Отдел полиции по почтовым и иным сообщениям опубликовал последние данные по случаям издевательств в школах: двое подростков из пяти становятся жертвами буллинга, одна их трех жертв никому не рассказывает об этом

Итальянский портал Skuola.net в рамках образовательной кампании «Жизнь в социальных сетях» для отдела полиции по почтовым и иным сообщениям опросил 15 268 подростков на тему травли в реальной жизни и виртуальной.

Опубликованные данные напугали психологов и социологов. Наибольшее число жертв буллинга оказалось в возрастной группе между 14 и 17 годами, издевательства испытали на себе двое подростков из пяти. Опрос также констатирует рост хулиганов среди девочек: 1 из 3 жертв говорит о присутствии девушек среди агрессоров.

Исследование показывает, что хулиганы действуют главным образом в группе (в 72% случаев) и, как правило, предпочитают жертв того же пола. Случаи буллинга продолжают расти особенно вне социальных сетей: 87% жертв пострадали исключительно в реальной жизни. Издевательствам онлайн в большей степени подвержены женщины, чем мужчины, но также и респонденты в возрастной группе от 11 до 13 лет.

Данные опроса показывают определенную трудность для жертв открыто говорить об издевательствах, которым они подверглись: одна из трех не говорит об этом кому-либо. Причинами являются, в основном, стыд (30%), желание отомстить самостоятельно (24%), в основном юноши признают, что они сами «наказали» хулигана. В группе 14 -17 лет увеличивается процент жертв, которые страдают в «тишине», в то время как в группе 11 -13 лет доверяют взрослым (родителям, учителям и т.д.) и социальным службам. В среднем 42% жертв издевательств доверяет родителям.

Даже те, кто были свидетелями издевательств, не хотят говорить об этом. 44% респондентов комментирует это так: «меня учили не лезть в чужие дела».

Отел полиции по почтовым и иным сообщениям в сотрудничестве с Министерством образования и Управления по делам детей и подростков разработал образовательный проект «Жизнь в социальных сетях», который проводит эффективную и постоянную кампанию профилактики буллинга среди детей и предоставляет информационную поддержку учителям и родителям.

Для ИА REGNUM ситуацию прокомментировали Паоло Джедловски, вице-президент Итальянской ассоциации социологии и Анна Лиза Палермите, исследователь Университета Калабрии.


 «Прямой буллинг включает в себя прямое физическое запугивание, удары, толчки, в то время как косвенный — включает в себя изоляции кого-то из группы, распространение клеветы против одноклассников. Использование этих различных типов издевательств различается в зависимости от возраста, кажется, что чем старше дети, тем все чаще снижается рост физических расправ и повышается рост словесных издевательств и обид», — рассказала Анна Лиза Палермите.

По ее словам, исследования, проведенные ею совместно с коллегами из Университета Калабрии не показали существенных гендерных различий, как лица мужского пола, так и женского пола становятся агрессорами и жертвами травли. Однако в некоторых региона юга Италии девушки демонстрируют большую агрессивность. Как в начальной, так и в средней школе мальчики больше демонстрировали акты прямого буллинга, тогда как девочки «предпочитают» косвенное, непрямое запугивание.

«Если мы рассмотрим новую форму издевательства под названием кибербуллинг, который состоит в использовании технических средств, чтобы запугать других, мы можем сказать, что это исследование также не выявило существенных гендерных различий; мальчики и девочки в равной степени вовлечены в роли киберагрессора и кибержертвы»,- подчеркнула исследователь Палермите.

Что касается превентивных мир по профилактике издевательств в школах, Паоло Джедловски, вице-президент Итальянской ассоциации социологии, уверен, что основная ответственность ложиться на плечи учителей.

«В Италии несколько групп исследователей пытались разработать модели вмешательства по предупреждению и сокращению случаев издевательств, которые должны быть активированы в школах. Учителя являются промоутерами изменений, поэтому очень важна их активная поддержка, потому что борьба с буллингом становится возможной только после специальной подготовки учителей, необходимо активизировать работы в группах в рамках каждого класса, искать общие стратегии вмешательства и обмениваться результатами выполненной работы. Все проекты, направленные на сокращения случаев буллинга, должны быть основаны на эмпирических доказательствах эффективности, на основе фактических данных проведенных мероприятий». По словам господина Джедловски, в Италии не ведется общей скоординированной работы по профилактики случаев буллинга.

«В Италии нет центральной политике в этом плане, часто все проекты оказываются разрозненными и строятся просто на доброй воли некоторых учителей, в отличие от некоторых европейских стран (Англия, Финляндия, Испания), которые имеют опыт крупномасштабных проектов, проходящих предварительную оценку на национальном уровне», — подчеркнул социолог.