Бои за историю: недетские игры на школьном дворе

Елена Сенявская, 5 мая 2015, 22:58 — REGNUM  

Когда на «либеральном», «демократичном», «культурном» и «цивилизованном» Западе в очередной раз поливают грязью нашу страну, нашу историю, с остервенением внушая нам комплекс исторической неполноценности, мы виновато оправдываемся, слабо возражаем и пытаемся вежливо объяснить обличителям, что они не правы и всё было совсем не так. Мы пытаемся вести с ними «цивилизованный диалог», «академическую дискуссию» и очень удивляемся, что нас не слушают, не слышат, не хотят понять очевидного, называют «белое» — «черным», «черное» — «белым», и требуют того же от нас. Мы стараемся быть терпеливыми, не огрызаться, не грубить в ответ на откровенное хамство, ведь нас учили «толерантности» и «политкорректности», четверть века учили. Но почему-то эти принципы «цивилизованного общества» срабатывают только в одну сторону: мы обязаны быть вежливы, любезны, почтительны и даже подобострастны, а с нами всегда будут обращаться как с «недочеловеками». Впрочем, нет, не всегда. Лишь до тех пор, пока мы позволяем так с собой обращаться.

Четверть века нам внушали комплекс вины — за всё то, чем гордились поколения наших предков, за всё то, чем гордится любой народ (и почему-то ни перед кем не кается). Четверть века у нас выбивали опору национального самосознания, очерняя один за другим героические символы нашей истории. Четверть века нам растолковывали, что быть патриотом — непрактично, немодно, невыгодно, неприлично в конце концов, что лишь ругая свою страну, можно стать «успешным», «эффективным» и «креативным», ну или хотя бы удостоиться «чести» попасть в услужение к тому, кто считает себя таковым.

Четверть века нашим детям твердили в школе, что в СССР всё было плохо, черно и кроваво, сокращая при этом программу по истории, урезая часы, отведенные на этот предмет. И водили на экскурсии в разного рода «музеи толерантности», а небезызвестное Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», получающее финансирование из-за рубежа и признанное судом иностранным агентом, с 1999 г. проводило (и продолжает проводить) среди школьников конкурсы «Человек в истории. Россия — XX век», а среди педагогов — «учительские семинары и конференции», на которых разъясняется, как и чему именно следует учить наших детей, распространяются изданные «Мемориалом» «методические и информационные материалы», создаются «группы активистов из числа педагогов, распространяющих предложенную „Мемориалом“ методику исторических исследований».

Это общество свободно организует в учебных заведениях (школах, детских домах) выставки, выездные экскурсии («по местам раскулачивания и ссылок»), «благотворительно передает просветительские материалы», проводит «дискуссии и другие просветительские мероприятия», индивидуальные консультации для педагогов и старшеклассников. Тематическая направленность этой деятельности известна. Достаточно вспомнить конкурс для учителей — проведение и видеозапись открытых уроков по теме «Политические репрессии и сопротивление несвободе в СССР», организованный Музеем Сахарова при активном содействии «Мемориала», отделения которого «привлекали к работе» (участию в конкурсе) педагогов из разных регионов страны.

Вот и на днях, 29 апреля 2015 г., в Московском театре юного зрителя состоится награждение победителей очередного, XVI ежегодного всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия — ХХ век». В фойе ТЮЗа перед началом церемонии вручения наград детям и «лучшим учителям-наставникам конкурсантов» откроется выставка «Память о терроре: Сохранить как», на котором победители школьного конкурса представят свои проекты памятников жертвам политических репрессий.

За шестнадцать лет в ежегодном конкурсе «Мемориала» приняло участие около 40 тысяч российских школьников. Но почему-то до сих пор ни один депутат Санкт-Петербургского Заксобрания не возмутился и не поднял вопрос о том, что «Мемориал» занимается в школах политической пропагандой.

Между тем, обратившись к тематике XVI школьного конкурса, находим немало интересного. Так, в перечне проблем на первом месте стоит «Цена победы» (именно так, с маленькой буквы, что особенно показательно для конкурса, итоги которого подведены в канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне), а на третьем — «Человек и власть», в пояснении к которой сказано: «Как взаимодействуют личность, общество и государство? Что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство? Молодые исследователи не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу». При такой постановке вопроса в героях школьных сочинений может оказаться кто угодно — от генерала Власова до Михаила Ходорковского и «Pussy Riot». А учитывая, что «по данным прокуратуры, средства из-за рубежа „Мемориал“ использует на пропаганду несовершенства политики, проводимой органами власти РФ, проще говоря, дискредитирует власть», школьный конкурс становится вполне политическим делом.

