«Запорожец»: Переосмысление легенды

Во второй половине 50-х годов, когда шла разработка первого опытного образца «Запорожца» — Москвича-444 на базе итальянской новинки «Фиат-600» -, основной проблемой в СССР было отсутствие дорог, особенно в сельской местности

Москва, 24 Апреля 2015, 15:16 — REGNUM  В Российском аграрном университете имени Тимирязева при участии НИИ «Конструкции автомобилей» планируют возродить легендарные советские автомобили «Запорожец» и «ГАЗ-69»: ведется разработка малолитражных автомобилей «Вожак», кроссовера и внедорожника соответственно

По словам заведующего лабораторией университета имени Тимирязева профессора Тенгизи Дзоценидзе, который возглавляет этот проект, внедорожник «Вожак» близок к идее «ГАЗ-69», однако в его дизайне конкретных заимствований не будет. А вот планируемый на его базе городской кроссовер уже стилистически будет похож на «Запорожец».

Говоря о «Запорожце», Дзоценидзе в интервью «Известиям» упомянул «знаковость» этой машины. Несмотря на то, что в проекте «Вожак» не нашла применение основная конструктивная особенность «Запорожца» — заднемоторная компоновка — с «Запорожцем» проект нового автомобиля роднит не только дизайн. В первую очередь, речь идет о воспроизводстве самой идеи автомобиля: дешевизна, ремонтопригодность и повышенная проходимость.

Во второй половине 50-х годов, когда шла разработка первого опытного образца «Запорожца» — Москвича-444 на базе итальянской новинки «Фиат-600» — , основной проблемой в СССР было отсутствие дорог, особенно в сельской местности. Отметим, что это учитывалось и при создании легендарной «Волги» ГАЗ-21, испытания которой проходили в таких местах, куда водителю легкового автомобиля весом в две тонны вряд ли придет в голову даже попробовать заехать.

Fiat 600, иллюстрация: wikimedia.org

Уже на стадии разработки опытного образца от «Фиат-600» мало что осталось. Конструкторы заменили 12-дюймовые колеса на более крупные, 13-дюймовые, что ухудшило внешний вид машины и привело к замене конструкции передней подвески (ее позаимствовали у автомобиля Фольксваген Жук), зато повысило проходимость. Вместо сдвижных стекол дверей была установлена опускная конструкция. И, самое главное, конструкторы заменили четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения от Фиата на то, что имелось в разработке и могло производиться массово на имеющихся в СССР мощностях — на новый четырёхцилиндровый V-образный, двигатель воздушного охлаждения МеМЗ965, который разрабатывали специалисты ВПК для легкой десантируемой амфибии. Объемом двигатель получился 746 см³, мощностью 23 л.с.

ЗАЗ-965, иллюстрация: hobbyport.ru

Из-за нового двигателя поменяли коробку — фиатовская была рассчитана на более высокооборотистый силовой агрегат — и дизайн капота и задних крыльев. В итоге, модель получила официальное имя «ЗАЗ-965» и 8 июля 1960 года водитель-испытатель завода «Коммунар» А. В. Скидаенко продемонстрировал ее Никите Хрущеву. 22 ноября 1960 года завод «Коммунар», куда вместо завода АЗЛК перенесли производство, выпустил первую партию «ЗАЗ-965».

Покупатели выявили недостатки новой машины: шумный двигатель (этот фактор его конструкторы по понятным причинам не учли), скромный багажник, перегрев, тесный салон, слабая динамика разгона. Открывающиеся назад двери также доставляли хлопот: их случайное открывание на ходу могло привести к серьезным авариям.

ЗАЗ-966, иллюстрация: denisovets.ru

Коллектив конструкторов завода «Коммунар» во главе молодым с главным конструктором В. П. Стешенко весной 1961 года приступил к разработке новой модели «ЗАЗ-966». Ее опытный образец представили на ВДНХ в ноябре этого же года. Однако производство модели задерживалось — все силы были брошены на строительство «ВАЗа». Тем не менее, модель «ЗАЗ-966» в 1966 году пошла в производство и находилась в серии до 1972 года. Отметим, что «ЗАЗ-965» выпускался параллельно до 1969 года.

Следующая модель — «ЗАЗ-968» пошла в серию с 1972 года. Главной особенностью этого автомобиля стали модернизированный двигатель МеМЗ-968 и новая приборная панель. Следующей модификацией стал последний «Запорожец» — ЗАЗ-968М, его выпускали с 1979 по 1994 год. Рабочий объём силового агрегата на части машин вырос до 890 см³ мощностью в 28 л. с. Основная же масса автомобилей выпускалась с двигателем 1,2 л. с мощностью 41, 45 или 50 л. с. ЗАЗ-968М изменился внешне — исчезли «уши» на боковинах кузова, уменьшилось количество хромированных деталей, была изменена система охлаждения.

Автомобиль стал действительно массовым: при ценнике в 1 800 рублей (после деноминации 1961 года) он всегда был в наличии в магазинах, хотя и пользовался спросом. Став первым автомобилем для целого поколения водителей, он заслуженно пользовался успехом в сельской местности, где по популярности он сравнился с велосипедами и мотоциклами с коляской или без.

Хочется только пожелать «реинкарнированному» «Вожаку» повторить успех своего идейного прототипа. Творческое переосмысление идей прошлых лет не является чем-то необычным: ранее компания Volkswagen успешно возродила собственную легенду второй половины XX века, компакт Beetle. Чуть позже концерн BMW возродил переосмысленную в современном стиле модель MINI Cooper, которая быстро завоевала популярность в Европе.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
11.12.16
Взрыв прогремел в коптской церкви Каира
NB!
11.12.16
Макфол хочет, чтобы власти США признали RT и Sputnik иностранными агентами
NB!
11.12.16
Кого похоронил АртДокФест?
NB!
11.12.16
Telegraph: Тереза Мэй сталкивается с новыми преградами на пути к Brexit
NB!
11.12.16
Суд признал «отделы» МВД ПМР на избирательных участках незаконными
NB!
11.12.16
Устроит ли Трамп «охоту на ведьм» в министерстве энергетики США?
NB!
11.12.16
Азербайджан грозит Нагорному Карабаху новой войной
NB!
10.12.16
Новак: РФ не будет заключать с Украиной дополнительные соглашения по газу
NB!
10.12.16
Выборы в Приднестровье: давление исполнительной власти началось
NB!
10.12.16
СМИ: Пальмира находится под контролем сирийских войск
NB!
10.12.16
Почему Россия позволяет унижать и дискредитировать себя?
NB!
10.12.16
«Вольсбург» продолжает опускаться в зону вылета
NB!
10.12.16
Государство намекает Церкви на важность идти путем милосердия
NB!
10.12.16
Порты: Россия хочет повоевать с Прибалтикой за белорусский нефтетранзит
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: о чём на самом деле идёт речь
NB!
10.12.16
«Фараон» Ортега, «мутный» миллиардер и никарагуанская авантюра
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: Эксцесс исполнителя? Кому это выгодно?
NB!
10.12.16
Официальный Минск преследует ИА REGNUM за критику дрейфа властей на Запад
NB!
10.12.16
Мининформ Белоруссии признал политическими свои репрессии против СМИ
NB!
10.12.16
Православные России выступили против политических репрессий в Белоруссии
NB!
10.12.16
«Помните же – не верьте отступлению»: Крымская война
NB!
10.12.16
Австрия: Что будет, если Трамп договорится с Путиным о Крыме и Донбассе?