РАН и Министерство образования видят цель по-разному

Елена Ковачич, 22 апреля 2015, 00:13 — REGNUM  

Новые знания или структурные преобразования? Цели науки ученые Академии наук и чиновники Министерства образования видят по-разному

«России необходима разработка новой научно-технической политики», — заявил на заседании Президиума Академии наук заместитель президента РАН Владимир Иванов. По его словам, на совещании по проблемам национально-технологической инициативы в Белом доме (21.04.2015) позиция ученых нашла поддержку.

В соответствии с поручением президента РФ по итогам заседания Совета по науке и образованию 8 декабря 2014 года, Академия наук внесла свои предложения по корректировке Программы фундаментальных научных исследований. «Мы видим эту программу, в первую очередь, как обеспечение целостности научной системы в условиях сбалансированного законодательства, — подчеркнул Владимир Иванов. Такая программа была предложена Академией наук еще в конце прошлого года. Однако Минобрнауки (МОН) недавно разослал в Отделения РАН свой вариант программы. «Российская Академия наук и Минобр по-разному видят цель, — отметил замглавы РАН. — Если Академия говорит, что нам нужно работать, чтобы получать результат, то Минобр говорит о том, что надо формировать конкурентоспособный сектор фундаментальных наук, то есть фактически речь идет о реструктуризации». На практике предложение МОН выглядит так: Минобрнауки формирует Координационный совет и положение о нем, и по его предложению этот Совет утверждается правительством. Координационный совет определяет приоритеты, устанавливает, какие проекты финансировать и в каких объемах. Участники программы делятся на 4 категории — кто проводит исследования, кто обеспечивает координацию, финансирующие организации и экспертиза. Экспертной организацией признается Академия наук. Сведение роли Академии наук исключительно к экспертным функциям вызывает у ученых недоумение и возражения. В соответствии с принятым Законом № 253, подчеркнул Владимир Иванов, «РАН выполняет не только экспертные функции, она осуществляет научно-методическое руководство, выполняет управленческие функции. Все это из Программы исключено. Более того, отсюда же исключена и программа государственных академий наук, которая уже утверждена правительством до 2020 года».

Суть предложений со стороны РАН заключается в том, что в составе Координационного совета должны быть представлены Академия наук с отделениями, национально-исследовательские центры, ведущие вузы, госкорпорации — Росатом, Ростех. Поскольку перечисленные организации работают по своим законам, то должны быть «подпрограммы, построенные по принципу законодательства». В ведении РАН сохраняется научно-методическое руководство, закрепленное законом. Всем организациям вне зависимости от их форм собственности Академия должна обеспечить определение приоритетных направлений, оценку полученных результатов. К сфере компетенции РАН относится также подготовка предложений в правительство РФ по бюджетному финансированию фундаментальных исследований. «Еще раз подчеркну, — сказал Владимир Иванов, — это не является прерогативой никакого Координационного совета. Это законом закреплено именно за РАН, а не за кем другим. В соответствии с законом мы готовим доклад правительству о состоянии фундаментальной науки». По словам заместителя главы РАН, во всех"замечаниях, которые были нами получены, было написано «проект Минобрнауки непригоден для дальнейшего использования». Он предложил взять за основу проект Академии наук, направить его в Совет при президенте России, доработать и к 25 мая 2015 года направить в правительство РФ.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.