Владлен Дозорцев рассказал, как пытался в начале 90-х добиться «нулевого варианта»

Драматург и бывший депутат Верховного Совета ЛССР Владлен Дозорцев в эфире программы «Без обид» на канале LTV7 рассказал о том, что Народный фронт Латвии, который в конце 80-x годов боролся за выход республики из СССР, не обещал русским автоматическое предоставление гражданства. По словам Дозорцева, состоявшего в те годы в рядах НФЛ, в организации велись дискуссии о «позитивной дискриминации» русских.

«Это одна из дискуссий, которая имела место. Сейчас одна из претензий к Народному фронту заключается в том, что они обещали нулевой вариант, а занялись „позитивной дискриминацией“, 700 тысячам человек гражданства не дали. Однако ни в одном официальном документе Народного фронта про „нулевой вариант“ нигде не было ни слова», — сказал Дозорцев.

Экс-политик объяснил: «Таких документов было всего два. Во-первых, вторая программа НФЛ, где было сказано, что „все права предоставляются гражданам“ — без расшифровки, однако, что такое граждане. И что „государство всем предоставляет право на гражданство“.

На самом деле-то предоставлять его предполагалось двумя путями: регистрационным, то есть нулевым образом, и через натурализацию. Там нет обещания нулевого варианта! И второй документ — это та самая Декларация от 4 мая (о восстановлении независимости Латвийской Республики — прим. ИА REGNUM), двадцатипятилетие которой мы на днях будем отмечать. Там есть всего одна фраза относительно гражданства, тоже очень общая: сказано, что решать эту проблему нужно после достижения независимости, и больше ничего. Так что, ни в одном документе Народного фронта не было зафиксировано обещания дать всем „нулевой вариант“. Это если играть в слова, заниматься формалистикой. А если говорить по существу — то, например, у меня была иная конструкция решения этой проблемы, и я потерпел поражение. Мое личное, самое большое поражение в этой политической борьбе».

По словам Владлена Дозорцева, он предлагал автоматически предоставить гражданство всем жителям Латвии, которые являлись постоянными жителями страны на момент вступления закона в силу. «Моя конструкция была очень простая. Те, кто на день принятия закона является постоянным жителем Латвии, должны были получить гражданство в порядке регистрации. Потому что никто ни в чем не виноват из тех, кто здесь жил в это время. Можно не давать новые какие-то права определенной группе. Но отнимать старые — нельзя! А вторая часть этой конструкции заключалась в том, что для тех, кто после принятия закона прибывает в Латвию — для них нормальная натурализационная политика. Небольшой домицилий (постоянное проживание в стране — прим. ИА REGNUM), пять или десять лет, плюс несложный экзамен по языку — всё! Обсуждалось это при работе над Второй программой, и там большинство оказалось не на моей стороне. Я проиграл», — признал Дозорцев.

Отметим, что в начале 90-х Дозорцев сам мог остаться без гражданства Латвии, так как родился в Смоленской области, а латышский язык знал не очень хорошо. Однако, некоторые политики исходатайствовали ему присвоение гражданства «за особые заслуги».

Отметим также, что по сценариям Дозорцева сняты десятки документальных и художественных фильмов, его пьесы ставились в 130 театрах СССР, в Германии, США, на Кубе, в Болгарии, Японии и других странах. Во второй половине 80-х годов был главным редактором литературного журнала «Даугава», реформировал его, подняв тираж до 110 000 экземпляров. Автор романа «Одинокий стрелок по бегущей мишени», повестей «Речь неофита на погребении овцы», «Объезд», поэтических сборников «Автострада», «Гон», «Печаль свободного полёта», «Двухтысячный год», «В ожидании Суда» (2007), «Персональный код» (2011), киносценариев художественных и документальных фильмов, пьес «Последний посетитель» и «Завтрак с неизвестными», поставленных в 80-е и 90-е годы, книги мемуаров «Настоящее прошедшее время». Поэтические произведения Дозорцева включены в антологию 17 современных русских поэтов, вышедшую в Москве.