и среди армян далеко за ее пределами. В рамках проекта был опубликован ряд фоторепортажей, обличающих преступное равнодушие современного поколения к сохранению великого наследия армянского народа

В то время, как госучреждения Армении тратят многомиллионные бюджетные средства на закупки коробок марочных коньяков для своих корпоративов, а Католикос Гарегин Второй призывает меценатов жертвовать церкви для строительства очередной резиденции, древние жемчужины архитектуры разрушаются. Как паслись свиньи, так и пасутся возле шедевра мировой архитектуры, истинной королевы руин, Ереруйскской базилики IV века — предмета восхищения итальянских архитекторов и безразличия армянских властей и Армянской апостольской церкви.

Вопреки неоднократным заверениям министра культуры Армении Асмик Погосян, которую именитый фотограф Герман Авакян называет не иначе, как «култур-мултур министром», из года в год только бурно разрастается «последний лес Армении», как о нем иронично пишут в социальных сетях, уютно расположившийся на куполе Санаинского монастыря Х века.

Несколько десятков подобных примеров можно найти, ознакомившись со всеми материалами ряда «Покинутая Армения: гибель памятников церкви, истории и культуры». С начала проекта прошло 5 лет, но надежды на решение поднятой проблемы как тогда, так и в обозримом будущем не предвидится. Как тогда, так и сейчас все делают вид, будто ничего не происходит. И лишь единицам из тех, кто имеет хоть какую-то возможность повлиять на ситуацию, она не дает покоя. Среди этих людей оказался Мовсес Дзаварян, московский армянин, выходец из села Одзун. На вопрос, что подтолкнуло его выделить значительные личные средства на возрождение Одзунской церкви Пресвятой Богородицы VI века, Дзаварян ответил, что, следя за циклом «Покинутая Армения», он сожалел о том, что жители региона или выходцы с этих мест практически не оказывают содействия в деле сохранения этих памятников, хотя финансируют полностью или участвуют в финансировании новых объектов. «В очередной публикации я нахожу информацию о плачевном состоянии Одзунского храма. Понятно, что все мои мысли о „плохих парнях“, не оказывающих помощь, я мог уже применить и к себе. Отсюда возникло желание чем-то посодействовать Одзунской церкви. Более близкое знакомство с проблемой показало, что „чем-то“ не обойтись. Здесь нужна была системная квалифицированная работа, так как состояние святыни было настолько ужасающим, что она могла обрушиться в любое время (такое мнение высказывали специалисты). Для организации реставрационных работ был создан фонд, куда переведены необходимые средства мною и многими моими друзьями, а также незнакомыми людьми, которые таким способом хотели помочь реставрации уникального памятника»,- отметил в беседе с ИА REGNUM Мовсес Дзаварян, выразив сожаление по поводу случаев, когда представители гражданского общества ждут только помощи, а сами берут на себя роль критиков и сторонних наблюдателей. «Иногда бываешь довольным, что они ограничиваются лишь этой ролью, а не вставляют палки в колеса»,- сказал Дзаварян.

Отметим, что в апреле нынешнего года в одном из армянских интернет-изданий появилась публикация, в которой местный иерей выражает мнение, что церковь восстановлена не полностью, хотя в проекте архитектурно-восстановительных работ ничего дополнительного не предусмотрено. В беседе с нами заявление иерея раскритиковал предстоятель Гугаркской епархии ААЦ архиепископ Сепух Чулджян. «Он ничего не понимает в архитектуре, для этого нужно быть специалистом, шумиха полностью бессмысленна»,- ответил святейший, высоко оценив проделанные работы. В то же время Мовсес Дзаварян говорит, что «евроремонтировать» церковь (как это принято в последние годы) он считает крайне ошибочным.

Восстановление Одзунской церкви высоко оценивают также специалисты архитектурного отдела Первопрестольного Эчмиадзина. В беседе с ИА REGNUM директор программ упомянутого отдела Мэри Даниелян отметила, что работы по восстановлению Одзуна выполнены на самом высоком профессиональном уровне, выигравшая тендер строительно-реставрационная компания «ЛевГук» — один из лидеров отрасли. Того же мнения придерживается и министерство культуры Армении.

«В случае наличия одобренного архитектурным советом проекта, если в дальнейшем ААЦ и министерство культуры пожелают осуществить какие-то дополнительные работы, то они смогут организовать вовлечение жителей региона в финансирование либо оказание иного рода содействия. Я считаю это архиважным, так как только такое соучастие делает людей причастными к делу защиты своей истории»,- отмечает Мовсес Дзаварян, добавляя, что у ААЦ и у минкульта нет понимания, что дальше надо реставрировать.

На восстановление Одзунской церкви, оплату авторского и технического надзора и содержание фонда всего потрачено более 310 млн драмов (около $775 тыс.), из которых на реставрацию ушло 271 млн драмов. Для сравнения отметим, что, согласно предоставленной министерством культуры информации, на восстановление памятников архитектуры государственным бюджетом 2014 года на строительно-реставрационные работы потрачено 165 млн драмов, что составляет лишь 60% от суммы, выделенной меценатом Мовсесом Дзаваряном и его друзьями на восстановление лишь одной из сотен ожидающих своего часа церквей — Одзунской церкви Пресвятой Богородицы, под алтарем которой, согласно преданию, захоронена принесенная апостолом Фомой в Армению пелена Иисуса Христа.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.