В Российском аграрном университете имени Тимирязева при участии НИИ «Конструкции автомобилей» планируют возродить легендарные советские автомобили «Запорожец» и «ГАЗ-69»: ведется разработка малолитражных автомобилей «Вожак», кроссовера и внедорожника соответственно

Иллюстрация: autoweek.ru

По словам заведующего лабораторией университета имени Тимирязева профессора Тенгизи Дзоценидзе, который возглавляет этот проект, внедорожник «Вожак» близок к идее «ГАЗ-69», однако в его дизайне конкретных заимствований не будет. А вот планируемый на его базе городской кроссовер уже стилистически будет похож на «Запорожец».

Говоря о «Запорожце», Дзоценидзе в интервью «Известиям» упомянул «знаковость» этой машины. Несмотря на то, что в проекте «Вожак» не нашла применение основная конструктивная особенность «Запорожца» — заднемоторная компоновка — с «Запорожцем» проект нового автомобиля роднит не только дизайн. В первую очередь, речь идет о воспроизводстве самой идеи автомобиля: дешевизна, ремонтопригодность и повышенная проходимость.

Во второй половине 50-х годов, когда шла разработка первого опытного образца «Запорожца» — Москвича-444 на базе итальянской новинки «Фиат-600» — , основной проблемой в СССР было отсутствие дорог, особенно в сельской местности. Отметим, что это учитывалось и при создании легендарной «Волги» ГАЗ-21, испытания которой проходили в таких местах, куда водителю легкового автомобиля весом в две тонны вряд ли придет в голову даже попробовать заехать.

Fiat 600, иллюстрация: wikimedia.org

Уже на стадии разработки опытного образца от «Фиат-600» мало что осталось. Конструкторы заменили 12-дюймовые колеса на более крупные, 13-дюймовые, что ухудшило внешний вид машины и привело к замене конструкции передней подвески (ее позаимствовали у автомобиля Фольксваген Жук), зато повысило проходимость. Вместо сдвижных стекол дверей была установлена опускная конструкция. И, самое главное, конструкторы заменили четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения от Фиата на то, что имелось в разработке и могло производиться массово на имеющихся в СССР мощностях — на новый четырёхцилиндровый V-образный, двигатель воздушного охлаждения МеМЗ965, который разрабатывали специалисты ВПК для легкой десантируемой амфибии. Объемом двигатель получился 746 см³, мощностью 23 л.с.

ЗАЗ-965, иллюстрация: hobbyport.ru

Из-за нового двигателя поменяли коробку — фиатовская была рассчитана на более высокооборотистый силовой агрегат — и дизайн капота и задних крыльев. В итоге, модель получила официальное имя «ЗАЗ-965» и 8 июля 1960 года водитель-испытатель завода «Коммунар» А. В. Скидаенко продемонстрировал ее Никите Хрущеву. 22 ноября 1960 года завод «Коммунар», куда вместо завода АЗЛК перенесли производство, выпустил первую партию «ЗАЗ-965».

Покупатели выявили недостатки новой машины: шумный двигатель (этот фактор его конструкторы по понятным причинам не учли), скромный багажник, перегрев, тесный салон, слабая динамика разгона. Открывающиеся назад двери также доставляли хлопот: их случайное открывание на ходу могло привести к серьезным авариям.

ЗАЗ-966, иллюстрация: denisovets.ru

Коллектив конструкторов завода «Коммунар» во главе молодым с главным конструктором В. П. Стешенко весной 1961 года приступил к разработке новой модели «ЗАЗ-966». Ее опытный образец представили на ВДНХ в ноябре этого же года. Однако производство модели задерживалось — все силы были брошены на строительство «ВАЗа». Тем не менее, модель «ЗАЗ-966» в 1966 году пошла в производство и находилась в серии до 1972 года. Отметим, что «ЗАЗ-965» выпускался параллельно до 1969 года.

Следующая модель — «ЗАЗ-968» пошла в серию с 1972 года. Главной особенностью этого автомобиля стали модернизированный двигатель МеМЗ-968 и новая приборная панель. Следующей модификацией стал последний «Запорожец» — ЗАЗ-968М, его выпускали с 1979 по 1994 год. Рабочий объём силового агрегата на части машин вырос до 890 см³ мощностью в 28 л. с. Основная же масса автомобилей выпускалась с двигателем 1,2 л. с мощностью 41, 45 или 50 л. с. ЗАЗ-968М изменился внешне — исчезли «уши» на боковинах кузова, уменьшилось количество хромированных деталей, была изменена система охлаждения.

Автомобиль стал действительно массовым: при ценнике в 1 800 рублей (после деноминации 1961 года) он всегда был в наличии в магазинах, хотя и пользовался спросом. Став первым автомобилем для целого поколения водителей, он заслуженно пользовался успехом в сельской местности, где по популярности он сравнился с велосипедами и мотоциклами с коляской или без.

Хочется только пожелать «реинкарнированному» «Вожаку» повторить успех своего идейного прототипа. Творческое переосмысление идей прошлых лет не является чем-то необычным: ранее компания Volkswagen успешно возродила собственную легенду второй половины XX века, компакт Beetle. Чуть позже концерн BMW возродил переосмысленную в современном стиле модель MINI Cooper, которая быстро завоевала популярность в Европе.