«Бежишь через лес, видишь лужу и быстро мутную воду берешь в рот»

Виктор Семенович Федоров мечтал стать водителем, и в 14-летнем возрасте ему удалось устроиться на московскую автобазу. Однако между ним и любимой профессией встала война. Прежде чем вернуться за руль, он научился валить лес, совершать 10-киллометровые марш-броски и тянуть провода линии связи под непрерывным обстрелом.

Сейчас ветерану 90 лет. Он увлеченно играет на аккордеоне и участвует в самодеятельности. По словам Виктора Семеновича, больше всего ему нравятся военные песни, но во время исполнения очень трудно сдерживать слезы.

«Я с детства любил автомобили»

Виктор Семенов родился 10 февраля 1925 года в семье рабочих из подмосковной деревни Гравино (нынешний район Текстильщики в Москве). В 1937 году у него появился младший брат, а в 1940 году — сестра. Учиться не любил, и в 1939 года, когда Виктору исполнилось 14 лет, он попросил своего дядю Федора Семенова устроить его на автобазу, директором которой тот являлся. «Я очень любил автомобили, — рассказывает ветеран. — Я прибегал к дяде и просил: „Дядя Федя, дядя Федя, возьми меня к себе. Научи меня ездить“. И он меня оформил и научил водить». Когда началась война, полученные на базе навыки и умения пригодились на фронте.

«На войне я рвался работать водителем»

В 1941 году в доме у Федотовых заночевали солдаты, перевозившие боеприпасы и приехавшие на завод «Марс» для починки военных машин. Виктор собирался отправиться вслед за ними, но мать наотрез отказалась отпускать сына на войну. «Отец ушел на фронт, а я остался дома. Москва тогда была без отопления, поэтому нас возили в район Загорска пилить лес. Взрослые пилили и валяли, а мы, ребятишки, сучки обрубали метровые».

Но уже в 1943 году из военкомата пришла повестка. В 10 часов вечера 18-летних призывников выстроили на плацу у товарной станции «Абельмановская застава» и распределили по вагонам для отправки во Владимир. В вагоне была печка, по бокам стояли двухъярусные нары, а пол был устлан соломой. В каждый вагон загружали по 40 человек. В 6-7 утра поезд остановился, и всех призывников выстроили на платформе. Их поделили на две большие группы. Группе Федотова предстоял длинный путь в 10 километров через лес до посёлка «ГЭС» в 20-й учебный снайперский полк на реке Клязьма. «Там три месяца мы маршировали. Была подготовка. Как-то раз приехала комиссий военная. Нас собрали в комнате, так называемом „красном уголке“, и начали осмотр. Раздевают догола, щупают руки, ноги. Крепких в одну сторону, слабеньких в другую стороны. Никому не говорят куда отбирают. Так вот, я попадаю с крепкими. Я был крепкий парень, деревенский все-таки, знаете».

Нагрузка во время учебы была колоссальной. На занятиях совершали марш-броски. С собой лопаты, противогазы, искусственные деревянные гранаты с оболочкой. А к рюкзаку крепили скатки шинели. Тех, кто не справлялся, списывали или отправляли в хозяйственный взвод. «Пить хотелось постоянно, — вспоминает ветеран. — Вот бежишь через лес, видишь лужу и быстро эту мутную воду берешь в рот. Но никто не болел с такой воды. А вообще кормили хорошо: белый хлеб 300 грамм, черный хлеб в обед 300 грам. Давали масло (с песочком) и мясное».

Вскоре Федотова направили в 66-й батальон связистов. Под Волновахой, на юго-западе многострадальной Донецкой области, его ранило — осколок попал в спину. После выписки из госпиталя, где он находился на протяжении трех недель, Виктор Семенович вернулся на фронт и попал под Одессу. Сначала работал почтальоном. Потом понадобился человек, умеющий водить машину. Его направили в свой же 66-й батальон, только теперь водителем. Ветеран с гордостью рассказывает, как ему дали американский «Форд-6», на котором он перевозил боевые снаряды и раненых солдат.

Осенью 1945 Федотова перевели в 605-й полк. Жил в землянках, вмещавших в себя около ста человек. Домой вернулся только в 1946 году. Позднее получил московские права и устроился водителем на «5-ю Автобазу».