Порты Северо-Запада за неделю

ИА REGNUM публикует сегодня, 20 апреля, подборку наиболее значимых новостных сюжетов транспортно-транзитной отрасли Северо-Западного региона за неделю.

Будущее латвийских портов: Рига и Лиепая имеют шансы на новые грузы, на Вентспилсе поставили крест

На этой неделе была опубликована программа развития портов Латвии на 2014-2020 гг., утвержденная Латвийским советом портов, транзита и логистики. Согласно прогнозам, грузооборот Рижского порта к 2020 году может увеличиться до 49 млн тонн, Лиепайского — до 12 млн тонн, Вентспилсского — до 30 млн тонн, сообщает портал Ves.lv. В документе отмечается, что среди крупных портов страны Рига и Лиепая имеют шансы на привлечение новых грузов, для Вентспилса же существенного прироста объема грузов не прогнозируется. Как ранее сообщало ИА REGNUM, 2014 год для Вентспилсского порта прошел под влиянием санкций — морская гавань «недобрала» около 2 млн тонн запланированного грузооборота. На показатели повлиял рухнувший из-за санкций транзит каменного угля через АО «Baltic Coal Terminal» (терминал представляет интересы владельца груза — ОАО «Шахта Заречная», поставляющего уголь из России — прим. ИА REGNUM). Напомним также, что среди крупных латвийских портов Вентспилс имеет самый высокий удельный вес транзитных грузов.

На работе латвийских портов может отрицательно сказаться зависимость грузопотоков от внешних, «трудно прогнозируемых политических и экономических факторов». Кроме того, как отмечается в программе, угрозу представляет растущая конкуренция среди портов восточного побережья Балтики. «Затормозить» развитие морских гаваней Латвии также может нехватка инвестиций в инфраструктуру — объемы финансирования портовых проектов из фондов Европейского союза снижаются. Среди прочих негативных факторов — введение в будущем новых налогов и пошлин, а также ужесточение требований по охране окружающей среды. В документе также отмечается недостаточная глубина акватории в портах Латвии и неразвитость инфраструктуры подъездных путей.

Напомним, что грузооборот Рижского порта за 2014 год составил 41 млн тонн, что на 15,8% больше, чем годом ранее. Через Вентспилс перевалено 26,2 млн тонн грузов (минус 8,9% к прошлогоднему показателю), через Лиепайский порт — 5,3 млн тонн грузов (плюс 9,5%).

Порт в Индиге, многострадальный Белкомур и Архангельск как столица Севморпути: с чем губернаторы СЗФО пришли в Арктическую госкомиссию

14 апреля в Москве состоялось первое заседании Арктической комиссии, которую возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин. Арктические регионы подготовили предложения, которые позволят Арктике превратиться из «сырьевой периферии» в территорию с развитой инфраструктурой.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов предлагает рассмотреть вопрос о переносе головного офиса Северного морского пути (СМП) в Архангельск. Как отмечают в пресс-службе правительства региона, в Архангельской области сосредоточен огромный объём морской инфраструктуры и служб, обеспечивающих Северный морской путь. «В функции Архангельской области могут войти проверка уходящих судов на готовность к арктическому плаванию, а также консультации с отправителями грузов и перевозчиками», — отметил на заседании Арктической госкомиссии Орлов. По его словам, интересам развития Севморпути отвечает ресурсный потенциал Архангельской области: система портов, полярная авиация, гидробаза, нефтебаза, нефтеналивной терминал, северная гидрометеослужба. Напомним, что идея переноса в один из регионов головного офиса Севморпути обсуждалась в марте этого года во время визита вице-премьера Дмитрия Рогозина в Архангельскую область. Филиал СМП в регионе уже существует — с июня 2013 года.

