США «поджигают» Среднюю Азию через этнические конфликты

Борис Саводян, 29 апреля 2015, 13:16 — REGNUM  

В Афганистане есть президент, но до сих пор нет правительства

На днях нижняя палата афганского парламента (Волуси Джирга) утвердила 16 кандидатур на посты в кабинете министров страны. Напомним, что это второй этап голосования. Первый этап состоялся 28 января, когда из предложенных президентом кандидатур вотум доверия получили только 8. До сих пор остается вакантным кресло министра обороны. Таким образом, из 25 постов в т. н. правительстве национального единства заняты 24. На первый взгляд может показаться, что это событие относится к разряду чисто внутриполитических и его можно обойти молчанием. Однако за ним могут скрываться далеко идущие планы.

Известно, что этнический фактор в афганской политике всегда имел большое значение. Шансы представителей национальных меньшинств занимать высокие государственные посты никогда не были высокими. А тут в состав нового кабинета министров помимо пуштунов вошли сразу по нескольку представителей нацменьшинств — таджики, узбеки и туркмены. Конечно, никто из них не знает, что ждет их в будущем, как будут протекать события после вывода американских войск из Афганистана. Однако они понимают, что в условиях гражданской войны может произойти, скажем, фрагментация Афганистана, разделение страны на этнополитические анклавы, находящиеся в состоянии конфронтации, а то и междоусобной войны. Так уже было в 1990-х годах, когда лидер этнических узбеков Афганистана генерал Абдул Рашид Дустум создал на севере Афганистана в регионе компактного и преимущественного проживания афганских узбеков отдельное государство и полностью контролировал дела этого региона. В начале 1995 года он посетил историческую родину, где его считают своим, и в Ташкенте один на один беседовал с президентом Исламом Каримовым, что было расценено как тайный сговор между ними, направленный на поддержку сепаратистских устремлений генерала по воссоединению узбекского региона Афганистана с Узбекистаном. С учётом того, что афганцам, в том числе и новоизбранным министрам, присущи такие характеристики, как исключительная привязанность к своей родине, своему краю и дому, можно допускать, что после вывода американских войск из Афганистана в случае «перелива» терроризма оттуда в соседние страны, они не захотят быть списанными, напротив, захотят остаться в политике. Поэтому они, выполняя волю своих американских покровителей и указы прозападного президента Ашрафа Гани, будут стремиться получить поддержку хотя бы части этнополитических группировок, как в случае с Дустумом, и играть важную роль через прямой диалог с лидерами среднеазиатских стран. Таким образом, они могут стать ещё одним инструментом американского влияния на Центральную Азию.

