Галина Ивановна Сидорова попала на фронт в 1942 году в составе 232-й стрелковой дивизии, вытаскивала раненых с передовой в Воронежской области

Галина Ивановна Сидорова с супругом

«Как сейчас помню то воскресенье 1941 года. Я тогда жила в Ойрот-Туре (теперь Горно-Алтайск — прим. ИА REGNUM). Прохожие гуляли по городу, и вдруг по радио объявили, что началась война. Все тогда остановились как вкопанные», — так начала свой рассказ о войне 94-летняя Галина Сидорова, жительница Горно-Алтайска.

«Я работала в детском саду, когда в военкомате открылась школа, я пошла туда учиться. Призвана в 1942 году. Наша 232-я дивизия формировалась в Бийске. Вскоре нас повезли на фронт. Мы доехали до Казани и остановились. Находились там около месяца, учились, заряжали и разряжали пистолеты. Да всему, в общем, учились. Когда подошло время, нас посадили на поезд и повезли в Воронежскую область. Там мы приняли первые бои в 1942 году. Село Губарёво», — с болью в голосе вспонинает ветеран.

С июля 1942 по январь 1943 года село было оккупировано немецко-фашистскими войсками. «В Губарёво на поле боя мы вытаскивали по 20 человек раненых. Бои были очень страшные. В этом селе в одном из подвалов прятались от немцев дети. С ними была женщина. Немцы нашли этот подвал и забросали гранатами. Много горя мы приняли на войне», — рассказывает Галина Ивановна. Она была санинспектором, выносила раненых. Приходилось ползать и по грязи, и по воде, и по снегу.

Не раз девчата-санинспекторы вместе с солдатами находились на волоске от гибели. «Сидели мы однажды в окопе, кушали. Были у нас сухари, консервы и вода, больше ничего. Поели и начали ждать приказа. Но не успели дождаться, смотрим, танки идут. Откуда — мы не знали. А на них то ли красные флаги, то ли тряпки. Мы было уже подумали, что наши танки, а когда они нас прошли и повернулись, мы увидели немецкие номера. Командир тогда сказал: „Девочки, как-нибудь может быть выйдем отсюда“. Мы пошли, танк за нами едет. Из люка вылез командир и по-немецки нам: „Вперед-вперед“. Так мы и шли, а танк за нами. Потом на пути нам попалась траншея, мы упали в нее. А немец уже в танке сидел, не видел. Но впереди-то из другого танка враги увидели, что людей нет. Танк заехал в окоп и начал кружиться, чтоб землей нас засыпать. Но мы успели убежать, с нами был командир», — вспоминает Галина Сидорова.

В феврале 1943 года Галина Ивановна была ранена в ногу. Она рассказывает, что пуля пролетела насквозь, но крови было на удивление немного. Раненая долго лежала на снегу. Это произошло в селе Мирополье Сумской области Украины. В госпитале Галина Ивановна провела 4 месяца, выписавшись в мае 1943 года уже в Тамбове. До сих пор она вспоминает лежавших с ней в госпитале партизанок, лишившихся кто рук, кто ног.

«В 1944-45 годах я работала санитаркой и поваром в составе 515-го автобата. Когда мы узнали про победу, мы были уже практически под Германией, название города уже не помню. О том, что кончилась война, откуда-то узнали наши офицеры и сообщили нам. Уж как мы были рады: прыгали, обнимались, целовались, стреляли в воздух, плакали. Не описать словами тех наших переживаний. Нет таких слов. В родное село я попала лишь в сентябре 1945 года. И тут же, прознав, что я приехала, в дом хлынули люди, все они испрашивали про своих отцов, братьев, сыновей, видела ли я их. А я не могла им ничего сказать. В Ойрот-Туру я вновь попала уже в 1946 году. С тех пор так и живу в городе», — рассказывает ветеран.

Галина Ивановна призналась, что совсем не может смотреть фильмы про войну: «Там девушки такие красивые, кто-то в юбках, кудри у них. А нас ведь в армии, всех девчат, обстригли, только челки оставили. В бане за почти год моего нахождения на передовой удалось побывать дважды. А скольких вшей мы перекормили, и не сосчитать. Бывало, бой кончится, мы сядем где-нибудь в лесу, или в высокой траве, найдем камушек и бьем им рубцы от вшей, чтобы хоть ненадолго зуд успокоить».

Не любит Галина Ивановна вспоминать те годы, но также сильно расстраивается, когда у нее спрашивают про современные события на Украине: «Мы бок о бок с ними всю войну прошли, жили всегда мирно, дружно, как одна семья. А сейчас что происходит? Что им такого наговорили? Даже думать не хочу об этом…».

С теплотой Галина Ивановна вспоминает своего, ныне уже покойного, супруга: «С моим будущим мужем мы познакомились уже после войны. Он был замечательным человеком, мирно и ладно прожили мы с ним 60 лет, поженились в 1948 году. В 2006 году он умер, а я вот все живу. Видно солдаты погибшие свое здоровье мне отдали… А с мужем мы никогда про войну не вспоминали, никогда про нее не разговаривали».

Справка ИА REGNUM: Галина Ивановна Сидорова родилась в 1921 году в селе Хуторки Грязнухинского района Алтайского края. Призвана в 1942 году, демобилизована в сентябре 1945 года. Воевала на Воронежском фронте, санинструктор, ранена, инвалид второй группы. Награждена Орденом Отечественной войны I степени, медалями Жукова, «За Победу над Германией», «За боевые заслуги», многими юбилейными медалями, является ветераном труда. 16 апреля 2015 года Галине Ивановне исполнилось 94 года.