Ненецкий автономный округ в качестве «арктической» инициативы выдвигает строительство полноценного порта в Индиге. Об этом заявил губернатор региона Игорь Кошин, отметив, что проект «округу в одиночку не реализовать». Как ранее сообщало ИА REGNUM, в рамках проекта «Печора-СПГ» (ресурсной базой являются запасы Кумжинского и Коровинского месторождений — прим. ИА REGNUM) в районе Индиги планировалось разместить плавучий завод по сжижению газа, к которому должен вести трубопровод с месторождений у Печоры длиной 300 км. В настоящий момент рассматривается возможность строительства в порту Индига не только терминала по транспортировке сжиженного газа мощностью 10 млн тонн в год, но и нефтеналивного и контейнерного терминалов. Напомним, что порт Индига заявлен как глубоководный порт с естественными глубинами порядка 17 метров.

Глава Мурманской области Марина Ковтун на первом заседании комиссии выступила с предложением о зонировании морских территорий российской Арктики. В регионе полагают, что это позволит избежать ситуации, когда на один и тот же участок морской территории будут претендовать различные субъекты хозяйственной деятельности. Обеспечение потребностей России в углеводородных, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья предполагает развитие различных видов морской деятельности — от рыболовства и развития аквакультуры до добычи углеводородов, отмечает пресс-служба правительства региона. По словам Ковтун, необходимо планирование акваторий в соответствии с их целевым назначением для последующего установления функциональных зон.

Республика Коми представит на рассмотрение Госкомиссии по вопросам развития Арктики ряд предложений, среди которых инициатива по включению проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» в госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» как базовой части проекта развития Северного морского пути. Об этом сообщили ИА REGNUM в пресс-службе правительства региона со ссылкой на главу Коми Вячеслава Гайзера. Напомним, что идея проекта «Белкомур» — это запуск железнодорожного сообщения по маршруту Архангельск — Сыктывкар — Соликамск (Пермь) общей протяженностью около 1 тыс. 155 км. «Белкомур» состоит из двух участков: северного (проходит по территории Архангельской области и Республики Коми) и южного (от Сыктывкара по территории Республики Коми и Пермского края). Основная цель строительства «Белкомура» — развитие регионов Европейского Севера России. Магистраль по кратчайшему маршруту должна связать промышленный Урал с северными территориями и морскими портами Мурманска и Архангельска, став альтернативным транспортным соединением Урала с портами Баренцева и Белого морей. В перспективе новая дорога обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, создавая хорошие условия для транзита грузов через Россию.

Российские предприниматели заинтересованы в эстонских портах — мнение

Как сообщает Postimees, по мнению руководителя эстонской стивидорной компании AS Transiidikeskus Эрика Лайдвеэ, у российского бизнеса возрос интерес к переносу центров по снабжению розничных сетей из портов РФ в морские порты ЕС, в том числе в Эстонию. Как рассказал Лайдвеэ, в этом заинтересованы владельцы крупных торговых центров и торговых сетей в России, которым для снабжения магазинов требуются импортные товары. «В экономике сейчас смутные времена, и некоторые из наших партнеров теряют или уже потеряли свои торговые потоки», — отметил Лайдвеэ. По его мнению, это связано с санкциями и ослаблением рубля. Он признает, что российские бизнесмены и раньше прибегали к такому решению, однако теперь их численность ощутимо возросла. «Предпочтение порту Мууга (входит в ГАО „Таллинский порт“ — прим. ИА REGNUM) отдают и за его статус свободной зоны», — рассказал руководитель Transiidikeskus. Напомним, что на территории свободной зоны действует упрощенный порядок оформления таможенных документов.

Красивые картинки для Усть-Луги

На минувшей неделе власти Ленобласти одобрили сразу два проекта, связанные с развитием Усть-Луги — лидирующего российского порта на Балтике. Как сообщает пресс-служба правительства региона, межведомственная комиссия по размещению производительных сил (МВК) в Ленобласти согласовала строительство завода «Балтийский СПГ» на участке площадью 364 гектара севернее границ морского торгового порта Усть-Луга. Также комиссией одобрен проект промышленно-логистической зоны "Мультимодальный комплекс «Усть-Луга».

