Французские власти вряд ли пойдут на затопление «Мистралей», предназначенных для России, и наиболее вероятным сценарием развития событий является возврат денежных средств и последующая утилизация кораблей. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 6 мая заявил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

«Сценарий с затоплением „Мистралей“, предназначенных для России, маловероятен. Информацию, опубликованную французской газетой Le Figaro, уже прокомментировало Министерство обороны Франции, сказав, что такой сценарий станет буквально „плевком в лицо“ национальному судостроению. Однако же, вместе с этим возникает целый спектр проблем. Во-первых, каким образом топить „Мистрали“ до возвращения денежных средств, не совсем понятно: если деньги будут возвращены, то где произвести затопление? Есть очень жёсткие экологические требования, есть крайне жёсткие требования по мореходству, и в фарватерах вертолётоносцы затопить в принципе нельзя. С этой точки зрения затопление „Мистралей“ станет серьёзным ударом по судостроению в целом, и оно может привести к серьёзным экологическим искам в отношении правительства Франции», — сказал Абзалов.

По его словам, затопление «Мистралей» будет сложно произвести по причине контрактных соглашений: «Второй момент: оборудование на „Мистралях“ представлено Россией, и это является гарантом технологической защиты. Проще говоря, есть, например, Китай, который с удовольствием исследует затонувшие объекты и использует их, а значительная часть оборудования „Мистралей“ заточена под российские цели, и, согласно договору, это оборудование не должно попасть в третьи руки, а каким образом обеспечить их скрытность в случае затопления — не совсем понятно. Возможно, его нужно будет демонтировать, но, в таком случае, где его хранить и как передавать России? А если оно будет находиться внутри, то как его нужно будет охранять? То есть, возникает целый ряд вопросов».

Абзалов сомневается, что в случае потопления «Мистралей» партнёры Франции будут по-прежнему ей доверять: «Потенциальные покупатели продукции французского судостроения, конечно же, изменят своё отношение к Франции ввиду того, что объект, на котором расположено оборудование страны-заказчика, может быть незащищён от доступа потенциальных противников. Я думаю, что сообщение о намерении затопить „Мистрали“ — это информационное давление с целью определения по судьбе вертолётоносцев: дело в том, что сама схема производства вертолётоносцев построена таким образом, что продать их третьей стороне, разговоры о чём курсируют в последние четыре месяца, крайне сложно. „Мистрали“ оптимизированы под российский стандарт, соответственно, вариант с их продажей странам НАТО отпадает. Точнее, этот вариант может присутствовать, но для них придётся полностью перестраивать оборудование, что является дорогостоящим удовольствием».

Политолог сомневается в том, что в покупке вертолётоносцев заинтересована какая-то третья сторона: «Наконец, на данном этапе вертолётоносцы третьей стране не нужны — по крайней мере, ключевым потенциальным покупателям. В ближайшее время активного переговорного конфликта не намечается, и в сложной экономической ситуации средства стран вкладываются в другие виды вооружений — прежде всего, это авиация и сухопутный сектор. Поэтому ожидать, что на данном этапе какая-то страна может выкупить корабль и полностью его переоборудовать за высокую стоимость, достаточно сложно. Напомню, что Франция уже вела переговоры и с Бразилией, и с Канадой, и с руководством НАТО, но никаких конкретных решений принято не было. Наконец, покупка корабля усложнит отношения с основным покупателем — с Россией».

При этом Абзалов полагает, что ситуация разрешится возвратом денежных средств российской стороне и последующей утилизацией кораблей: «Наиболее реальным разрешением проблемы „Мистралей“ является возврат денежных средств. Как уже было заявлено, это 800 миллионов, уже оплаченных Россией, плюс 300-400 миллионов дополнительных издержек. При этом сами корабли будут, скорее всего, утилизированы — либо частично, либо полностью, что менее вероятно. Второй сценарий — занятие „Мистралей“ на верфях, но это занятие мест плюс дополнительные средства, которые придётся брать из французского государственного бюджета для содержания вертолётоносцев. Утилизация — это наиболее вероятный сценарий».

Напомним, ранее газета Le Figaro сообщила, что французские власти не исключают уничтожения двух вертолётоносцев «Мистраль», предназначенных для продажи России. По словам журналистов, корабли будут либо демонтированы и утилизированы, либо затоплены в открытом море.