Ранее США постоянно критиковали местные элиты за нарушения прав человека и этим сами закрывали себе путь для эффективного взаимодействия с ними. Сейчас они тоже проявляют активность в регионе, но уже из соображений безопасности. Америка больше не использует военные базы на территории среднеазиатских стран, служившие логистическими центрами во время операции в Афганистане: авиационные базы Кант в Кыргызстане и Карши-Ханабад в Узбекистане. Недавно Вашингтон выразил заинтересованность в усилении своего присутствия в регионе. К примеру, глава Центрального командования ВС США генерал Ллойд Остин заявил, что Америка готова предоставить военную и технологическую помощь для поддержки усилий Туркменистана по обеспечению безопасности его границ с Афганистаном. Америка объявила в январе, что безвозмездно передаст Узбекистану более 200 бронетранспортёров с защитой от мин и нападений из засад, ранее использовавшихся для нужд «Северной распределительной сети» НАТО в Афганистане. Другим жестом, указывающим на желание США установить более активные связи в сфере безопасности со среднеазиатскими странами, можно считать высказывания заместителя помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричарда Хоугланда о том, что Вашингтон намерен проводить в регионе последовательную работу в области прав человека и надеется убедить правительства республик в том, что реформы отвечают их национальным интересам. Более детально высказался заместитель госсекретаря Энтони Блинкен. По его словам, безопасность стран Средней Азии укрепляет безопасность США, что является подспорьем для глобальных усилий по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Ещё одним жестом, указывающим на желание США установить более активные связи в сфере безопасности, можно считать недавнее турне американской делегации во главе с заместителем помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Даниэлом Розенблюмом. Помимо Узбекистана, где обсуждались вопросы безопасности в Афганистане (задачи новой миссия НАТО «Решительная поддержка», формирование правительства национального единства), делегация побывала также в Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении. В ходе своего турне Д. Розенблюм заявил о том, что у США «есть определенные интересы в странах Центральной Азии, поскольку эти государства граничат с крупными державами, с которыми у Америки складываются сложные отношения». «Соединённые Штаты не хотят, чтобы страны региона стали прибежищем для террористических групп. Мы хотим развивать наши отношения в области безопасности так, чтобы они могли совместно противостоять нашим общим угрозам — терроризму, наркотрафику», — резюмирует дипломат. Характерно, что Розенблюм не говорил о том, что цели операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане не достигнуты, что талибы сейчас, как и пять или десять лет назад, в очередной раз объявляют о весенних атаках на правительственные силы в Афганистане. Значительная часть консультаций в ходе турне была посвящена вопросам взаимодействия США и государств региона в свете возможной «афганизации» и «игилизации» (от ИГИЛ — «Исламское государство Ирака и Леванта» — ред.) региона. Устами Розенблюма было четко сказано, что США также допускают дестабилизацию региона деструктивными экстремистскими силами. Общий же лейтмотив выступлений был таков: больше диалога со среднеазиатскими элитами и больше попыток повлиять на те их группы, которые готовы к взаимодействию с США. Это позволит лучше продвигать и американские интересы (добиться большего дистанцирования стран Средней Азии от России и, возможно, Китая), и американские ценности (т.е. стандарты демократии и прав человека).

По мнению директора аналитического центра МГИМО Андрея Казанцева, обновленная стратегия не меняет внешнеполитических целей США. Одни из стран больше воспринимаются в контексте Афганистана, Южной Азии и проблем Большого Ближнего Востока (Туркмения, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан), другие — в контексте геополитических интересов Америки на постсоветском пространстве (Казахстан и Кыргызстан как члены евразийского интеграционного проекта Москвы), третьи — в контексте энергетических проблем (Казахстан, Туркмения), и т.п. Кстати, в институциональном плане американцы воспринимают Центральную Азию скорее в контексте проблем Южной Азии и Афганистана, чем постсоветских проблем (один и тот же отдел Госдепартамента занимается и Южной, и Центральной Азией).

Другие эксперты считают, что новая стратегия преследует и иные цели. «Активизация стратегии на Востоке важна США для того, чтобы дать мирную передышку Украине, только что вышедшей из-под влияния России», — сообщил «Независимому военному обозрению» ведущий научный сотрудник Института востоковедения Шохрат Кадыров. По его словам, «для определения эффективности стратегии США главный критерий — это ослабление России и Китая», «доминирование среди государств по периметру границ с РФ, не вступая с ней в прямой конфликт». Добавим от себя — и одним из инструментов формирования такого порядка могут стать некоторые члены афганского кабинета министров. Хотелось бы ошибиться, но логика нынешнего процесса хаотизации Афганистана вынуждает рассматривать подобный сценарий в исполнении «продвинутых» и изощренных кукловодов-англосаксов как основной. «Восток — дело тонкое»? Нет. Вот цитата от англосаксов из последних дней: «Разделяй и властвуй — это ключ к успеху. Пускай они постоянно грызут друг другу глотки. Сунниты против шиитов, одна народность на Украине против другой народности, россияне против европейцев. Это — план Вашингтона, и он никогда не подводит», — пишет американское издание CounterPunch.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.