Проект «Газпрома» по строительству завода по сжижению природного газа «разогреет» экономику региона, убежден вице-губернатор Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов. Как ранее сообщало ИА REGNUM, мощность предприятия составит 10 млн тонн в год с возможностью расширения до 15 млн тонн в год. Газ на завод будет поступать из Единой системы газоснабжения России. Ввод в эксплуатацию первой линии завода запланирован на четвертый квартал 2020 года. Генеральный директор ООО «Газпром СПГ Санкт-Петербург» (исполнитель работ — прим. ИА REGNUM) Сергей Густов сообщил, что для реализации проекта необходимо строительство газопровода от Волхова (Ленинградская область) до Усть-Луги протяженностью около 360 километров. Отметим, что «Балтийский СПГ» будет реализован на принципах проектного финансирования.

Как пишет «Коммерсантъ», проблемой для проекта может стать отсутствие российских технологий крупнотоннажного сжижения газа, тогда как лицензии на действующие технологии принадлежат компаниям из США, ЕС и Японии, которые ввели санкции. По информации издания, для «Балтийского СПГ» предполагается использовать «европейскую технологию». Речь может идти о технологии Shell — она применяется на единственном действующем российском СПГ-заводе на Сахалине (у «Газпрома» там 50%, у Shell — 27,5%, остальное у японских Mitsui и Mitsubishi). Другой вариант — технология немецкой компании Linde, которая использована на СПГ-заводе в норвежском Хаммерфесте. Также «Газпром» может столкнуться со сложностями реализации продукции на заявленных целевых рынках — в Европе и Латинской Америке. Как рассказывает глава подразделения СПГ в ICIS Heren Роман Казьмин, в среднесрочной перспективе в Европе не будет значительной ниши для СПГ из России. «Если мы посмотрим на европейский рынок, который с географической точки зрения наиболее привлекателен, то увидим, что Испания последние годы занимается реэкспортом СПГ, Италия практически не закупает СПГ на споте и не заключает новых долгосрочных контрактов, Британия занята катарским газом», — отмечает эксперт. По его словам, в СПГ заинтересованы в основном те европейские страны, куда уже поставляется трубопроводный газ из РФ и которые хотели бы этот газ потеснить. «Но срок завершения „Балтийского СПГ“ совпадает с выходом на рынок американских СПГ-проектов, а также с началом контракта GM&T с НОВАТЭКом по газу с Ямала», — рассказывает Казьмин. По его мнению, «Газпром» может столкнуться с трудностями при заключении долгосрочных контрактов под большую часть продукции завода, что необходимо для проектного финансирования. Но в свете нового подхода «Газпрома» к поставкам в Европу появление гибкого объема СПГ может позволить компании реализовать своп-стратегии с трубопроводным газом. Так, если российская энергетическая компания выполнит ультиматум по прекращению транзита через Украину после 2019 года, а газопроводы-продолжения «Турецкого потока» не будут созданы, наиболее уязвима Италия — крупный клиент монополии. Тогда ее снабжение можно было бы обеспечить за счет СПГ, избежав существенного нарушения контрактов.

Второй одобренный властями Ленинградской области проект — промышленно-логистическая зона на территории Вистинского сельского поселения Кингисеппского района Ленобласти — по мнению инвесторов (компания ООО "Мультимодальный комплекс «Усть-Луга»), позволит привлечь в регион более 110,8 млрд рублей. Сама компания будет заниматься инженерной и транспортной подготовкой территорий комплекса для предприятий-резидентов. В состав промышленно-логистической зоны должны войти следующие проекты: "Зона «Сухого порта» (зона таможенного хранения грузов); «Промышленная зона „Югантово“ и „Зона грузового аэропорта и Аэротрополиса“. В зоне грузового аэропорта планируется создать: взлетно-посадочную полосу класса А, грузовой терминал и пассажирский терминал бизнес-авиации, логистический комплекс, вертодром, зону обслуживания авиации и таможенный терминал. Инвестор отмечает, что создание грузового аэропорта вблизи морского порта Усть-Луга, а также федеральной автодороги М-11 и железнодорожного узла, позволит сформировать крупнейший транспортный хаб на северо-западе России.