Интересен и список тех, кто оказал мероприятию щедрую финансовую поддержку, приведенный на официальном сайте конкурса: Генеральный партнёр конкурса: Фонд Михаила Прохорова (РФ). Партнёры конкурса: Фонд Кёрбера (ФРГ), Фонд «Память, ответственность и будущее» (ФРГ), Фонд имени Генриха Бёлля (ФРГ), Филиал «Фонда Фридриха Науманна за свободу» (ФРГ) в Российской Федерации. Конкурс поддержали: Правительство Москвы, Фонд Егора Гайдара, Исследовательский центр «Жизнь и судьба» (Италия), Книжная серия «История глазами Крокодила. ХХ век», Агентство «ФотоСоюз», радиостанция «Серебряный дождь», Московский музей современного искусства, Новая газета, Газета. Ru, радиостанция «Эхо Москвы», журнал «Дилетант», издательство «Пешком в историю», Московский театр юного зрителя, Сеть отелей Maxima Hotels.

И вот на фоне этого помпезного и достаточно затратного события (ибо проезд и проживание в столице 40 победителей-старшеклассников вместе с учителями-наставниками из 25 регионов страны оплачивает принимающая сторона), почему-то оставшегося незамеченным, разгорается громкий медийный скандал вокруг школьной стенгазеты «Шаги истории», издаваемой и распространяемой организацией «РВС» («Родительское Всероссийское Сопротивление») при поддержке Общества «Знание» России, которое справедливо сочло этот проект, информирующий школьников о памятных датах и событиях отечественной истории, социально значимым и направленным на сохранение и популяризацию исторического и культурного наследия России.

Стенгазета «Шаги истории» представляет собой календарь с комментариями, который призван информировать школьников о ключевых событиях в истории их страны. Авторы проекта исходили из необходимости патриотического подхода, основанного на гордости за свою историю, сохраняя при этом объективность в подаче материала.

Хорошо иллюстрированное наглядное пособие, одинаково полезное и для школьников, и для учителей, по отзывам педагогических коллективов, отличает «яркость, красочность и эстетичность оформления», «многообразие рубрик (ежедневные исторические события, высказывания великих людей, рубрики о Великой Отечественной войне, о научных открытиях)», что является «подспорьем в учебно-воспитательном процессе», «способствует развитию интереса к истории Отечества», «формированию гражданской позиции детей и подростков». С особым удовлетворением учителя отмечают: «Очень хорошо, что у школьников формируется положительное видение истории своего Отечества, ведь нам небезразлично, с чем войдет сегодняшнее поколение школьников во взрослую жизнь — с любовью и интересом к своей истории или с презрением и ненавистью».

Не случайно сам факт появления такой газеты в образовательных учреждениях был воспринят как посягательство на «либеральную» трактовку российской истории, четверть века внедрявшуюся в умы наших соотечественников. Вслед за чем последовала травля школьной стенгазеты в духе и стиле «охоты на ведьм», столь свойственной нашим «борцам с наследием тоталитарного прошлого». Начало было положено депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от партии «Яблоко» Борисом Вишневским и Александром Кобринским, которые как истинные радетели за демократию обратились к вице-губернатору с требованием не только изъять все экземпляры «Шагов истории» из школы, но и «принять меры по недопущению подобной политической пропаганды» во всех школах Санкт-Петербурга, а также «привлечь виновных к ответственности». Разумеется, деятельность в школах общества «Мемориал» господ депутатов не смущает и «политической пропаганды» они в ней не усматривают.

Может, и не стоило бы обращать внимание на телодвижения двух деятелей, представляющих партию, политический вес которой в электоральном измерении, мягко говоря, невелик (ну, не преодолела она 5% барьер, хоть ты тресни!). Однако настораживает то единодушное рвение, с которым к этой травле подключились либеральные СМИ, словно получившие команду «Фас!». И пущенная ими в ход «тяжелая артиллерия» — серьезная медийная фигура Николай Сванидзе. Это на школьную-то газету!.. То ли Николай Карлович решил свести счеты со своим давним оппонентом Сергеем Кургиняном, нанесшим ему сокрушительное поражение в телепроектах «Суд времени» и «Исторический процесс» (учредителем «РВС» является возглавляемое С.Кургиняном движение «Суть времени», эти организации — союзники и соратники по многим принципиальным вопросам), то ли всё намного серьёзнее, и хорошо спланированной атаке подвергается любая попытка противостоять монополии «либералов» на трактовку истории. В таком случае речь можно вести о полномасштабной идеологической войне, объявленной не только отдельным патриотическим организациям, отстаивающим право народа на объективную историю, но и государству в целом.

И государство эту угрозу осознает.

27 апреля 2015 г. в ходе встречи с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ в Санкт-Петербурге президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости активно противостоять попыткам фальсификации истории. «Мы уже не раз сталкивались с избирательным подходом к истории в угоду политической конъюнктуре. Но сейчас эти процессы приняли форму настоящей агрессивной кампании. Особую тревогу вызывают попытки исказить значение Победы, выдать чёрное за белое, из освободителей сделать оккупантов, а из нацистских пособников — борцов за свободу… Мы несём общую ответственность за то, чтобы люди знали правду о войне, чтили подлинных героев», — подчеркнул он.

Газета «Шаги истории» рассказывает школьникам о подлинных героях нашей страны. И это — самое главное.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.