Шпилин Владимир Тимофеевич, 90 лет, участник Великой Отечественной войны. Воевал на Степном фронте, Воронежском, затем — на 1-м Украинском

Со дня великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками минуло уже 70 лет. Всю войну Владимир Тимофеевич Шпилин был на передовой — видел людское горе, кровь, изувеченные тела. Но на вопрос, какое воспоминание является самым ярким, ветеран с улыбкой на лице отвечает: «Был смешной случай, здорово мне запомнился. Нас везли в действующую армию, призвали, обучили и туда, на фронт. Встали мы на полустанке. Налетел самолет немецкий — в Воронежской области было дело, начал бомбить. А наш эшелон сопровождал зенитчик — пулемет зенитный. Он самолет сбил, тот упал. И мы побежали смотреть на врага. А немецкий летчик успел прыгнуть, прежде чем машину его искромсало — самолет низко летел. Смотрю, сапог-то у фрица нет, а носки рваные. И вот я с тех пор думаю — раз немцы в рваных носках ходят, значит победим. Это я на фронт приехал только».

Никто тогда не знал, когда кончится война. Люди трудились в тылу, отправлялись в походы, прощались с родными в надежде увидеть их вновь. Шпилина изрядно «помотало»: «Воевал на Степном фронте, Воронежском, потом — первый Украинский», — вспоминает ветеран.

Его, 18-летнего паренька, отправили отбивать Родину у врага. Прошло совсем немного времени, и Владимир Шпилин проявил себя, показал боевой дух, стал командиром отделения в 9-й мотострелковой бригаде на Степном фронте. Затем отправили биться на Курскую дугу. «Там меня ранили, побыл в госпитале какое-то время, — говорит ветеран. — А после лечения снова призвали на фронт. На первый Украинский». Там боец снова получил ранение, но долго отлеживаться не пришлось — только подлечили, снова отправился в бой. «Возглавил отделение автоматчиков 72-го танкового полка, — рассказывает Шпилин. — Ну а после Дня Победы служил в центральной группе советских войск в Австрии».

«До 47 года я служил в армии, — говорит ветеран. — После войны отправился с юга сюда, на север — строить город Ковдор. Вся моя жизнь с ним связана, 57 лет живу в Мурманской области, что приехал сюда — не пожалел. Я уже северный человек».

Знакомые Владимира Тимофеевича говорят, что ему мало кто «дает» сегодня 90 — скорее 60, 70 лет, но не больше. На вопрос, в чем секрет долголетия ветеран, улыбаясь, отвечает: «В движении и, конечно, желании жить полноценной жизнью».