Пакет законопроектов о третейском разбирательстве внесен в Госдуму

Москва, 8 мая 2015, 10:22 — REGNUM  Правительство РФ намерено снизить нагрузку на государственные суды

Пакет законопроектов, направленных на создание эффективного механизма правового регулирования института арбитража (третейского разбирательства), правительство РФ внесло в Государственную думу РФ, передает корреспондент ИА REGNUM 8 мая. Принятие законов позволит снизить нагрузку на государственные суды и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности и деофшоризации российской экономики, уверены авторы инициативы.

Базовые нормы

Так, законопроект «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» направлен на регулирование процедуры третейского разбирательства, установление требований к третейским судьям (арбитрам), порядок вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда, а также на регулирование процедуры создания постоянно действующих арбитражных учреждений и их деятельности, включая установление минимальных требований к внутренним документам и внутренней организации.

Предлагается введение полноценного института единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража. Такие функции будут выполняться государственными судами в установленных случаях, связанных с формированием состава третейского суда, разрешением вопроса о компетенции третейского суда по рассмотрению конкретного спора, а также по отмене и приведению в исполнение решения третейского суда. При этом, если третейское разбирательство проводится в рамках постоянно действующего третейского суда, стороны вправе договориться об отказе от возможности обращения к органам содействия и контроля по определенным вопросам.

Законопроектом также планируется установить требования в отношении постоянно действующих арбитражных учреждений. Эти требования включают в себя в том числе создание новых арбитражных учреждений только при некоммерческих организациях, установление законом организационных требований к таким арбитражным учреждениям, включая требование об обязательном создании комитетов по назначениям и ежегодной ротации его членов. При этом постоянно действующее арбитражное учреждение вправе действовать при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, разрешения на функционирование постоянно действующего арбитражного учреждения, выдаваемого правительством РФ. Отметим, что единственное исключение из общего правила о необходимости получения разрешения на функционирование постоянно действующего арбитражного учреждения предусмотрено для Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате России.

Законопроектом предлагается урегулировать вопрос об ответственности некоммерческих организаций, при которых создано постоянно действующее арбитражное учреждение, и арбитров. Так, предусматривается ответственность таких некоммерческих организаций за убытки, причиненные сторонам разбирательства вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения постоянно действующими арбитражными учреждениями своих функций по администрированию разбирательства при наличии умысла или грубой неосторожности. Кроме этого, предусматривается иммунитет арбитров от гражданско-правовой ответственности за принятие неправосудного или ошибочного решения, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу.

Предложения, сопутствующие базовому законопроекту

Одновременно правительство вносит законопроект, предусматривающий внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, закон «О международном коммерческом арбитраже», а также в ряд других нормативных правовых актов.

Изменения направлены прежде всего на определение порядка проведения государственными судами функций органов содействия и контроля в отношении арбитража (третейского разбирательства), общего подхода в отношении споров, которые могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (арбитрабельных споров), с одновременным определением закрытого перечня споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (неарбитрабельных споров).

Изменения действующего процессуального законодательства также направлены на устранение некоторых пробелов в правовом регулировании процессуальных вопросов ведения третейского разбирательства, снижающих его эффективность. В частности, предусматривается значительная диспозитивность сторон арбитража в части судебного содействия и контроля за третейским разбирательством, в том числе определение территориальной подсудности дел об оспаривании решений третейских судов и установление окончательного характера третейского решения с точки зрения возможности его отмены. Также вводится запрет на внесение изменений в любые юридически значимые реестры на основании арбитражного решения при отсутствии исполнительного листа, выданного на основании судебного акта компетентного суда.

В связи с невозможностью определения специальных требований к третейским судам, так называемым арбитражам аd hос, создаваемым для разрешения конкретного спора и действующим вне рамок какого-либо постоянно действующего третейского суда, законопроектом предусмотрен ряд ограничений для таких судов: на их рассмотрение не могут быть переданы корпоративные споры, государственные суды не вправе содействовать в получении доказательств по запросам таких третейских судов и, кроме того, никакие организации, не являющиеся постоянно действующими арбитражными учреждениями, не вправе выполнять отдельные функции по администрированию спора, рассматриваемого таким третейским судом.

Для повышения уровня, качества и авторитета института арбитража предусматривается возможность для судей в отставке выступать в качестве арбитров.

«Принятые решения направлены на повышение авторитета третейских судов и устранение существовавших ранее законодательных пробелов», — отмечают авторы поправок.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
25.04.17
Путин присвоил Минтимеру Шаймиеву звание Героя Труда РФ
NB!
25.04.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 25 апреля
NB!
25.04.17
Депутаты Новосибирска требуют от области вернуть 3,5 млрд рублей от НДФЛ
NB!
25.04.17
Выборы президента Франции: чего опасаются российские финансисты
NB!
25.04.17
Венесуэла: число погибших выросло до 26
NB!
25.04.17
МИД Латвии: ситуация в Прибалтике такая же опасная, как и в Корее
NB!
25.04.17
Реализация промышленных товаров в ДНР достигла 35% от довоенного уровня
NB!
25.04.17
«В предвыборный год на Бурятию прольется поток федеральных щедрот»
NB!
25.04.17
Солдат-Победитель с шоколадной обертки напугал эстонских пограничников
NB!
25.04.17
Минтранс обещает не закрывать целиком акваторию Петербурга и других городов
NB!
25.04.17
Пост председателя правительства Астраханской области стал вакантным
NB!
25.04.17
Налог на бездетность в РФ: Бесполезно, дорого и невыгодно
NB!
25.04.17
«Человек без лица»: кому социологи предсказывают пост президента Франции
NB!
25.04.17
«Лая, но не кусая»: Трамп подрывает репутацию США и провоцирует Пхеньян
NB!
25.04.17
Подходы согласованы: цена на водку будет меняться один-два раза в год
NB!
25.04.17
Русский язык становится в Польше вторым по популярности среди иностранных
NB!
25.04.17
Роль отца в семье: опрос
NB!
25.04.17
Обвал на складе в Липецкой области: под завалами могли находиться двое
NB!
25.04.17
«Царь Николай II спаивает караульных офицеров»
NB!
25.04.17
Лидер протеста в Самаре готов Меркушкину «бутылку поставить». Власть молчит
NB!
25.04.17
Кто организовал нападение на базу афганской армии в Мазари-Шарифе?
NB!
25.04.17
По делу о педофилах в детдоме Петербурга задержаны пять человек