В религиозной сфере на Святую землю могут вернуться реалии XIX века

В итальянском городе Бари прошла международная конференция на тему «Христиане на Ближнем Востоке: что дальше?» под председательством префекта Конгрегации по делам восточных церквей кардинала Леонардо Сандри. Участие в ее работе приняли помимо католических и православных епископов также дипломаты из Великобритании, Греции, Кипра, России и США. Францию представил советник министра иностранных дел по религиозным вопросам Жан-Кристоф Посель, Италию — министр иностранных дел Джентилони, а Ватикан — секретарь по отношениям с государствами кардинал Пол Галлахер. По словам Сандри, сейчас мы наблюдаем «реальный» демонтаж светского сосуществования христианских, исламских и еврейской общин, что характеризовало Ближний Восток. И либо этот процесс будет остановлен и развернут вспять, либо вероятен такой неблагоприятный вариант развития событий как «реорганизация государств на конфессиональной основе». Интересно, что в контекст улучшения положения христиан в регионе кардинал поставил палестино-израильский конфликт. Как отметил Сандри, «вы не можете говорить о стабильности на Ближнем Востоке», выведя за скобки споры между израильтянами и палестинцами, кроме того, «не должно быть никаких сомнений в необходимости защиты всех государств, включая Израиль… Если мы не будем двигаться в этом направлении, без сомнений, „Исламское государство“ будет расти, получая оружие и средства от различных заинтересованных сил». Это первое. Второе, на что обратил внимание монсеньор, касалось Ливана, где его лидеры, в том числе христиане, до сих пор не могут найти консенсус по кандидатуре нового президента, чья вакансия отдана представителям маронитской христианской общине.

Накануне открытия конференции в Европу с визитом отправился патриарх Маронитской католической церкви Бешар Бутрос Раи. Пунктом назначения он выбрал Париж. Президент Франции Франсуа Олланд принял гостя в Елисейском дворце, их беседа длилась 45 минут, но по итогам пресс-служба главы государства дала лишь краткое сообщение, что разговор шел о «восточных христианах, делу защиты которых президент подтвердил свою твердую приверженность, он также выразил решимость продолжать оказывать помощь Ливану с беженцами и конфликтом в Сирии и приветствовал создание во Франции новой маронитской епархии, что ознаменовало историческую глубину связей, соединяющих Париж и Бейрут на церковном уровне». Переговоры президента и католического патриарха прошли на фоне серьезного осложнения отношений между Францией и Святым престолом. В конце января прошлого года по пути в Турцию Олланд наведался в Ватикан, где его с «ледяной улыбкой» принял папа Римский Франциск. Как заявил президент, он «выразил надежду, что Святой престол сможет принять сирийскую демократическую коалицию» и «напомнил о приверженности Франции в деле защиты святых мест», намекнув, что готов публично отстаивать права восточных христиан везде, где только можно, в том числе в Турции. Правда, на понтифика это впечатления не произвело. Тем более что в то же самое время в Париже прошли антиправительственные митинги, названные «Днем гнева». Демонстранты несли лозунги «Нет однополым бракам», «Дальше от ЕС, Франция является суверенной страной», причем, накануне в Ватикан на имя папы поступила петиция от французских католиков, которую подписало более 100 тысяч человек, недовольных Олландом.

А сейчас Святой престол воспринял как вызов настойчивое желание президента видеть в качестве посла при Ватикане открытого гомосексуалиста и сторонника однополых браков Лорана Стефанини. «Олланд, по всей видимости, никогда не уделял католицизму особого внимания, — заметил в интервью Atlantico французский эксперт по католицизму Кристоф Дикес, назвав „упрямство“ президента политической ошибкой. По словам Дикеса, „если у Франции нет посла при Святом престоле, она лишается важной карты в дипломатической игре и важного источника сведений. Франции нужно дипломатическое содействие Ватикана по множеству вопросов, от экологии до конфликтов по всему миру. Последний посол Брюно Жубер может послужить тому показательным примером: если в Ватикане ценят посла, тот может получить ценные сведения дипломатического и гуманитарного плана. Как известно, дипломатические службы Святого престола относятся к числу наиболее информированных. Лишаться такого источника нельзя. Наконец, Франции, как и многим западным державам, сегодня приходится иметь дело с войной на Ближнем Востоке и исламистской угрозой. Сейчас время не для разногласий, а объединения духовных и политических сил против варварства исламистов“. С этих позиций приглашение в Елисейский дворец патриарха Маронитской церкви можно рассматривать двояко: как примирительный жест в адрес христиан (ирония тут, правда, в том, что, поддерживая чужих католиков за границей, в своей стране президентская администрация их давит) и как желание усилить религиозный фактор во внешней политике Франции.

В свою очередь французская католическая газета La Croix назвала визит патриарха „политическим“, совершенным с целью „найти поддержку для христиан на Ближнем Востоке“. Ранее маронитский иерарх вел „ожесточенную“ полемику с Парижем. Во время пребывания во Франции в 2011 году он публично поддержал сирийского президента Башара Асада, назвав его „щитом“ против роста исламизма и защитником религиозных меньшинств. Эта откровенность Раи вызвала тогда „ярость министерства иностранных дел, поскольку Париж активно поддерживал оппозиционеров“. Однако возникновение „Исламского государства“ и 300 тысяч погибших за время конфликта сирийцев внесли свои изменения, хотя Франция по-прежнему отказывается иметь дело с режимом в Дамаске», отмечает издание. При этом, по данным информагентства Папского института заграничных миссий AsiaNews, согласование позиций между Олландом и Раи началось еще в Армении, где оба лидера принимали участие в траурных мероприятиях по случаю 100-летия со дня Геноцида армян, а «патриарх высоко оценил выступление президента в Ереване». Иные сведения не сообщаются. Но интересно, что во время своего нынешнего визита во Францию глава Маронитской католической церкви, выступая 25 апреля в ЮНЕСКО, назвал, как и несколькими днями позже кардинал Сандри, «мир между Израилем и Палестиной» предпосылкой сохранения христианского присутствия на Ближнем Востоке. Это порождает вопросы. Раньше защиту христиан многие ватиканские сановники и ближневосточные иерархи связывали с поддержкой национальных правительств в Ираке и Сирии в их борьбе с «Исламским государством» и прочими исламистскими движениями. С тогда чем связан перенос акцента на Израиль и Палестину? Не является ли это признаком того, что на изральско-палестинский переговорный процесс внешние силы начнут оказывать новое усиленное давление под предлогом обеспечения присутствия христиан? Если да, то в регион могут вернуться геополитические реалии XIX века, когда слабеющая Османская империя не могла серьезно противодействовать чужим религиозным проектам — на Святой земле Франция отстаивала интересы католиков и униатов, Великобритания работала с протестантами и пыталась (безуспешно) крестить евреев, а Россия робко и с оглядкой на греческую иерархию Иерусалимского патриархата старалась помочь православным арабам. Однако тогда на Святой земле не было еврейского государства, сейчас же — есть. И Израиль еще не сказал своего слова.