»Этот «прожект» по развитию припортовых территорий имеет очень давнюю историю. Пять лет назад он уже объявлялся «стратегическим» партией «Единая Россия», под него даже предполагалось получить финансирование в Минтрансе, — рассказал корреспонденту ИА REGNUM бывший топ-менеджер ОАО «Компания Усть-Луга», пожелавший остаться неназванным. — Видимо, что-то тогда не срослось, и с тех пор для проекта рисуются всё новые картинки, однако его практическая реализация не продвинулась ни на миллиметр".

Министр сообщения Латвии не видит угроз для транзита

На прошлой неделе министр сообщения Латвии Анрийс Матисс дал интервью газете «Вести Латвии», в котором заявил об отсутствии угроз транзиту через страну со стороны России. «Да, мы видим, что грузопоток из России незначительно снизился, однако мы это не связываем с геополитикой и санкциями, это следствие того, что, во-первых, восточный сосед активно развивает свои порты, а во-вторых, из-за колебаний рубля услуги нашей железной дороги и портов стали для россиян дороже», — рассказал Матисс. По его словам, грузопоток по железной дороге в стране сократился на 3,6%, однако «ничего трагического» в таком снижении нет. Он также отметил, что сотрудничество с Россией в практической сфере продолжается. «В целом сегодня мы не видим угроз для транзита, особенно учитывая, что ситуация на Украине улучшилась, происходит и стабилизация рубля, поэтому мы надеемся на лучшее», — подчеркнул латвийский министр.

Также в интервью изданию Матисс отметил, что большой потенциал Латвия сегодня видит в сотрудничестве с Белоруссией. Министр напомнил, что недавно был подписан договор о транзите нефтепродуктов через латвийские порты. «Конечно, мы за белорусские грузы конкурируем с Клайпедой, и в минувшем году мы видели, что по объему перевалки грузов у нас удельный вес российских грузов вырос, а белорусских — снизился. Но сейчас с подписанием договора положение изменится», — подчеркнул он.

Стоит отметить, что ведомство, которое возглавляет Матисс, в марте опубликовало аналитический доклад о влиянии санкций на транзитную отрасль Латвии. В результате ухудшения политических отношений с Россией Латвия в первую очередь потеряет транзитные российские грузы угля и нефтепродуктов, считают в министерстве сообщения страны. «Если Россия захочет, она может серьезно повлиять на транзитные потоки административными мерами, например, усилив контроль грузов, проводя ремонт на основных транзитных маршрутах, изменив тарифы и другими», — отмечается в докладе. Латвийские аналитики подчеркивают, что в особой ситуации из-за санкций оказался Вентспилсский порт, грузооборот которого в 2014 году упал на 8,9%. Как ранее сообщало ИА REGNUM, руководство порта даже направило письмо в адрес латвийского правительства. Десятки миллионов тонн российских грузов заменить нечем, отмечают в Вентспилсе. Другое любопытное заявление Матисса, сделанное на прошлое неделе, касается покупки АО «РЖД Логистика» — «дочки» ОАО «Российские железные дороги» — 50%-й доли уставного капитала латвийского железнодорожного перевозчика SIA «Liepajas naftas tranzits» (10 апреля компания сменила название на Euro Rail Cargo). По словам Матисса, министерство сообщения Латвии «положительно» оценивает сделку. «Если эта компания (АО „РЖД Логистика“ — прим. ИА REGNUM) придет с новыми грузами и закрепится на латвийском рынке, то это можно оценивать положительно» — отметил министр в комментарии порталу Delfi. Он также добавил, что грузы из РФ составляют 75% всех грузов, перемещаемых по латвийскому транзитному коридору. Поэтому, если Россия возьмёт под контроль эти грузы на территории Латвии, то данные грузопотоки не будут потеряны. По информации, которой располагает Анрийс Матисс, в связи с участием в латвийском логистическом предприятии российская компания планирует привлекать новые грузы. Напомним, что продавцом в сделке с РЖДЛ выступила SIA «Locomotive Traction Operation» (LTO). 80% LTO контролирует Latvijas transporta grupa, совладельцами которой являются бывший премьер-министр Латвии Андрис Шкеле и экс-министр сообщения республики Айнарс Шлесерс.