Свободный порт Владивостока покажет весь ужас российской бюрократии

Владивосток, 30 апреля 2015, 05:33 — REGNUM  Законопроект уже внесен на рассмотрение в правительство РФ

Пакет законопроектов, регламентирующий присвоение Владивостоку статус Свободного порта, внесен министерством по развитию Дальнего Востока на рассмотрение в правительство РФ. Эксперт в области мировой практики порто-франко, профессор кафедры гуманитарных дисциплин владивостокского филиала Российской таможенной академии Наталья Беляева, уверена, что Свободный порт Владивостока станет нетрадиционным способом выхода из экономического кризиса России. Вместе с тем преподаватель истории считает, что бюрократическая машина может помешать порто-франко развиваться в правильном русле, об этом профессор заявила в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM.

Напомним, что в конце 2014 года президент РФ Владимир Путин в рамках ежегодного послания Федеральному Собранию поручил предоставить Владивостоку статус свободного порта. Предполагается, что административный центр Приморья станет порто-франко на 70 лет.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Минвостокразвития, пакет законопроектов, регламентирующий присвоение Владивостоку статуса Свободного порта уже внесен на рассмотрение в правительство РФ. Помимо утверждения самого закона «О Свободном порте Владивостока» планируется внести изменения в Налоговый кодекс и ряд других законодательных актов. В границы порто-франко в Приморье войдут сразу 13 муниципальн6ых образований. Резиденты новой экономической зоны, которыми смогут стать не только порты, но и аэропорт, предприятия и компании, работающие в туристической отрасли, смогут платить единый налог, что существенно упростит ведение бухгалтерских и налоговых операций. Управлением Свободным портом займется наблюдательный совет, обладающий широкими полномочиями, что позволит снять межведомственные противоречия и ускорить процесс принятия решений.

По мнению профессора Натальи Беляевой, нынешний законопроект не имеет ничего общего с былым порто-франко. Тогда, почти сразу после основания Владивостока, в 1862 году, статус свободной гавани был необходим, в первую очередь, для создания благоприятных условий жизни населения: насыщения территории продуктами и различными товарами. В настоящее же время введение соответствующего режима стимулирует развитие всего Дальнего Востока.

«Современная идея Свободного порта нова и, может, как раз в условиях кризиса следует находить нетрадиционные способы выхода из него. Я не думаю, что в нынешней ситуации нужно все проекты свернуть и максимально выживать. В конце концов, как вы знаете, когда совсем все плохо, в организме человека включаются резервные механизмы. У государства никогда не было средств на развитие Дальнего Востока, не обольщайтесь. Когда порто-франко вводили после отмены крепостного права, Россия находилась на ужасном уровне развития, но механизм все же запустили. Свободный порт, мне кажется, — система, которая способна к саморазвитию. Легко создавать, когда море денег. Но при этом появляется и море соблазна, куча злоупотреблений. А здесь мы будем считать каждый рубль и не тратить средства зря», — заявила Наталья Беляева.

В видении Натальи Беляевой, под вопросом в настоящее время остаются несколько моментов, связанных непосредственно с реализацией закона о свободной гавани. В первую очередь, эксперт не представляет, каким образом будет организован механизм управления данной зоной, учитывая существование в России «жестких костных структур управления». Во-вторых, профессор не видит, как режим свободной торговли облегчит жизнь населения Приморского края. И, наконец, третьим камнем преткновения, может стать бюрократическая система.

«Главное, чтобы исполнение закона не натолкнулось на нашу традиционную бюрократическую систему, которая живет сама по себе. Может, конечно, этот закон покажет весь ее ужас. Эту систему уже нельзя разрушить, ее можно лишь демонтировать. В России вообще ничего нельзя разрушать, наразрушались уже», — подытожила Наталья Беляева.

Проекты законов, регламентирующих введение во Владивостоке режима Свободного порта, уже прошли необходимые согласования в федеральных органах исполнительной власти, а также стадию широкого общественного обсуждения в формате круглых столов, бизнес-клубов и открытых совещаний. В законопроекты внесены поправки с учетом пожеланий представителей краевой и муниципальной власти, бизнеса Приморья.

Между тем, в столице Приморья уже сейчас не хватает высококвалифицированных специалистов. Как сообщало ИА REGNUM, власти региона, кадровое сообщество столкнулись с проблемой отсутствия квалифицированной рабочей силы. Запланированные к реализации крупные инвестиционные проекты, территории опережающего социально-экономического развития, Свободный порт потребуют привлечения, только на первом этапе, более 70 тысяч специалистов, которых в регионе нет. Эксперты высказывают опасения, что Дальний Восток в такой ситуации придется заселять иностранными мигрантами.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.